Моя жизнь. Эссе

Сколько раз меня просили написать о своей жизни, и сколько лет я не хотела ... Не хотела возвращаться в прошлое, потому что натура такова, что я всегда жила "вперед" и, наверное, это было правильно. Кроме того, а интересно ли это кому-то... Дневники я вела всегда, они и сейчас накапливаются в сундучке на  мансарде... Но написать так, чтобы кто-то читал... Я сомневалась...

Идут годы, ты вступаешь не только во вторую половину жизни, но, скорее, в последнюю треть, и это в лучшем случае, если так распорядится судьба или Бог...

Моя жизнь есть отражение эпохи, конечно. Интересна ли она кому-либо? Не знаю. Написать-то просили, а читать.... Увидим.

Пионерка-девчонка из советской интеллигентной семьи, сама не знающая, кем хочет стать, то ли музыкантшей, то ли филологом, то ли артисткой...

По часу в день, как положено, играла гаммы и этюды, училась на "4" и "5"... Слушалась родителей, хотя внутри жило некое упрямство и тогда непонятное мне самой чувство свободы.

Это позднее оно начнет вырываться наружу, причем очень сильно, и отразится на всех последующих событиях.

На поспешном замужестве на втором курсе, на рождении детей, одного за другим, еще во время учёбы, на отъезде из родной страны, на жизни в чужом краю, на бегстве из той страны, из-под бомбежек и от  изменившегося из-за войны мужа, на возвращении в родной край, в страну СССР, которая через четыре года прекратит свое существование, на рождении еще одного сына, на жизни в работе, работе преподавателя, экскурсовода, переводчика... Брала любую работу, чтобы поднять своих сыновей...

Дух свободы был в чем-то удовлетворен. Я запоем читала и одновременно перерабатывала материал для лекций о Серебряном веке, о Русском Зарубежье, искала аналоги в мировой истории литературы, преподавала языки, все, которые знала, и те, которые продолжала изучать...
Я изучала свой город, ходила на лекции в главные центры культуры Петербурга...

Петербург - это особое явление в моей жизни. Здесь стоит жить, если ты пользуешься его библиотеками, музыкальными залами, театрами, курсами, музеями... Здесь не нужно жить просто так... Тогда лучше жить в маленьком уютном городе... И, возможно, это когда-то будет в моей жизни, но пока он, город, эклектично собравший в себя историю мировой культуры, переживший потрясения, отразившиеся на ходе истории и открывшие тем самым многие имена, произведения , испытавшие людей на понятие "дух"...

Я специально выбрала форму эссе, потому что воспоминания и мысли наплывают и сменяются с одной эпохи на другую...

Вспоминается рай земной, советская Латвия... Край озер, озер на каждом километре ... Холмов, засеянных льном, пшеницей, рожью, клевером, край трудолюбивых людей...

Потом... Потом прошло два десятка лет, прежде чем я решилась вернуться в край нашего лета... (В Латвии мы провели 32 лета...) Мои родители, бабушки, мой муж-иностранец, мои старшие дети... И так до распада страны, когда Латвия стала свободным государством, но ездить туда в начале данного политического процесса стало труднее...

Это потом, пережив онкологию, после восьми месяцев пребывания в Песочном, я помчалась на тропы детства...
И наслаждалась, бродя по озерам, изменившим немного свои берега, хуторам, в которых мы жили, встречаясь с людьми, которых мы знали и которые не уехали в Европу и Канаду...

Вспоминается наш деревянный дом на Старопарголовском проспекте Ленинграда... Сад в яблонях, в сирени... Запах мокрого после дождя тополя... Почек тополя на земле...

Сейчас это детство, особенно в деревянном доме у Сосновки, кажется идиллией... Да так оно и было... Родители так же нежно вспоминали то время... Как и их филфак, как и Ленинград их юности, как свою любовь, прогулки от университета домой через весь город, прогулки по парку Лесотехнической Академии, их надежды, их бодрость, их молодость...

Мамы нет. Отец крайне слаб, и мое сердце разрывается от данности нашей жизни... Все уходит, уходим все... И с нами, каждым, уходит целый мир бытия на этой земле...

Я верю, что жизнь Духа на этом не кончается, но именно эта жизнь - это как яркие короткие вспышки каждого человека, каждой звёздочки-жизни...

Воспоминания...
Как хочется разнести их подробно, структурировать каждую главу жизни...

Но нельзя  торопить сердце, я буду делать это порциями ...
В том темпе и тогда, как и когда вспоминается...


Рецензии