Челвек и пространство

               

    Как-то я слушал по радио выступление одного очень известного политика. Он несколько раз избирался депутатом Верховного Совета, а потом, по просьбе Президента возглавил одно из министерств нашего правительства. Мне особенно пришлись по душе его следующие слова:
    - Чтоб победить коррупцию, всем гражданам нужно, в первую очередь, начать с самых себя. Если каждый из нас перестанем давать взятки, то о продажности общественных и политических деятелей в стране мы забудем раз и навсегда.
    Своим восхищением, вызванным проникновенной речью, мной уважаемого человека, я отправился поделиться с соседями – двумя друзьями пенсионерами, Владимиром Андреевичем и Петром Сергеевичем. Это были толковые, начитанные старики, и мне хотелось, чтоб они оценили по достоинству мудрые размышления политика.
    Когда я процитировал старикам, понравившиеся мне слова министра, и спросил их: «Да, здорово человек выступил?», - они громко расхохотались.
    - Почему вы смеетесь? – не понял я.
    Первым пришел в себя от смеха, и начал говорить Петр Сергеевич:
    - Уважаемый сосед, услышанные тобой, высказывания нашего министра – не заслуживают названия - речи общественного деятеля. Это болтовня из арсенала демагогов, лицемеров и жуликов.
    - Ну, почему? – не унимался я.
    В разговор вступил Владимир Андреевич, тоже уже переставший к тому времени смеяться:
    - По логике нашего бывшего депутата, - достаточно всем гражданам стать честными, и о воровстве в стране можно забыть. Налоговую инспекцию нужно, со спокойной совестью  устранять – потому что все предприниматели бросятся добровольно платить денежные сборы в казну. А если все люди еще и проникнуться уважением к чужим границам, так и от армий всех стран мира на Земле можно смело отказываться.
    Я был подавлен словами соседа. Заметив мою растерянность, Петр Сергеевич ударился в размышления - почему словами министра не стоит восторгаться:
    - Представь себе на минуту, что какой-то бизнесмен взял ссуду в банке, купил товар, который хотел с выгодой для себя перепродать. Но, по совету, уважаемого тобой, государственного деятеля, он не дал взятку местному чиновнику, и тот приказал закрыть его магазин. Честный коммерсант подал в суд на самоуправца. Судебное разбирательство шло долго, и закончилось победой бизнесмена. Только за это время товар испортился, а банк насчитал большие проценты на, взятые им, деньги. И человек разорился 
    - Вы против борьбы с подкупом должностных лиц? – возмутился я.
    - Нет. Я, за коренные изменения в, окружающей нас, среде. Наш министр должен не красивые слова произносить по радио, он не артист. Его задача - делать реформы.
    - Вот, вот! – поддержал приятеля Владимир Андреевич. – Внешняя среда сделала с обезьяны человека, и с тех пор руководит всеми его честными поступками, славными делами, безумными намерениями и всеми проступками. И разницы нет – король он, или нищий бродяга.
    - Мне кажется, что человек больше влияет на природу, чем она на него.
    - Внешняя наша среда, это не только поля, леса и горы, а и организационные структуры общества, в котором мы живем, и взаимоотношения с соседними племенами, и количество народонаселения с его предрассудками, миропониманием и средствами добывания пропитания и многое-многое другое. Если сказать очень, очень упрощенно: внешняя среда человека – это государство, в котором он живет. Она за окном каждого нашего дома.
    - А, по-моему, не среда руководит людьми, а люди постоянно меняют среду своего обитания с помощью войн, революций, забастовок, восстаний, реформ, образования, общественного мнения и других действий. – решительно, как мне показалось, возразил я.
    - Молодой человек, необходимость менять среду нашего обитания, и способы – как это сделать? - подсказывает нам сама среда нашего обитания. 
   - А мне кажется, что среда нашего обитания сопротивляется всяческой модернизации. Граждане вознамерившиеся, что-то изменить в государстве – платят за это своей свободой.
   - Есть и такое.
   - Не понял! Так среда нашего обитания подталкивает нас к изменениям внутри ее, или она активно сопротивляется нашим намерениям?
    - И то, и другое существует сразу. Попробую проиллюстрировать свою мысль простым примером. Допустим - горит дом. Пожар наталкивает нас на мысль, что его нужно тушить? Наталкивает. Но языки пламени сопротивляются тушению? Сопротивляются. С кружкой воды можно нам бросаться в огонь? Нельзя – это путь к мучительной смерти. Так мы уподобимся  бизнесмену, не давшего взятку чиновнику, в насквозь коррумпированной стране. Значит, нужны более существенные способы борьбы со стихийным бедствием. Какие? Подсказывает сам пожар. Глядя на него, мы или хватаемся за огнетушитель, или зовем соседей на помощь, или вызываем пожарные машины.
    - А все-таки вдохновенно говорил сегодня наш министр. – не сдавался я. – Так демагоги, лицемеры и жулики не могут высказываться.
    - Конечно – нет. Так высказываются мошенники в квадрате. Человек, поставленный в государстве бороться с экономическим злом, и ничего не делающий на своем посту, – хуже вульгарного афериста. Наслаждаться «сладкими» речами, молодой человек, ходи в театр. А по радио или телевизору смотри и слушай, лучше, разные познавательные передачи. Там, иногда, они проскальзывают.
    Мне стало обидно, что старики разговаривают со мной как с малым дитем, и я пошел домой.
    


Рецензии