***

ПРОМЕТЕЙ И ЗЕВС

Послушай, титан, - говорил Зевс. - Из всех моих подданных ты мне наиболее интересен. Ты живешь на этой земле дольше меня, ты многое знаешь, владеешь силами земли и небесным огнем… Ты в чем-то как солнечный Гелий, но Гелий на небе, а ты здесь, на земле. И Гелий царь, а от тебя все видели только помощь... Ты будто нарочно постоянно ставишь себя в положение слуги. Ты странный… Ведь ты сам мог бы быть властелином этого мира.
Прометей не отвечал ничего. Они сидели на скальном уступе, и ветер бил им в лица, развевал волосы. Солнце уже было высоко. Далеко, в долине, двигалась пешая процессия людей, постепенно поднимаясь наверх, человек двенадцать. Они что-то негромко пели. Один их этих людей, одетый в причудливую одежду, не спеша погонял черного быка.
-Что им нужно? – спросил Зевс.
-Они желают тебе добра.
Зевс удивился. Люди уже подошли очень близко. Они повалили быка на землю, человек в причудливых одеждах вонзил кинжал животному в артерию, бык дернулся и затих. Тогда остальные, чуть подождав, пока человек до конца выпустит кровь, приблизились и так же не спеша, с той же фразой нараспев, стали разделывать тушу.
-Что они делают?
-Они приносят тебе жертву.
-Ты так мрачно это говоришь…
-Не люблю смертей.

Прометей вдруг поднялся.
-Отойди, - повернулся  он к  Зевсу, встав перед ним и на минуту заслонив собой происходящее. – Отойди, чтобы ты ничего здесь не видел.

Когда Зевс возвратился, перед ним лежали две груды разделанной туши. Одна была покрыта шкурой быка, той самой, черной и поврежденной, другую обволакивал блестящий, лоснящийся жир, и она была больше. Часть, покрытая жиром, выглядела гораздо лучше, чем первая, и, по видимости, была намного ценнее.
-Одна часть тебе, другая – этим людям, - сказал Зевсу Прометей. - Выбирай свою долю.
Зевс остановил свой взгляд на куче, обернутой жиром.
-Теперь смотри, что ты выбрал.
Под жиром белели чисто очищенные от мяса кости, под шкурой лежала дымящаяся жертвенная плоть.
-Почему так? – Зевс поднял взгляд на титана. Тот только печально улыбнулся на это.
-Научись сам приносить жертвы, тогда поймешь.


. . .

Из всех, кого я знаю, ты наиболее непредсказуем, - говорил Прометею Зевс. – Тебя трудно понять. Когда титаны шли на богов, ты в конце концов отказался поддерживать их и помог мне. Когда боги пришли к власти, ты стал обучать людей, и до сих пор заботишься о них. А теперь ты говоришь этим жалким созданиям, что в них искра Божия. Зачем?
-Затем, что всякое живое существо должно быть свободно.
-Ты хитрец, ты просто льстишь им, чтобы они тебя признавали и шли за тобой…
-Мне это незачем.
-Незачем?
-Да.
-Нет, здесь что-то не так … Да ведь ты просто хочешь поднять их на бунт против меня, ты завидуешь моей власти, ты нарочно предал своих братьев титанов и теперь пытаешься свергнуть меня с помощью этих людей, чтобы самому захватить корону!..
-Перестань.
-Что – «перестань»?
-Страсти ослепили тебя.
-Ты сочувствуешь мне? И ты думаешь, что я в это верю? Нет, ты опасный враг!
-Я не враг тебе. Ты сам себе враг. Послушай. Ведь существует Космическая Справедливость. И я пытаюсь постичь ее и жить согласно ей… Пусть даже не всегда понимаю ее.
Ты говоришь, что я непредсказуем. Не понимаешь моих мотивов. Не понимаешь, почему я тогда помогал тебе…Но пойми, я видел, что время титанов закончилось. Я видел, как рушится прежний мир, и только пытался уменьшить число жертв… Ты не понял этого и не послушал меня до конца, и поступил так, как тебе было выгодно. После этого я внутренне отдалился от тебя. Ты этого не заметил?..
Но я привык быть с тобой откровенным в том, чего не считал нужным скрывать от тебя. И я всегда говорил тебе правду, если только вообще говорил с тобой. И относительно людей сейчас я говорю правду. Всякое существо должно быть свободным.
Свобода состоит в осознании себя. Потому я говорю им, что в них искра Божия, чтобы они ее в себе осознали.
А ведь они не боги. Они не бессмертны. Они не такие, как ты. Однако они часто честнее перед самими собой и стремятся к Высшему. Но и они очень разные. И все же я считаю благом поддержать любую искру света, в любом существе, в ком она есть.
Но ты стал подозрительным. Ты мне не веришь.
Поверь, я обращаюсь к тебе сейчас как друг. Возможно, в последний раз.
-Ты пытаешься мне льстить? – какую двойную игру ты ведешь? Ведь ты хочешь того же, чего хотят все вокруг. Но никому из вас никогда не добиться этого. Я бессмертен!
-Ты противоречишь сам себе.
-Чем же я себе противоречу?
-Твой отец тоже был бессмертен. И он тоже был царем. Был.
-Но почему ты думаешь, будто меня постигнет участь моего отца?
-Потому что я вижу, как ты уже боишься. И потому, что, захватив власть и злоупотребив силой, ты поставил себя в такие отношения с миром, когда на всякую силу найдется большая сила. Это один из законов. Разве ты не знал его?..

. . .

Разгоралась ранняя заря, и следовало бы петь молитву Солнцу… когда копье пронзило сердце, пригвоздив к камню, и острие, задрожав, впилось в скалу. И от этой вибрации металла и камня древко копья почти у самого основания переломилось.
«Верный удар. Иначе невозможно».
«И с этим жить».
В сердце стояла страшная боль. Странная судорога поднималась вверх через солнечное сплетение.
Подняв глаза, вдалеке в небе он увидел, как медленно, сужая круги, приближается знакомая птица.
«Он хочет лишить меня способности воображения, - подумал Прометей про Зевса. – Ему мешает моя мысль… »

«Ну вот, все и кончилось… Непривычно смотреть со стороны на собственную кровь».

Кто-то стоял рядом.
«Ну вот, и все кончилось, - повторил этот пришедший. – Кончилось… Кончилось или началось? – и где конец, где?.. Ведь ты нежный, глубоко чувствуешь, любишь. Выдержишь ли ты это? Знал ли ты, на что шел? И, если знал, то как мог, а если не знал, почему дерзнул? Чтобы испытать до конца?.. Но всё только начинается… Понимаешь ли ты это? Готов ли к тому?..
Наконец-то ты задумался о том, что сделал, наконец-то осознал в полной мере, на что себя обрек… Ты теперь один, бесконечно один со своим страданием, и никто и ничто не способно облегчить твою боль. Тебя не пощадят, это тебе известно. И ради чего, ради чего все это? Ради Земли? Ради Неба? Что ты им… Зачем ты это сделал? Ни люди, ни боги, ни Земля, ни Небо не стоят таких жертв…

Прометей молчал, и пришедший видел  его склоненный профиль и распавшиеся длинные волосы, бьющиеся на ветру.
«Уйди», - прозвучала обращенная к пришедшему мысль Прометея.
-Уйди, говоришь?
Прометей поднял голову и посмотрел пришельцу в лицо.
-Да, говорю. Еще только первый день. Уйди.
И Прометей улыбнулся.


. . .

-Сын, который будет сильнее отца, родится от Фетиды.
-Ты уверен в этом?
-Да.


-…но почему ты так долго терпел?..
Зевс подумал, что титан ему ничего не ответит, но тот заговорил.
-Вначале я думал, что закон должен исполниться. И что он может исполниться только так. Но Земля не такая простая планета. Я многое понял. И это было каким-то подобием суда. Суда над собой.
Почему тогда я пошел против своих собратьев… Насколько я был прав в этом…
               Ты считаешь, я не задавал себе такого вопроса? - задавал, и не раз. Но тогда положение мое было безвыходным, ибо надо было действовать. Я не имел права оставаться в стороне, передо мной стоял выбор, и иначе поступить я не мог.
И тот случай с жертвенным быком. Тогда я оказался к тебе беспощаден. Я не должен был этого делать, и не имел права тебя испытывать. Но мне хотелось тогда, чтобы ты открылся в этом сам перед собой.
Время требуется хотя бы на то, чтобы понять, на что ты имеешь право, а на что не имеешь. Боль мне в этом только помогла. Терпение – это все же какой-то критерий, и страдание учит со-страданию. Но все же скажу тебе и другое. Титан знает, что такое бунт ради бунта. Знает, что значит идти против очевидности, что значит бросить вызов без надежды на победу… Мы достаточно пользовались хаотическими силами. Да, я помог тогда ими воспользоваться тебе. И если бы я снова разбудил в себе хаос, это было бы страшно. Неужели ты думаешь, что ты бы тогда устоял?..
Но я не угрожаю тебе. И не хочу использовать какую бы то ни было силу во зло. Я осуждал себя за тот поступок, пока не понял, что и это иначе быть не могло. Так я думал о многом. И так я понял до конца, что такое судьба. Что такое предопределение… Но если ты спросишь меня, что это такое, я не смогу тебе ответить. Этого не объяснишь.

Ты помнишь, я сказал тебе тогда, что тебе должно научиться приносить жертвы. Есть один известный закон: как ты сам судишь, так и тебя будут судить. Судьба научила меня приносить жертвы, научила сполна… И, видимо, я хотел этого, предчувствовал это…

Не думай,  ты далеко не самый худший правитель. И если ты посчитал меня твоим врагом, что ж, на то твоя воля. Я никогда не винил тебя за себя, и это неправда, будто я ненавидел. Единственно, за что я мог тебя ненавидеть, - если только это действительно была ненависть, - так это за твои слабости и корысть, за злоупотребление властью, за всю ложь твою самому себе, искажающую твой истинный облик и причиняющую страдания другим. Я бы признал, что был слишком строг к тебе, если бы не боль твоих жертв. Но не знаю, исполнил ли бы я сам твои задачи лучше тебя, я на твоем месте не был.
Через такие испытания, конечно же, все более познаёшь свою силу. Но в какой-то момент, через тысячи лет, я понял, что этого уже достаточно. Что жизнь не требует от меня больше таких страданий. Что я стал свободен, ибо слишком привык к ним. Надо мной не довлел долг. Надо мной не довлел закон. Я понял, что сам уже способен осуществить свою судьбу… хотя жизнь моя отныне не многим будет отличаться от того, что происходило во все эти века и тысячи лет, я чувствую это.
-И ты открыл мне тайну…
-Потому что мне тебя жаль. И это уже не имеет значения. Не все ли равно, как ты лишишься власти, если это рано или поздно случится, так или иначе…

И Зевс понял, что его действительно пожалели. Что он скоро бы совершил эту оплошность, заключил этот брак, произвел на свет сына, и тогда титан все равно стал бы свободен… И потом, что касается «жизнь не многим будет отличаться от того, что происходило…», то ходить вечность среди людей – задача не из легких…

. . .

«Космическая Справедливость… - подумал Прометей. – Даже боги не выдерживают ее… люди тем более, потому что в отличие от богов они смертны… Я рад, что не был жесток, и что даже людей щадил, несмотря на огонь… Через себя понимаешь это».


                2008.


Рецензии