50 оттенков... отдыхают

Книги "Катрин" Жюльетта Бенцони или история любви мазохистки к садисту

Достоинства:
интересная подача исторических событий, приключения
Недостатки:
вся эта история любви - бред сивой кобылы

Помню, когда впервые прочла этот роман, мне было тринадцать лет. О, в каком я была в восторге! Как меня впечатлила история любви прекрасной Катрин к благородному рыцарю Арно, любовь вопреки всему, даже вопреки всем сопротивлениям ей самого рыцаря. О, как я заливалась слезами при чтении финальной сцены! Но недавно перечитав роман у меня появилось дикое ощущение, что главная героиня по своей сути мазохистка, или мазохистка сама писательница, которая с таким смаком описывает все издевательства над главной героиней ее благоверным.
Итак, сюжет. По стилю повествования будет понятно какие чувства он у меня вызывает.

Книга первая. условное название: Кому дать

Итак, в тринадцать лет Катрин влюбляется в некого Мишеля Монсалви - влюбляется с первого взгляда, она тут же спасает ему жизнь, но вскоре его все равно убивают (на глазах самой героини), героиня тут же падает в обморок, а потом глубоко оплакивает красавчика Мишеля, а вот то, что родного отца из-за нее повесили, Катрин это как пофиг.
Долгие восемь лет Катрин живет воспоминаниями о своей несчастной детской любви, но потом находит ей замену: на глаза ей попадается лежащий в кустах умирающий рыцарь. Ему снимаю шлем: ба, да это же вылитый Мишель, только вот цвет волос, глаз и кожи другой! Да-да, это никто иной как младший братик Мишеля - Арно де Монсалви! На радостях Катрин тут же влюбляется в него и спешит к изголовью его кровати. Проснувшийся Арно (после тяжелой операции его ноги), тут же тянет Катрин в свою пастель, напевая ей дифирамбы о ее несусветной красоте. Катрин тому и рада!!! Но то самое не случается, Арно за окном слышит разговоры и узнает, что Катрин из мерзкого рода Легуа, того самого которым был убит его обожаемый брат Мишель. Его дифирамбы тут же сменяются оскорблениями на тему ах ты потаскуха!!! Обиженная и униженная до крайности Катрин выходит из комнаты и заливается слезами, она-то думала это любовь, а он ее презирает и ненавидит. Катрин уезжает восвояси, там за ней продолжает ухаживать могущественный герцог Филипп Бургундский, который даже выдает ее замуж за местного казначея, зная о том, что тот был некогда кастрирован. Но Катрин этого не знает и пытается соблазнить мужа, заявившись в его спальню голышом (лишь бы ее девственность не досталась Филиппу Бургундскому). Потом следует новая встреча с Арно, который заявляется к герцогу с целью вызвать его на бой ( из-за политических убеждений). Герцог отвечает "фиг тебе, кто ты такой, что бы я принц крови с тобой дрался... Ты просто жалкий дворянчик!" Итак третья встреча: Арно дерется на турнире, он ранен, Катрин тут же бежит к изголовью его кровати и признается в любви, заверяет, что все еще девственница и он вполне в этом может убедиться, если захочет. Арно с радостью принимается убеждаться... Но в шатер заходят, не дав закончить им начатое, Арно берут под стражу, а Катрин в ярости бежит к герцогу Бургундскому. Тот сразу намекает на постель, Катрин склонив голову, одевает сексуальное средневековое нижнее белье и ложится в пастель герцога. Где и засыпает. На утро герцог приводит в спальню Арно и все выглядит так будто Катрин любовница герцога. Арно он отпускает, Катрин гладит по головке... Через несколько месяцев Катрин узнает, что Арно вознамерился жениться на дочери маршала. Жизнь ее кончена: она хочет покончить собой, но передумывает и отдается таки герцогу Бургундскому. Эпопея кому дать законченна!

Книга вторая: бей меня, режь меня, все равно я твоя.

Катрин вдовеет. Несколько лет она числится официальной фавориткой герцога и любовью всей его жизни. Но Катрин видно что-то не устраивает - герцог ее боготворит, надышаться на нее не может, заваливает драгоценностями, зАмками и... нисколечки не издевается. Зато она узнает, что ее разлюбимый Арно таки не женился и доблестно сражается против англичан под стенами Орлеана, и она под шумок сбегает от герцога, отправляясь на поиски любимого. Не без приключений, в том числе пленения разбойниками, она добирается таки до Орлеана, где и попадается на глаза любОви всей своей жизни. Но любовь всей ее жизни, вместо того, чтобы заключить в страстные объятия, истошно кричит: "Шпионка герцога Бургундского, казнить ее!" Катрин запирают в тюрьму. В ночь перед казнью к ней заявляется Арно, снова оскорбляет всячески и берет таки ее против ее воли, после чего уходит.Вся раздовольная Катрин (у читателя впервые складывается впечатление, что такое обращение Катрин очень нравится) засыпает, теперь можно и спокойно умереть. В день казни Катрин узнает, что Арно не пришел смотреть на это праздничное событие, а в стельку напился с горя ( читатель разводит руками, ну и ГГ, не только свинья невоспитанная и кретин редкостный, но еще и алкаш)... Происходит чудо, Катрин спасает Жанна д Арк. Потом Арно как-то залезает в окно спальни Катрин, девушка с радостью его принимает, а на утро он делает вид, что ничего не произошло, мол я ни я, и лошадь не моя и вообще все тебе приснилось. Правда в последствии, когда дом Катрин был подожжен врагами, Арно заверяет, что не хочет чтобы она умерла, но при этом не скрывает, что появись у него возможность тут же отправит на верную смерть! (Тут у читателя и Катрин появляется подозрение, что у Арно не все в порядке с логикой!) Дальше Арно снова ранят, он зовет к себе Катрин. Катрин бежит к нему со всех ног, в надежде, что наконец-то... Но не тут то было! Арно заявляет Катрин, что Жанна де Арк находится сейчас в плену у герцога Филиппа и предлагает Катрин обменять себя на Жанну. Катрин печально вздохнув отправляется к герцогу и предлагает себя в качестве выкупа. Герцог конечно заводит старую песнь, ты любовь всей моей жизни, но становится понятно, что Жанны он боится больЧе, чем потерять любовь всей своей жизни. Катрин ни с чем возвращается к Арно. Далее Филипп продает Жанну англичанам и Арно отправляется с тайной миссией освободить ее. Катрин, соответственно, тащится за Арно. В Англии они благополучно проваливают миссию, Жанна погибает на костре, а Арно и Катрин зашивают в мешок и бросают в реку. Но перед тем Арно узнает правду о смерти Мишеля, тут же клянется Катрин в вечной любви и верности. Потом влюбленных спасают добрые люди. Хеппиэнд. На этом эпопею о злоключениях Катрин следовало бы закончить. Но...

Книга третья: хочу свалить
У автора разыгралась буйная фантазия. И вот в начале третей книги Катрин просыпается одна в лодке, Арно и след простыл. Она встречает знакомого и спрашивает, где же ее благоверный, но тот предполагает, что Арно просто свалил. Но Катрин не верит: Нет, Арно на такое не способен, он меня любит и т. д. и т. п. И оказывается права. Арно захватили в плен коварные англичане. После приключений изрядно беременная Катрин находит Арно. И первый его вопрос: "Ты беременна?" А в контексте читается: "От кого?" Ему друг объясняет: "От тебя же!". Но Арно сомневается: "Но когда же?" (видно бедняжке отшибло память!). Катрин напоминает про ночь в лодке. Арно теряет сознание. Очнувшись он женится на Катрин и намыливается в путь дорогу в родной замок. Катрин по скольку она беременна брать с собой не собирается. Но Катрин настаивает на своем и Арно сдается.
Не без приключений Арно и Катрин добираются таки до Монсалви, Катрин рожает сына в пути, которого называют Мишелем. По приезду в Монсалви Катрин узнает, что на ее мужа претендует другая женщина - его кузина Мари. На первых порах Мари вместо того, чтобы напрямую заняться соблазнением Арно, просто измывается над Катрин, рассказывая ей, что отобьет у нее мужа. Катрин  начинает плакаться и выносить мозг Арно, расписывая ему все достоинства Мари: молода, красива и т. д. Поначалу Арно убеждает Катрин в своей любви, но потом неожиданно становится холоден, держится от нее подальше и Катрин жутко переживает, что муж ее разлюбил. Однажды Арно к ней приходит с новостью: влюбился в Мари и мы с ней уезжаем (той Мари которая недавно еще покушалась на жизнь их сына) в Праванс на море, Катрин же оставляет управлять замком. Горю Катрин нет придела. Но вскоре находят труп Мари. Убил ее Арно. Окружающие ему аплодируют, мол молодец, так ей змее и надо. Арно заявляется к Катрин, признается, что любит и любил только ее, а с Мари уехал, чтобы оттолкнуть Катрин, ибо он больше не имеет права ее любить, поскольку болен проказой. (и чтобы избавиться от ее любви как всегда избрал метод утонченного садизма). Катрин тут же бросается ему на шею с воплем: "Твоя болезнь пусть будет и моей!" Но Арно видно пугает мысль о жизни с прокаженной женщиной и он тут же напоминает ей о маленьком сыне, о том, что не на кого оставить замок и престарелую мать. Короче, говорит он, расти сына, управляй замком и не посрами славное имя Монсалви, а я в лепразорий умирать. После душераздирающего прощания влюбленных роман следовало бы закончить, пусть трагическая концовка, но светлый образ отважного рыцаря не меркнет еще в глазах читателей.

Книга четвертая: мстя моя страшна

В четвертой книге Катрин отправляется мстить за Арно коварному Ла Треймулю. В нее влюбляется молодой, богатый, знатный и положительный во всех отношениях дворянин де Бразе. Но хорошее отношение Катрин никогда не устраивало. И вот она уже со всех ног спешит обратно в Монсалви, где узнает, что лепрозорий в котором находился Арно сгорел. Теперь она вдова по-настоящему. Но Арно был бы бы не Арно, если бы он так просто исценировал свою смерть, нет, ему надо было еще отправить Катрин прощальное письмо, где он заявил, что пока еще жив, что не хочет умереть в лепразории как загнанный в клетку зверь, а хочет умереть как настоящий мужчина, то бишь в бою. Поэтому он отправляется в так называемый крестовый поход против неверных. Он тут же добавил в письме как сильно любит Катрин, но предложил выйти замуж за де Бразе, уверяя, что тот ей даст все, что не может дать он - Арно! Катрин прослезившись и не вняв мудрому совету мужа, отправляется его искать.

Книга пятая: Что ты по бабам шатаешься, домой!

В пятой книге героиню ждет много приключений прежде чем она находит своего благоверного на востоке, абсолютно здорового и в объятиях местной принцессы, сестры султана между прочем. Катрин не сдается, проникает в гарем к султану и добирается таки до Арно. Арно представляет Катрин своей любовнице, как сестру. Любовница недоверчиво спрашивает: Почему вы не похожи? На что Арно заверяет, что у них разные отцы. В конце концов принцесса не поверила и попыталась убить Катрин. Арно убил принцессу и не без приключений вернулся с Катрин домой, где у них родилась дочь - Изабелла. Арно на радостях поклялся Катрин в вечной любви и верности и пообещал, что если его снова потянет искать приключения он возьмет Катрин с собой. На этом и следовало бы закончить сие повествование.

Книга шестая: Ну и что, что ты мудак, я люблю тебя и так.

Фантазия писательницы еще больше разыгралась. В начале шестой книги мы узнаем, что Арно таки поехал искать приключения на свою больную голову, оставив Катрин в замке под предлогом, что у нее насморок. В его отсутствие на замок нападают и Катрин снова отправляется искать Арно. Когда она его находит, то узнает, что он сейчас сидит в тюрьме за убийство. Безутешная Катрин бросается по всем инстанциям, валяется в ногах у сильных мира сего, пока Арно наконец не соглашаются помиловать. Но в тот же самый момент приходит весть, что Арно сбежал из тюрьмы, убив человека. Катрин в истерике. Она отправляется к королю, стоит перед ним на коленях, ничего не добивается. На помощь приходит королева Иоланда, которая просит, чтобы Катрин в обмен на помилование Арно выполнила секретную миссию. Катрин отправляется с секретной миссией, по пути решает заехать к умирающей матери, но попадает в плен к разбойнику. Предводитель сей банды, известный в народе как капитан Гром, когда к нему приводят Катрин занимается тем, что насилует женщину. В насильнике Катрин узнает своего разлюбимого Арно. Сделав дело и убив несчастную, Арно видит еще не отошедшую от шока жену и набрасывается на нее с криком: "Ах ты шлюха, ты мне изменяешь!" (Во логика!") У Катрин появляются смутные опасения, что он сошел с ума (но по мнению читателя Арно уже давно болен на всю голову!). Далее следует сцена, а-ля ты молилась на ночь Дездемона. Но до конца задушить Катрин не дают ее друзья. Арно придя в себя от приступа безумия в очередном приступе садизма заявляет Катрин, что не позволяет ей ехать к умирающей матери, а если она ослушается, то может о нем навсегда забыть. Впервые в жизни Катрин посылает Арно нафиг и отправляется к матери. И тут у Арно окончательно сносит крышу, он бросается под стрелы, одна из которых попадает в его самое больное место, то бишь голову. Катрин со слезами и в раскаяние бросается к Арно, причитая, что если он умрет, то жизнь ее кончена (правильно, кто же еще будет над ней так издеваться!). Офигивающий над Арно друг Катрин, по совместительству врач, сжалившись над бедной женщиной, делает ее благоверному операцию, но пока тот без сознания, Катрин приходится уехать.

Книга седьмая: Хрен моржовый, конь в пальто... Я люблю. Тебе то что?

В седьмой книге писательница превзошла самою себя, ибо все предыдущие злоключения Катрин были цветочками. В начале книги ее насилуют, при чем группа мужчин. С трудом придя в себя от физической и психологической травмы, Катрин понимает, что беременна от кого-то из насильников. Для нее это трагедия, ведь что теперь подумает ее ненаглядный Арно! Он же ее бросит! (вот логика, пусть оскорбляет, унижает, изменяет, душит, но лишь бы не бросал! В этот момент вся жалость к главной героине исчерпывается, так как начинаешь понимать, что они с Арно друг друга достойны). Катрин всеми силами пытается избавиться от ненужного ребенка, наконец ей это удается. И она с чистой совестью отправляется в Монсалви. И там она узнает, что вернувшийся Арно под страхом смерти велел гнать ее палками подальше от замка, что теперь он пьянствует целыми днями, а в замок привел любовницу. Далее Арно вознамерился отобрать у Катрин детей (до которых похоже ему и дела не было, поскольку по ходу романа он если о них вспоминает, то только для отмазки), а саму жену отправить в монастырь. Но тут писательница сжалилась над бедняжкой и наслала на Монсалви чуму. Катрин вместо того, чтобы пяткой перекреститься, отправляется в Монсалви лечить мужа. Там все мертвы, в том числе и любовница, за исключением Арно. (Кстати, тут читатель обращает внимание на закономерность: все женщины, которые связывались с Арно, плохо заканчивали: его невеста умерла за три месяца до свадьбы, Мари и Зобейду он убил, и вот сейчас отправилась в иные миры Азалаис. При чем три последние пассии были оторвами и законченными суками, а первая попала в этот список случайно, так как по отзывам окружающих и самого Арно, то она была очень достойной девушкой, которая как видим оценив свалившееся на нее счастье (Арно) предпочла побыстрее уйти в мир иной). Предполагается, что болезнь приостановил алкоголь в его крови (другие будто не пили!). Катрин самоотверженно выхаживает Арно. Но он все без сознания. Наконец приходит аббат и заявляет, что Катрин пора уходить (напоминая о том, что Катрин нужна детям), а зачумленный замок будут сжигать. Но только Катрин делает шаг на встречу аббату, как появляется Арно и заявляет, что она никуда не пойдет. Читатель, героиня и окружающие ждут новых издевательств, но нет, Арно падает перед Катрин на колени, просит за все прощение, признается, что несколько дней как пришел в себя и намеревался по-тихому свалить потому, что ему стыдно ей в глаза смотреть (наконец-то ему стыдно!). Впрочем свалить еще не поздно и он сообщает, что оставляет замок и земли Катрин, а сам намеревается подстричься в монахи (во его заносит, то женщин насилует и бандитствует, наводя ужас на округу, то его в монастырь тянет, правда он умалчивает в какой). Катрин, привыкшая к его бредовым идеям, начинает старую песню, мол, ты меня любишь или нет? Арно тут же заверяет, что всегда любил только ее, клянется ей в вечной любви и верности (все это читатель и Катрин слышали от Арно уже ни раз), обещается, что покончил с поиском приключений на свой зад, теперь всегда будет подле юбки Катрин, будет заниматься воспитанием детей и на этой счастливой ноте слава богу буйная фантазия писательницы истощается. Все счастливы: Катрин, потому что наконец таки завоевала Арно навсегда, читатель, потому что этот бред сивой кобылы закончен. Хеппи Энд.
Короче бред, который не кажется таковым только благодаря таланту писательницы, хорошему стилю и интересной подаче исторических событий.
Кстати, по прочтению романа складывается впечатление, что сам автор очень любит садомазу, ведь с таким смаком она описывает все мучения главной героини, и не только связанные с Арно. Это и избиение плетью Катрин первым мужем, похищение ее тем же первым мужем, после которого он посадил ее на цепь, избиение опять же плетью Жилем де Ре, групповое изнасилование... Или она так ненавидит свою героиню, что всячески истязает ее?
О персонажах: думаю свое отношение к главным героям я уже выразила. Катрин, повторюсь, мазохистка, которая как от огня бежит от нормальных мужчин, типа Филиппа Бургундского, де Бразе, Готье... да сколько их было в ее жизни, а прицепилась к истязающему ее Арно, наподобие тех жен, которые вылавливают мужей-дебоширов по кабакам и за шкирку притаскивают домой. Для полной убедительности не хватало только скалки.
Арно. Свое отношение к нему я могу выразить только одним словом - ПРИДУРОК! Он настолько непредсказуем, что даже не знаешь, какая больная фантазия и идея фикс втемяшится в его голову в следующей книге... Да нет. в следующей сцене. Писательница на протяжении всей серии пытается уверить читателя, что Арно до безумия любит главную героиню. Я верю: он до безумия любит ее мучить. При чем если по прочтению шести книг наивно веришь, что делает это он по крайней тупости или невменяемости, то в седьмой понимаешь, что делает он это придурок сознательно, доказательство: когда он приводит в замок любовницу (кстати, заклятого врага Катрин) все в округе понимают, что сделал он это с единственной целью: причинить боль жене. Но чтобы Арно не вытворял, писательница через диалоги и монологи других персонажей пыталась его оправдать: это все от борьбы гордыни с любовью (то бишь, бьет - значит любит). Признаюсь, читая некоторые сцены с Арно, я порой невольно искала под рукой сковородку или что-то тяжелое, на случай если он материализуется, потому что он просто вымораживал. Конечно были другие безумно трогательные сцены: когда в Англии Арно узнал, что Катрин пыталась спасти его брата, когда он узнал, что Катрин беременна, когда они прощались перед его уходом в лепрозорий, когда на востоке Катрин чуть не укусила ядовитая змея, в финальном эпизоде пятой книги, ну и в эпилоге. Но их так мало, к сожалению. Вот хоть убей, но не увидела я в книге той великой любви, о которой пишет Бенцони... может только со стороны Катрин, да и то я бы это чувство более назвала болезнью.
О других персонажах. Филипп Бургундский - не однозначный персонаж, иногда непомерно жесток, как. например, к бедному Гарену, но в его любви к Катрин никогда не сомневаешься. Но он прежде всего политик, поэтому интересы Бургундии он  ставит выше личных. Но пожалуй, мой самый любимый персонаж - Готье Первый.: он отважен, доблестен, благороден, благодарен, пусть и простолюдин. Вот в его великую любовь к Катрин я верю и в сущности в пятой книге Бенцони надо было героиню оставить именно с ним, пусть он изначально и не был задан как главный герой. Но ведь в серии "Марианна" Бенцони князь Санта-Анна, тоже не был заявлен мужчиной всей жизни главной героиней, но в конце концов остается она не с придурком Язоном, а именно с ним. Но тогда бы не было садомазы.
В целом, история о злоключениях Катрин захватывает, однако когда отходишь от книги и начинаешь смотреть на нее здраво, то единственное как можешь ее охарактеризовать: абсурд да и только.


Рецензии