Эссе 7-1 Галерея Русской Культуры Звук, Слово и Дв

Галерея Русской Культуры Звук, Слово и Движение

Эссе 7-1

Предыдущая часть, Нашего с Вами разговора, закончена словами: - «Здесь в Русской расовой национальной Имперской Культуре через движение Высокого Духа через Звук, Музыку Души, вызывается естественная потребность Тела, показать красоту Русской Души, через движение – Танец и завершить созидание расового культурного образа, музыкальным бессмертным словом поэзии». Именно подобная неразрывная связь всех трех начал в живой гармонии, и отличала Русских Культурных Музыкальных Гениев и диктовало пути их Высокого Расового Творчества.

Одним из русских композиторов Гениев мировой музыки вообще, и XX века в частности, был Георгий Васильевич Свиридов.    Судить о масштабе личности русского музыкального Гения мы можем не только по его музыкальному наследию, но и по опубликованным недавно в Москве дневникам Свиридова. Критики Гения тут же начали выискивать противоречия в разных дневниковых высказываниях Свиридова, но дневников 40 толстых тетрадей плюс разные иные источники. Такой подход контрпродуктивен, Свиридова надо видеть целиком, а не выискивать противоречия его записей. Так профессор В.Ю. Касатонов договорился до того, что Гения Русской Расовой Мысли К.Н. Леонтьева записал в социалисты, приводя его какие то замечания по этому поводу.

Станислав КУНЯЕВ в своих воспоминаниях о встречах с Георгием Свиридовым. «ДА СГИНЕТ ТЬМА», приводил позицию композитора по отношению мира «советской и мировой музыки».
Свиридов:
— Это давняя традиция дельцов от искусства — держать в своих руках организацию приглашений за рубеж, гастролей, рекламы, системы международных премий, гонораров, создания «звезд», подавления инакомыслия в творческой среде. Система эта создавалась в двадцатые — тридцатые годы, у нас мировая антреприза была представлена салоном Лили Брик с ее мужем Осипом, с окружением из художников, критиков, журналистов, импресарио… Этот салон был связан с салоном Эльзы Триоле и Луи Арагона в Париже, ведь Эльза Триоле — родная сестра Лили Брик. Через американского дельца Соломона Юрока наши представители мировой антрепризы устраивали гастроли угодных им людей в Америке… А после Лили Брик связи ее салона во многом унаследовала Майя Плисецкая…
О, вы не знаете! Возможности этих салонов, образующих сеть мировой антрепризы, могущественны, и те, кто это сознают и подчиняются ее законам, обречены на успех! Я, помню, спросил композитора Щедрина, когда узнал, что он женится на Плисецкой: «Родион, зачем тебе это нужно?» Он ответил мне: «Я сейчас известный композитор, а после женитьбы на Плисецкой стану композитором знаменитым…»
— А как вы относитесь, Георгий Васильевич, к Плисецкой-балерине?
Свиридов пожал плечами:
— Как к ней относиться? Техничка…»

Можно конечно расценивать подобное мнение, как сугубо личное, но здесь совершенно другое, Свиридов одним словом закономерно вывел Плисецкую и «культурный мир советской музыки и ее антерпризы» за рамки Русской Культуры.

Мое резюме

Танец, движение, только находясь в гармонии с звуком: - музыкой и словом может выражать расовый, наднациональный Дух Русской Культуры через личности такие, как великая Галина Уланова. Общепризнанная вершина русского балета Анна Павлова, таковой была признана во Франции, как и Карсавина и Нижинский, по духу близкие к лубку и техницизму исполнения. 

И так Свиридов, и его Музыка, как Судьба: -

«Музыка - искусство бессознательного, - я отрицаю за Музыкой Мысль, тем более какую-либо философию». Мысль, по Свиридову, может выражать только слово. Музыка же лишь «несет Слово и раскрывает сокровенный, тайный смысл этого Слова».

      Свиридов убежден, что «пение – «мелодия» тянет к простоте, четкости, к формуле, к символу. Инструмент - тянет к выдумке, ухищрению.


      «В давно прошедшие времена музыка (на Руси) была нескольких видов:
      1) Храмовая, собственно духовная, богослужебная музыка.
      2) Духовно-народная музыка, песни раскола... гимны (слагаемые отшельниками, монахами, сектантами и т. д.).
      3) (Богатейшая) Народная музыка, музыка праздников, обрядов, календарные песни, свадебные, предсвадебные, похоронные, трудовые и. т. д.
      4) Скоморошья музыка, музыка профессионалов-шутов, созданная для потехи, для развлечения. Сия последняя была музыкой, исполнявшейся людьми, не имевшими подлинного человеческого достоинства, в сущности - разновидностью дворовых лакеев».


      А поскольку первые три вида, по Свиридову, связаны с пением, отсюда делается вывод: «Оркестровая музыка, как это ни странно, может быть, ведет свое начало именно от этой шутовской среды. Отсюда же идет стиль раннего Стравинского и Прокофьева (многое у Шостаковича) и в творчестве, и в психологии».

Моя вставка

Здесь, первые три вида должны обязательно представлять (в любой национальной культуре) собой некое неразрывное гармоничное единство и всегда противопоставляются по Духу (а не по практическому воплощению) профессиональной музыке. Музыка душа, и единое выражение Духа народа, и здесь, только третий тип может порождать два первых, и только продолжая находится в гармонии всех трех видов. Этот отражение расового, национального или наднационального Имперского Духа, как естественно вся Русская наднациональная Музыка. Общество, где преобладает, доминирует профессиональная музыка - это общество космополитическое, либеральное.   

Свиридов: - «Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание».
      «Поначалу все оставались «при своем». В частности, в музыке: «Православие - музыка статична, все внутри, в душе. Мелодия - хор - гимн. Восторг мира! Выразительность интонации. Идея - свобода. Инструмент - от Бога - голос, хор. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ. Католицизм - музыка вся в движении, в динамике. Активность, воля, борьба, власть над миром. РАЦИОНАЛЬНОЕ. Фуга, мотет, контрапункт, инверсии, т. е. механические, умозрительные перестановки нот. Придуманный, сконструированный инструмент - орган, оркестр. Измышленная музыка, невыразительность интонации, но - формообразование. Конструктивизм, драматургия вместо интонации».
      «Существует искусство - как голос души, как исповедь души. Такова была русская традиция. В XIX веке, а может быть, и раньше, из Европы пришла... идея искусства - как развлечения для богатых, для сытых, искусства - как индустрии, искусства - как коммерции».
 Зараза оказалась сильной: «В начале ХХ века Искусство становится выразителем бездуховного начала (как минимум, просто развлекательного). Да и тематически - возврат к язычеству, скифству и проч.: Стравинский, Прокофьев и др. авторы. Произведения Рахманинова были последней вспышкой Христианства в Русской музыке, надолго после этого погрузившейся во мрак и находящейся в нем и по сей день».
«Первая консерватория (Лейпцигская), основанная на деньги банкира Мендельсона-Бартольди, преследовала и унижала национально-направленное романтическое искусство Шумана, Листа, Вагнера, которые ее ненавидели» (это собственно повторяет и подкрепляет конкретным примером, просто другими словами, смысл моей вставки выше В.М.).
     «Мусоргский и Вагнер были величайшими из композиторов (величайшими художниками, людьми), а не «спекулянтами», умевшими вылепить форму и т. д., которых плодят в огромном количестве Мендельсоновские и Рубинштейновские консерватории» (консерватории убивают музыку своей «демократизацией», Свиридов отмечал полное творческое безплодие «советских консерваторий», плодящих табунами безликих «профессиональных музыкантов» для безликой космополитической «советской культуры» В.М.).
«Коммунизм - дымовая завеса антихристианства, нарисованный на тюле макет якобы будущего общества процветания и всеобщего равенства. На деле же было установлено рабовладельческое общество библейского образца. Все нации, кроме одной, были в равном - абсолютно рабском положении» (пророчество от Свиридова социолога В.М.).
«Всему миру известно, что демократическая Америка является суперколониальной державой, кровью и деньгами устанавливающей мировое господство, не останавливаясь перед истреблением целых народов. В этом смысле новейшая история наследует традиции древней Иудеи, пример чему был подан Октябрьским переворотом» (и следующее В.М.).
За вклад в Русскую Музыку и Культуру Свиридов с благодарностью вспоминает не только вполне русских «советских» музыковедов Ивана Ивановича Соллертинского, Георгия Никитича Хубова и Юрия Всеволодовича Келдыша, но и Арнольда Наумовича Сохора и Израиля Владимировича Нестьева. Свиридов благодарен всем людям, «серьезно, внимательно относившимся к моей музыке и старавшимся прояснить сущность моей творческой позиции, понять, растолковать мои намерения».
«Чем ни глубже духовно музыка, тем менее она распространяется в мире, чем она сокровеннее, тем более узок круг людей, воспринимающих это сокровенное»      
Поэтов Пастернака, как и Ахматову, Цветаеву, Гумилева, Мандельштама, у которых «жизнь... не более чем рисованная городская декорация, видная за спиной актера, произносящего свой монолог», Свиридов противопоставлял «великанам русской поэзии», ее Природы - Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, Клюеву, Блоку, Бунину, Есенину, Рубцову.

Хор – (коллективное) Слово и (звук) Музыка суть Русского расового Духа, в сочетании с (движением, действием) Танцем это высшее проявление Русского Мiра, и сама личность Свиридова, и Дух Русской Культуры сияют на этом фоне.


Рецензии