Выйти из каменной пещеры

Василий Иванович Синичкин, для домашних, просто Вася, вернувшись с работы с энтузиазмом выполнил 30 минутный комплекс «Богатырь»,  разработанный для улучшения своей физической формы. После легкого фруктового полдника, мимолетно  просмотрел электронную почту.  Все это было прелюдией к выполнению основной работы Васи, его пожизненного увлечения – постижения законов мироздания. Для этого у Василия Ивановича была составлена картотека, по всем интересующим его вопросам. Один из них «Время».
Наступил зимний длинный вечер. Из окна на востоке, в «черной дыре» города, там, где нет уличных фонарей, виднелось созвездие «Кассиопея».
Василий сидит за компьютерным столом и увлеченно чертит замысловатые схемы. К нему подходит бабушка Екатерина Павловна, пенсионерка, ветеран труда, доблестно отдавший 47 лет строительству социализма за бухгалтерскими счетами. Екатерина Павловна, утомившись у кухонной плиты, она пришла передохнуть и за одно разбавить свое одиночество.  По-старчески осторожно усаживаясь на стул,  спрашивает: «Чем Вася, так увлеченно занят?» Василий Иванович терпеть не мог, когда его отвлекали от его главного дела. Об этом знали все его домочадцы, жена, двое детей. Единственно кого он мог прощать, это любимая «бабуля» - которой очень скоро исполниться 97 лет.  Екатерина Павловна всегда поддерживал Васю во всех его увлечениях, когда он был школьником.  Да и сейчас, могла «внучка»  поддержать , делясь своими накоплениями. Василий Иванович не сразу отрывается от расчетов. Оторвавшись он смотрит отсутствующим взглядом на Екатерину Павловну, еще некоторое время, находясь в другом измерении.
«Что там интересного нашел?» задает повторно вопрос Екатерина Павловна.
Тут Василий Иванович как бы приземляется с парашютом на землю, откидывается на спинку стула. Закинув руки за голову,  вытягивается дугой назад, освобождаясь от напряжения связанного неосознанной неподвижностью. Приветствуя Екатерину Павловну улыбкой бодро отвечает: «Смотрю и читаю, что думают о времени ученые. Проверяю свою гипотезу».
Бабушка: «И о чем твоя гипотеза».
Василий Иванович: «Вот как ты думаешь, что такое время?
Екатерина Павловна, оглядывая комнату, задерживает взгляд на больших электронных часах, вмонтированных в корпус космической ракеты. Неторопливо, как бы чеканя каждое слово отвечает: «Для повседневности это секунды, минуты, часы, месяцы, годы. Если обобщенно - Время, это движение от рождения к смерти, или как бы сказали физики – от упорядоченности к энтропии».
Василий Иванович оживает: «А ты бабуля философ. Но вот, что интересно: Оказывается время, в нашей вселенной в разных местах движется с разной скоростью. И если мы посмотрим на вселенную как на булку хлеба, то перпендикулярный срез этой «булки» будет означать «настоящее», что происходит сейчас в разных частях вселенной. При этом оказалось, что если любой отдаленный предмет во вселенной отдаляется относительно нашего пространства (планета Земля), то тогда все что мы называем «настоящим», будет проходить не по перпендикулярной линии, а под некоторым углом, и при этом этот для отдаляющего объекта срез будет направлен в наше «прошлое». А вот близи так называемых «черных дыр», силы гравитации настолько сильны, что в этом пространстве течение времени замедляется, как бы стремясь к нулю.
На этом месте темперамент начинает активизироваться. Ее терпение начинает закипать, как у перегретого двигателя может закипеть радиатор: «Стоп, что-то тебя понесло не в ту сторону! Скажи мне прямо, какая польза от всех этих физиков теоретиков лично для тебя? Как это поможет тебе решать твои жизненные задачи?»
Внук: «Бабуля, представь, что сейчас мы живем в каменном веке. Мы сидим в пещере, где дым костра выедает наши глаза, заставляя их постоянно слезиться. Наши все сородичи ушли на охоту за мамонтами. Меня оставили присматривать за огнем. Между делом, я каждый раз бегаю на близ лежащую скалу,  для того, чтобы сделать отметки о движении солнца. Тогда, ты спрашивала меня в пещере, что ты там делаешь на скале?» И всякий раз выговаривала: «Ты что хочешь попасть в пасть саблезубому тигру?» Тогда мне очень трудно было тебе объяснить, что я искал. Мне хотелось найти подтверждение некоторым предположениям. Например, какая связь есть между движением солнца и сменой сезонов. Как долгота дня влияет на растительность и миграции животных, в том числе мамонтов». Представь, что я напоминаю тебе: «Ты забыла, что в ту каменную эпоху, мне пришла мысль, оставить детеныша мамонта в живых, и приучить его.
Потом его мы научили таскать деревья к нашему стойбищу. Ты забыла, что это мне удалось составить первый солнечный и лунные календари, которые помогли нашему племени, готовиться к смене сезонов заранее.
Глядя на пещерных людей ты можешь яснее осознать, что если бы не было таких «чудаков», среди кроманьонцев и неандертальцев, то мы о сих пор остались жить в каменном веке, что собственно ты видела недавно в телепередаче о племенах Амазонки. Тебя сильно удивило, что до сих пор на земле есть племена, где люди живут в набедренных повязках.
А теперь ответь мне на один вопрос: «Вот ты бабуля все жизнь проработала главным бухгалтером, скажи, когда ты впервые увидела компьютер?»
Бабушка: «Что ты милок! Какой компьютер! Мы до 1990 года все расчеты делали на деревянных счетах. Первые четыре электронные счетные машинки к нам привезли в 1991 году.
Внук поднялся с кресла с видом полководца победителя: «А ты знаешь бабуля, что в 1990 году американский космический корабль «Шатл» на своем борту вывел на околоземную орбиту телескоп «Хаббл».  С этой автономной обсерватории благодаря отсутствию помех земной атмосферы было сделано более миллиона снимков отдаленных космических объектов. Эти снимки совершили революцию в понимании космоса, развития Вселенной. Можно догадываться, что большая часть полученной информации все еще остается засекреченной.  Даже этого достаточно,чтобы увидеть мир другими глазами. Но для большинства наших «соплеменников землян» мир остается прежним. Люди продолжают жить своими маленькими земными интересами, а разве это не «мамонты» и «каменные топоры». Имея доступ к знаниям о Вселенной о Времени, все равно кто-нибудь из наших сородичей-землян будут находиться те, кто найдет смелость выйти из «пещеры» "каменного века", чтобы шагнуть в темноту «Бесконечного и Непознанного».


Рецензии