Продавец счастья

…Сегодня был явно не его день. Небо хмурилось с утра, в голове бродили тяжёлые думы, в кармане звенела, словно дразнясь, денежная мелочь. На людей он глядеть избегал: казалось, что каждый видит насквозь все его помыслы и сторонится, боясь соприкоснуться с ними. Он не чувствовал себя даже человеком – так, людская форма, наделённая инстинктом идти себе по улице, а куда – непонятно.
Он бросил случайный взгляд на вывеску магазинчика, от витрины которого поперёк дороги легла полоска света. И остановился. На вывеске было написано: «Магазин счастья».
«Счастье… Да есть ли оно в жизни?» - подумал человек и сделал шаг в полосу света. – «Зайду, что ли, погреюсь… да только счастье мне сегодня не по карману».
Колокольчик над дверью бодро звякнул, возвещая о госте. В маленьком помещении, разделённом пополам стойкой, со стороны двери не было мебели, кроме небольшого мягкого стула. Лампа светила ярко и вместе с тем мягко, не раздражая глаз. А за прилавком стояла и смотрела на вошедшего полная, добродушная с виду женщина средних лет. Морщинки у уголков её глаз показывали, что она в своей жизни много и охотно смеялась.
- Добро пожаловать! – произнесла продавщица. – Садитесь поудобнее.
- Я не вижу здесь никаких товаров, - человек был слегка удивлён. – И ценников тоже не вижу.
- Так ведь это же магазинчик счастья! – ответила женщина. – Счастье трудно отметить ценой, да и размеры у него бывают неодинаковые. Каждому – своя мерка и своя цена!
- И сколько же стоит сегодня счастье? – невесело усмехнулся человек. Он почему-то вспомнил, что у его бабушки были такие же морщинки вокруг глаз.
- А можно по имени?.. – вдруг участливо спросила продавщица.
- Владимир… Иванович,  - сказал вдруг человек, сам не зная, почему он решился принять правила этой игры. И присел на стул. Удивительно, но обивка прогнулась под ним с тем же лёгким скрипом, как когда-то отцовское кресло, в которое он тайком забрался с ногами, когда был мальчиком.
- Счастье у нас не выставляется напоказ, Владимир Иванович, вы же понимаете, - слегка перегнулась через прилавок женщина. – Вон та дверь – ваша. Но прежде поговорим немного.
Сейчас Владимир был скорее настроен молчать, никому на свете он бы не согласился поведать о том, что вывело его в этот вечер в пустоту осеннего города. Но обстановка в этом месте располагала к доверию. Удивительно, но его ухо не могло больше уловить шума улицы, хотя стекло витрины не выглядело очень толстым.
- Я не думаю, что мне хватит средств на ваш товар, - сказал Владимир сухо и снизу вверх взглянул на продавщицу. – Я просто посидел бы, если вы не против. Здесь не так шумно. Да и… теплее как-то, - он потёр руки и обхватил ими лицо.
- Что верно – то верно, - неожиданно легко согласилась женщина. – Нам повезло с местом для магазина. Я когда в большом магазине работала, думала: как бы мне от этого гула и пиликанья куда деться. И людей полным-полно чередой проходит за день, и так много их усталых идёт. А тут… аж глаза отдыхают, когда приходит посетитель. И не во всякий день такой ценный клиент, как вы!
- Я-то ценный? – усмехнулся Владимир. – Выгнали меня, как щенка, на улицу, вот какой я ценный. И ведь дело я своё знаю!.. Но ах, не сдержался раз, не сдержался два, и вот – снова эта музыка! – он позвенел монетками в кармане. – У вас тут, кажется, немного посетителей? Какого же рода счастье вы им предлагаете?
Его взгляд вдруг стал жёстче.
- Ох ты как, - скривился Владимир в усмешке. – И меня-то занесло в подобное заведение?
- Куда же это? – развела руками женщина за прилавком. – Сроду я никого не обманывала, да и детки мои все, как горошинки из стручка. Я их по поручениям разослала, а то бы похвасталась. Они тоже дома сидеть не любят, всё бы кому помочь.
- А у меня… нет никого, - ответил Владимир, всё меньше чувствуя себя покупателем в магазине. – Хотя нет… есть один, у жены.
- А раз есть, то и ему гостинца надо, - сказала продавщица и указала на дверь за стойкой. – Я вам открою, выберете сами на вкус. Детям у нас скидка.
- Да говорил же я, денег нет, - сказал Владимир, поднялся со стула и посмотрел в сторону выхода.
- Куда же вы? – удивилась продавщица. – Могу и даром дать.
А вот этот голос Владимиру был так знаком, что он резко обернулся. Когда ему было пять, мороженщица в парке уступила ему один шарик, видя, как он безуспешно роется в карманах. А потом с хитрой улыбкой показала на пятак, выпавший на землю рядом с ногой. Смеялись они тогда вместе. Но сейчас смеялась только женщина за прилавком.
И Владимир сделал шаг, другой… и перешёл за стойку к двери. За нею сперва было темно, а потом, когда дверь закрылась, вверху забрезжил странный свет. Владимир вспомнил, как встречал рассвет после выпускного, а в его руке была зажата рука потоньше, дрожавшая от волнения. И явилось воочию, как скачет по траве любимый пёс, преследуя палку. И вспомнилось несколько слов, после которых на Её лице зажглись слёзы радости, скатываясь на мгновенную улыбку. Что это? Когда это было? В ушах звучало чьё-то пение хором, и один голосок совершенно точно был как у него самого в детстве. Шумела листва, и ласкала ноги прохлада лесного ручья. Сквозь закопчённое стёклышко на диск солнца наползал полукруг тени, и огненный диск виделся чётко, без ослепительной короны лучей. Потом Владимир убрал стёклышко, и в глаза бросился тёплый свет, застилая всё поле зрения, закрыв даже небесную лазурь… От этого на глазах сами собой появились слёзы и захотелось зажмуриться. Он так и сделал, а потом опустился на пол, нащупав какой-то предмет… Что? Ракетка от настольного тенниса? Они с отцом так любили в него играть, а мама кричала: «Победила дружба!» А что же это такое большое у стены?..
Когда Владимир вышел из-за двери, он совсем не помнил, почему он, собственно, решил войти сюда. Но счастье – настоящее, горячее, непреодолимо растягивающее рот в улыбке – было с ним, и не было никаких сомнений, что он сделал верно. И стоило жить, и работать – стоило!
Женщина по-прежнему стояла у прилавка.
- Вот вам всё, - сказал Владимир и высыпал из кармана мелочь. – Я занесу ещё. Побольше. Или, если хотите, заходите в гости, на чашку чая. Моя жена знает такой рецепт, что в вашем этом магазинчике наверняка будет что предложить и не в дальней комнате…
Из-за женщины выглянула детская мордочка. Её обладатель был явно рад тому, что он здесь находится.
- Не стоит благодарности, - ответила продавщица. – Там была самая малость. Я же говорила, что вы очень ценный клиент!
- И я всё-таки не понимаю, - развёл руками Владимир. – Счастье я испытываю явно, а вот заплатить за него всё равно не могу… Это же просто не имеет цены!
- У вас было самое ценное, что может быть, - ответила женщина. – Ваши воспоминания. Их достаточно, чтобы создать счастье где угодно и когда угодно. И талант, чтобы дарить счастье другим – вы сами это сказали. И наконец, пока мы живы, счастье никогда не кончается! Тут наверху живёт один очень счастливый человек. Он сделал половину того, что вы видели в той комнате.
- Да-да, я обратил внимание на эти штуки, - подхватил Владимир. – Я бы тоже хотел научиться делать такое!
- Вам теперь не холодно? – спросил малыш, выглядывающий из-за продавщицы.
- Да такое… я летом так не согревался, просто и снаружи и внутри становится словно всё полито горячим шоколадом, а потом за спиной вырастают крылья… Если есть Бог, то он наверняка счастлив, что есть ваш магазинчик… то есть, я хотел сказать, что Он сам сюда заходит и отпускает счастья первосортного, для всех, чтобы никто не ушёл обиженный… Кажется, один книжный персонаж о таком как раз и мечтал. Благодарю Вас!
Колокольчик над входной дверью снова звякнул, и в помещение ворвался на краткое время шум улицы.
- А он вернётся, правда, мама? – мальчик дёрнул продавщицу за платье, и она погладила его по голове.
- Как знать, - задумчиво ответила она. – Как знать…

***
Весеннее солнце оставляло на полу широкие светлые полосы, когда колокольчик у двери зазвенел, и вошёл Владимир Иванович с женой. Продавщица снова стояла за прилавком, а стульчик всё так же манил своей уютной и простой мягкостью.
- Я тут решил, - Владимир Иванович слегка замялся. – Подменить вас на денёк. Мы обсудили это с Галиной, она согласна. (Жена кивнула.) Я бы хотел посмотреть ещё раз… но не могу снова как раньше. Я теперь хотел бы вам передать кое-что. Благодарности. Много. Ото всех тех, кто улыбнулся мне с того дня. Я понял: вы продаёте счастье в рассрочку… и каждый день цена его растёт, но и самого счастья делается всё больше. Так много, что им хочется делиться с другими. Счастье ведь для того на свете и есть. А ваш сосед сверху… и правда замечательный мастер. И обучает он почти даром… сказал занести сюда, а он потом заглянет.
- Ах, как хорошо! – улыбнулась женщина за прилавком. – А знаете, я ведь тоже… так сказала однажды, когда пришла сюда. И, кажется, не я первая была: в тот раз за прилавком стояли двое детей. Один даже не дотягивался до верха стойки, и ему пришлось стоять на табурете, но он очень забавно важничал, предлагая свои услуги… А мне и понравилось тут быть. Приди вы завтра, встретили бы кого-нибудь ещё… я слыхала, постоять здесь мечтают многие в этом городе.
- Ну и славно, - ответил Владимир. – Теперь у счастья будет ещё один продавец…

10.01.2017


Рецензии