Шафторка. Историческая справка

Деревни Шафторка Салтыковского околотка деревень Сасовского района Рязанской области имеет достаточно древнюю историю.
Расположенная некогда на почтовом тракте Шацк-Спасск (тамбовской губернии), она и сейчас провожает остатками покосившихся крыш проносящийся мимо по трассе М5 автотранспорт.
Деревня, видимо, изначально возникла как придорожная. Об этом свидетельствует ее расположение вдоль старого пути, вынесенного при реконструкции автотрассы за территорию деревни
Как населенный пункт на упомянутой дороге она обозначена на карте 1816 года под именем Шефтанка.
Истинное это было название в те времена, или мы имеем дело с ошибками писцов, пока трудно судить.
Но уже на межевых картах Менде 1862 года она именуется как Шафтурка на ручье Шафтурка с нескольким десятком владельческих дворов, то есть дворов крепостных крестьян.
Хотя при рассмотрении карт 1795  года, более мелкомасштабных, отлично видно что Шефтанка надится несколько в стороне и на другом ручье, впадающем в Шафтурку.Таким образом, внимательное изучение более точных карт дало основание предположить, что Шафторка и Шефтанка были разными населенными пунктами, хотя расположенными по соседству. И как следствие, временем основания Шафторки служит период между 1816 и 1862 годами.
Шафтуркой она оставалась до революции 1917 года, после которой «причесывали» сложившиеся названия деревень под восприятие кого-то из власть имущих.
Так в нашем околотке из Салтыковых бут появилось Салтыково, из деревни Крутой деревня Крутое. И Шафтурка поменяла одну из букв.
Хотя в памяти народной долго еще женщин, жительниц деревни, называли именно шафтурками.
Название Шафторка не славянское, происходит скорее всего от имени ручья Шафтурка. Подобные гидронимы остались в окрестных местах от угрофинских племен меря, мурома, мордва и еще более ранних балтийских.
Так и гидронимы окружающих мест на –ор:Кенор, Унгор, Пехор (совр. Пехорка), Унор, Ушмор, Шафтур (совр. Шафторка). Данные гиронимы относятся преимущественно к небольшим и совсем маленьким речкам и ручьям.
В тоже время у всех нас на слуху гидронимы Шатор (правый приток Мокши), окские реки Шат, Шатец, Шача, Шатура. Здесь Ша- наследие балтийских племен, заселявших наши места в 1-м, 2-м тысячелетии до нашей эры.
И вполне естественно, что новопоселенцы, поселившиеся на мордовском ручье Шафтурка, дали название своей деревушке Шафтурка. То есть небольшая деревушка. Что вполне соответствует законам русского языка.
В 20 веке рядом с деревней строится церковь. Это произошло в самом начале 20 –го.
Вот что говорит о ней и приходах ее тамбовский автор А. Е. Андриевский в 1911 году в своем труде  «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.»:
«Церковь деревянная, холодная, построена на средства г. Нарышкина и прихожан в 1902 году, престолов два: главный - во имя Преображения Господня и придельный – св. бессребреников Космы и Дамиана. Приход открыт в 1904 г.

Дворов 215. душ муж. пола 757, жен. пола 796, великороссы, земледельцы, отхожий промысел – выделка овчины на стороне. В приходе две деревни: Шафторка 113 дворов, душ муж. пола 372, жен. 357, от церкви в четверти версты и Лесные Цветы (Цветовка тож) 28 дворов, душ муж. пола 115, же. 139, в полуторах верстах от церкви.

Школа церковно-приходская, смешанная, одноклассная, есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1904 года, библиотека в 40 томов.

Штат: священник и псаломщик, у причта земля 1 десятина усадебной, 30 десятин пахотной, неудобной, и полторы десятины сенокосной, вся земля около церкви, в одном месте. Земля дает годового дохода 60 руб., братский годовой доход 580 руб. Церковный капитал 200 руб., дома у причта собственные.»

 В деревне осталось кладбище, и живущие еще старые люди церковь помнят. Ее не разорили в начале тридцатых, а паства из села Салтыково, где церковь была закрыта, направлялась в Шафторку.
Службу в ней вел батюшка из расположенного не совсем далеко села Красный Холм.
Кстати, по сохранившимся церковным источникам, жители Шафторки в приходе Салтыковской церкви никогда не числились.
Сгорела церковь, или по другой версии ее разобрали в 1940 году после не уплаты налогов, перед войной. Но по сложившейся привычке или традиции, церковные требы в селе свершались еще в начале 50-х годов прошлого века.
Видимо, пока был жив старый священник.
Знаменитый в своей среде этнограф Н. И. Соловьева, проводившая несколько экспедиций в эти края, различий между деревнями Шафторка и окружающими ее Салтыково, Новое, Студенец, Каменка не делала, разве что за исключением специфичных элементов. Которые были вызваны трехвековым самостоятельным их существованием.
А упомянутые выше деревни были вывезены из Владимирского уезда боярином П. С. Салтыковым Московской губернии на рубеже 17-го и 18 –го веков.
И поскольку элементы культуры населения Шафторки и упомянутых деревень общие, можно предположить два варианта происхождения деревни.
Это либо деревня была привезена из Владимирского уезда наряду с остальными, либо является выселками из них.
В Шафторке, также как и в окружающих населенных пунктах, существуют специфичные и колоритные местные фамилии: Назины, Котыховы, Тужилины...
Н. И. Соловьева в своих отчетах отметила еще один момент в биографии деревни.
В округе у жителей ее была кличка, что было вообще обычным в сельской действительности. У жителей Шафторки она звучала как ПАРУНЫ (по Соловьевой). В местных говорах это было ПРУНЫ.
Толкование термина было неоднозначным, иногда с отрицательным подтекстом. Но по словарям Ожегова, Даля, к которым пришлось обратиться, Прун стоит в одном словаре с такими синонимами:  удачник, прульник, сливкосниматель, везун, везунчик, прун, везунок, счастливец, баловень судьбы, любимец судьбы, любимец фортуны, баловень фортуны, счастливчик, пенкосниматель.То есто прозвище имело вполне конкретное значение. Можно сделать вывод, что окружающее население в чем то завидовало шафторскому.
Село – деревня дало стране известного композитора А. П. Аверкина, чаровавшего гармонными переливами всю Россию….
Музыкальность, владение игрой на гармони было в середине прошлого века не отъемлемой чертой населения деревень Шафторка, Новое, Студенец….
И талант Аверкина был рожден не на пустом месте.
Ручей Шафтурка, в первой трети русла своего удостоенный в середине позапрошлого века нанесения на историческую карту Менде, не пропал.
Но коренным образом сменил название. В течении своем по Шафторке он именуется как Компот, выходя из деревни и до Лесных Цветов это Течера (Чечера, Цыцора), еще далее уже Рубалиха до впадения в речку Вязовка. И каждому потомку названных деревень уже дороги именно эти названия.
В первые века или десятилетия своего существования население деревни, возможно, разделяло общую участь окружающих будных  деревень, то есть жгли леса для производства поташа.
А затем занималось бондарным и столярным производством, выделкой кож.
И временами бунтовало. Особенно в начале 20-го века.
В настоящее время деревня разделила судьбу Российской глубинки…
Вымирание…. Пройдет еще одно – два ностальгирующих поколения… И дай Бог, если останутся среди наших потомков помнящие корни свои…..


Рецензии