Если бы молодость знала, если бы старость могла

    Очень часто мы сталкиваемся с вопросом – кому отдать предпочтение при поручении той или иной задачи, кого выбрать при назначении на какую-то должность – молодого и энергичного, но относительно неопытного специалиста, или же опытного профессионала, съевшего в своей профессии не одну и не две собаки… Никогда нельзя дать однозначного ответа. Ведь чем хорош опыт? Да, казалось бы человек знает, что называется ”все и вся”, прошел огонь, воду и медные трубы, имеет массу знакомых в различных вышестоящих-проверяющих-инспектирующих инстанциях, НО!! Человек, когда ему остается два-три года до пенсии, НИКОГДА! не пойдет ни на какой риск или авантюру даже в интересах дела. Он всегда будет поступать только в рамках существующих инструкций, наставлений  и постановлений. И формально будет прав. Причем, любая просьба сделать что-нибудь, идущее хотя бы чуть-чуть в разрез с этими инструкциями, будет встречена категорично и в штыки :” Нет!! А вдруг что-нибудь случится? Кто будет отвечать? Я? А оно мне надо? Дайте мне спокойно до пенсии доработать.”
   Чем хороша молодость? Да, нет опыта. Да, ты многого не знаешь, со многим приходится сталкиваться впервые, НО!! В молодости мы никогда не отличаемся прагматизмом и не задумываемся о возможных последствиях, которые могут наступить в результате нарушения чего бы то ни было. Перед нами только одно – поставленная задача. Которую надо выполнить. Любой ценой. И мы ее выполняем. Причем идем при этом на различные ухищрения, нарушения, НО ЗАДАЧА-ТО ПРИ ЭТОМ ВЫПОЛНЯЕТСЯ! И никому не интересно, как нам это удалось. Победителей как известно не судят… Именно своим авантюризмом и хороша молодость.
    Но это предистория. Теперь, собственно, сама история…
   
    Конец 70-х годов прошлого века… Я – молодой лейтенант приезжаю к своему первому месту офицерской службы. Поселок городского типа Десна на Украине. Или как говорят сейчас ”в Украине”. Закрытый военный городок. В лесу. До Киева – 70 километров, до Чернигова – 80. Размещают меня в общежитии с двумя прапорами из нашей части. С квартирой вопрос будет решен  со временем, а пока – угол есть, живи, лейтенант и служи – не тужи…
    А ровно за три недели до отъезда к месту службы у меня была свадьба. Т.е. через двадцать дней после первой брачной ночи мой медовый месяц был вероломно нарушен круче, чем планом ”Барбаросс” . Жена – студентка одного из волгоградских ВУЗов остается дома, а я - молодой муж, верный принятой присяге и воинскому долгу, еду начинать свою офицерскую карьеру в черниговских лесах…  Можете представить себе гормональное состояние молодого лейтенанта через три  недели после свадьбы? Вот! И поэтому, когда жена сообщила мне, что мол в сентябре их - студентов направляют работать в колхоз и что есть возможность сачкануть от этого мероприятия и приехать на этот месяц ко мне, угадайте как я отреагировал? С одного раза? Я заорал: ”Йее-е-е-е-ссс!!!! Жду !!! Вылетай немедленно!!!” Она берет билет на самолет, сообщает о дате вылета–прилета и вот только тогда, после этого, передо мной встает один-единственный вопрос: ”А где же, собственно говоря, мы будем жить?..” И понимаю, что ответа на него в природе просто не существует… По определению. Напоминаю – городок закрытый. Вокруг лес. До города 70 километров. Я живу в общаге. В одной комнате с двумя прапорами. Друзьями-приятелями к которым можно попроситься погостить, я пока еще не обзавелся. Единственная гостиница в городке просто переполнена… Все! Game over!!!
    Потом, через много лет, я просто-напросто позвонил бы домой, сказал, что с жильем напряженка, заставил бы сдать билеты и прилететь тогда, когда вопрос с проживанием решится… Но сорок лет назад… Я  не мог позволить этого сделать!!! Я скорее  язык бы себе отрезал, чем сказал  подобное…
   И тогда… Мне в голову приходит авантюрнейшая мысль… За пару дней до этого я познакомился с одним капитаном. Капитан этот раньше когда-то служил в нашей части. Из разговора с ним я узнал, что он перевелся служить в Харьков, с женой развелся, жена с шестилетним сыном остались здесь, живут в квартире… Все! Больше я про него не знал ничего! Даже фамилии! У своих сослуживцев узнаю, что фамилия капитана – Вичиркин, что жену его зовут Лариса, что работает она в швейном ателье и действительно живет вдвоем с сыном в двухкомнатной квартире. Больше мне сказать о ней ничего не смогли. В свой обеденный перерыв я прихожу в это ателье и прошу пригласить Ларису Вичиркину. Я даже в лицо ее не знал!!!  В вестибюль выходит молодая женщина… Далее диалог…

- Здравствуйте. Вы Лариса?
- Лариса
- Вичиркина?
- Да
- Дело в том, что я познакомился с Вашим бывшим мужем…
- А собственно…?
- Да нет… Вы же одна в квартире живете? В смысле с сыном?
- Ну а…?
- Да понимаете… У меня жена приезжает… А жить негде… Вы не могли бы… Ну на пару недель… Пустить нас к себе пожить?..

    Никогда бы потом, когда я стал старше и опытнее в жизни, я не позволил бы себе такой наглости! А тогда… Тогда я был молодым и авантюризм у меня просто пер изо всех щелей, я даже не мог себе представить, насколько безумно я поступаю… Но самое смешное и интересное, что то ли от моей наглости, то ли от неожиданности случившегося, она ответила мне согласием! Она разрешила нам с женой пожить у нее в течение месяца! И пока Лариса не передумала, я говорю ”Сенкью вери мач” и быстренько сваливаю из этого ателье…
   Прошло два дня... Наступило воскресенье… Вечером мне нужно ехать в аэропорт, встречать самолет из Волгограда. Утром загружаю троих бойцов матрацами-подушками-одеялами и прихожу к Ларисе домой… Звоню. Она открывает дверь. Видит перед собой меня, навьюченных солдат и понимает... Это была не программа ”Розыгрыш”. С ней никто не шутил. Все очень серьезно! Бедная тетка… Она обреченно машет рукой: ”Проходите… Туда”  И пропускает нас в квартиру… Разложив все в комнате, я расшаркиваюсь и уезжаю в аэропорт…
   Еще раз повторюсь… Никогда потом я не позволил бы себе подобного… А тогда… Тогда я был молодым и любое море мне было даже не по колено… По щиколотку!  Мне проще было переступать через какие-то моральные условности, психологические барьеры и неудобства… Была цель, была задача и я должен был ее выполнить. И я ее выполнял.

  Справедливости ради говоря, все прошло как нельзя лучше. Я встретил жену, мы приехали, разместились у Ларисы. Она оказалась очень гостеприимной хозяйкой. Мы прекрасно нашли общий язык. Пока она была на работе, моя жена ходила по магазинам, варила на всех борщи и жарила котлеты, наводила в квартире порядок. Более того, прошла неделя, и Лариса обратилась к нам с просьбой: ”Ребята, мне на работе путевку предлагают. В дом отдыха. На неделю. Если я уеду, вы за Максимом не присмотрите?”  Да какие могут быть вопросы? Конечно езжай!  Она уехала отдыхать… Неделю мы водили Максима утром в детский сад, забирали по вечерам обратно, готовили завтраки, обеды и ужины… Так что свой медовый месяц мы закончили просто здорово!..
   Господи, прошло почти 40 лет… Я не знаю, живы они сейчас, нет ли… Лариса Вичиркина и ее сын Максим… Ларисе сегодня должно быть уже за 60, Максиму больше 40 … Но если они живы – дай Бог им здоровья, счастья и долгих лет жизни!!!


Рецензии