Судьбы Сказки. История Возрождения - часть первая

Корпоративная книга горного курорта-отеля «Лесная Сказка»

Автор Леа Веденски


Казахстан 2016


Благодарность автора

За время работы над этой книгой я не только получила уникальную возможность погрузиться в удивительный и самобытный мир, но и встретила потрясающих людей, которые окружали меня заботой и теплом все это время.
Я благодарна за уделенное время и духовно обогащающее общение Ерлику Балфанбаеву – президенту группы компаний Alina, создателю и идейному вдохновителю проекта ГКО «Лесная Сказка»;
Людмиле Быстровой, агроному-дендрологу курорта, за неоценимую помощь в работе с архивными материалами, организацию встреч, готовность быть рядом по первому зову.
Татьяне Медведевой, генеральному менеджеру курорта, за создание всех необходимых условий, поддержку и помощь в решении любых возникающих проблем.
И всем-всем, теперь уже навсегда любимым, сотрудникам курорта, ставшим для меня близкими и дорогими людьми.


Содержание:

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СУДЬБЫ СКАЗКИ
- Предисловие
- Посланник
- В поисках смысла. Начало
- Душистые сады Апорта
- История возникновения сорта
- Появление Апорта в Заилийском Алатау
- Праматерь всех яблонь на земле
- Возрождение чудо-яблок
- В поисках формы. Два крыла – Европа и Азия
- Новая жизнь старого названия
- Рождение мифа «Лесная Сказка - Место Силы»
- Проявление Мест Силы
- Возникновение арт–пространства и сказочных персонажей
- Сказочный филин Угу
- Образ филина и совы в казахской культуре

Предисловие


Чаще всего о героях не принято писать при жизни, ведь людям бывает сложно по достоинству оценить тех, кто находится рядом прямо сейчас. В привычных  ближних из плоти и крови непросто увидеть что-то чудесное, а тем более - выдающееся.

Так же, за ежедневной рутиной трудовых будней, мы и не задумываемся: «А как все это возникло?». Забываем имена тех, кто стоял у истоков, кто породил замысел проекта или компании, не знаем, как она создавалась, не слышали удивительных историй об испытаниях, преодолениях и победах, которые действительно стоит услышать.

Эта книга создана с целью передачи истинного духа и величия цели проекта ГКО «Лесная Сказка», что лежали в замысле её основателя. Она предназначена для работающих ныне сотрудников курорта и тех, кому еще предстоит в него прийти.
В книге собраны материалы, которые помогут вам прочувствовать ценность и особенность места, где вы работаете.
Говорят, что сила народа не только в знании своих духовных корней и богатой культуре, но и в умении сохранить её и передать это наследие потомкам. 
Судьба «Лесной Сказки» - это удивительная история возрождения.
Надеемся, что, прочитав эту книгу, вы сможете взглянуть на привычные вещи по-новому…

ПОСЛАННИК
 
Создателем группы компаний Alina и проекта «Лесная Сказка» является Ерлик Балфанбаев - личность поистине интригующая и заслуживающая особого внимания. Он относится к категории людей, которых, если увидел однажды, уже невозможно забыть. Лицо будто не из нашего времени, такие можно увидеть разве что на ветхих гравюрах с изображением древних азиатских воинов. Коренастый, устойчивый, крепкий как скала. А главное - глаза! С одной стороны, полные уверенности и магнетической силы, но, если присмотреться, то можно заметить в них глубокую как бездна, безбрежную тоску. Вечную и вселенскую тоску по Порядку, по Свету, по Совершенству…

За много лет созерцания и описания судеб человеческих поняла я, что тоска эта -  «печать небес»,  вернейший признак наличия неистовых желаний, неугомонной, страстной, громадной души, которая в деяниях своих обречена вечно искать реализации и покоя. Искать и никогда не находить.
И если вам повстречались на пути эти глаза-колодцы, то знайте: перед вами Посланник, орудие небесное, чьими крепкими руками Всевышний вершит свои замыслы в нашем противоречивом и хрупком мире.
Им всегда невероятно трудно, потому что они неравнодушны, потому что ощущают в себе иррациональный «долг» перед миром, рок, который, как бетонная плита, беспощадно и упорно давит на них. Себя не щадят, ворочают глыбами реальности, не щадят они и других - до тех пор, пока не узрят глаза их воплощение Замысла. И только тогда бушующий ураган их мятежной души обретает покой, словно Бог, что отдыхал на седьмой день. Правда, покой этот недолог, и вот, голодный до изменений зоркий их взгляд вновь ищет место, куда приложить силищу свою, где еще послужить миру… 
Им, вечно мятущимся, как воздух нужен СМЫСЛ ЖИЗНИ, смысл, который в собственных глазах оправдает каждый прожитый день… И тогда, теплым майским вечером 2016 года, мы говорили об очередном его детище – горном курорте «Лесная Сказка». Чем больше я слушала историю его появления и развития, тем больше понимала, что и это снова он - поиск смысла. Ещё это история возрождения, которая неразрывно связана с нелегкой судьбой некогда цветущего края. Потому и название книги пришло неслучайно: «Судьбы Сказки. История возрождения»…
 

В ПОИСКАХ СМЫСЛА.НАЧАЛО

Сидя в уютной комнатке с чашками дымящегося ароматом горных трав чая,  Ерлик рассказывал мне о том, как судьба привела его в эти забытые богом места, в горное ущелье недалеко от Алматы. Тут он впоследствии и создал из заброшенного, заваленного мусором бывшего пионерского лагеря сказочный мирок – курорт, который по качеству строительства сравним с западными, а по своим уникальным объектам не имеет аналогов в мире.

Наша беседа начиналась, как простое повествование, где лишь хотелось восстановить  исторические этапы создания проекта. Только через время, когда я снова и снова слушала запись нашего разговора, мне открылась вся многогранность этой истории. Истории борьбы и преодолений, величия духа, испытаний и побед...

- Итак, Ерлик, с чего же всё началось? – спросила я.
Сосредоточенно глядя в окно на вершины гор, Ерлик  начал свой неспешный рассказ…

«На дворе стоял 2007 год. Кризис и застой. В тот период в группе компаний упали продажи, и я метался в поисках - куда приложить силы. Это вообще было беспокойное для меня лично время, время раздумий и внутренней работы, так уж всё совпало. Наверное, любой человек, особенно мужчина, которому перевалило за сорок, подводит итоги, вот и я спрашивал себя: «Ну и что? Половина жизни прошла, и чего я добился? Понял ли  я, для чего был послан в этот мир?
С детства всегда мечтал создавать что-то действительно полезное, товары, которые нужны людям. И в свое время, начав заниматься производством, я очень хотел делать продукцию высокого европейского качества по цене, которую каждый человек в нашей стране мог бы себе позволить. Хотел, чтобы люди жили в таких же красивых и удобных домах, как в Европе, чтобы могли сами творить пространство своего дома. С этим намерением создавалась компания Alina. Со временем нам удалось создать и национальные бренды строительных материалов, которыми по праву уже можно было гордиться. Наступил следующий этап, и тогда,  в суровом и унылом 2007 году, я вновь и вновь спрашивал себя: «Что дальше?»

В то время я не мог сидеть на месте, много двигался, путешествовал, вел очень активный образ жизни. Реки, горы, велосипеды, лыжи. Со своими друзьями - командой по рафтингу «Мучачос» - мы исколесили всю Среднюю Азию. https://www.youtube.com/watch?v=le5AWZ45MJg
Но, чем больше я ездил, тем больше ощущал нарастающую досаду и видел, как же убого у нас всё сделано, словно и не для людей вовсе.
Кризис тем временем набирал обороты. Затишье. Народ в спячке и апатии. И тут я обратил внимание, что в кафе и ресторанах сидит очень много людей. Меня это сначала удивило: почему? Ведь вроде бы такая депрессия - зачем они идут и тратят последние деньги?! И вдруг я понял, что, когда людям плохо, им хочется быть вместе, общаться, объединяться, изливать друг другу душу. Даже если нет денег на дорогой обед, можно просто попить чай, но зато быть рядом. Так и возникла первая мысль заняться подобной сферой услуг.
В истории появления «Лесной Сказки» и в начале деятельности в области сервиса тоже лежал замысел – создать что-то действительно достойное, высококачественное, уютное, удобное, где людям было бы хорошо вместе.
Стал задумываться - с чего начать, а главное, что это за место такое могло бы быть? Очень хотелось, чтобы оно было действительно живым и красивым.
Когда я закрывал глаза, мне представлялась природа, горы, сосны, речка. Но было непросто найти такое, разве что национальный парк, но у властей была жесткая установка: «в национальный парк не лезть», а такие места, о которых я мечтал, были под эгидой именно таких парков.

Для меня это в целом был этап созревания, хотелось  не только создать нечто новое, но и «пустить корни»,  и я задумал построить себе дом. Так что землю искали параллельно - для дома и для нового проекта. Мой друг Макс Зимин мне в этом очень помогал. Смотрели самые разные участки, но ничего подходящего не попадалось.
И вот как-то мой друг Игорь Решетников привез меня в эту местность показать  небольшие участки под дом. Я сразу обратил внимание, что природа тут удивительно красивая, благодатный край. Поинтересовался: «А что это тут рядом?». Мне сказали: «Да это же заброшенный пионерский лагерь». Сердце ёкнуло, я тут же что-то почувствовал, и довольно быстро  выяснилось, что он тоже продается, и мы, не откладывая в долгий ящик, пошли его смотреть.
 
Что я могу сказать - это была любовь с первого взгляда! Несмотря на страшное запустение и разруху, царившую там, я моментально понял - это оно!
Мы шли по территории. Вокруг был полуразрушенный  асфальт, весь в огромных трещинах, развалившиеся здания с текущими крышами, обвалившиеся стены, через которые уже пробивались дикие растения. Старые жилые корпуса, заваленные хламом. Бывшая столовая с разбитыми окнами и осколками посуды…
 
 
Передо мной предстала очень печальная картина полной разрухи. Я буквально видел, что  когда-то здесь кипела жизнь, но сейчас там было совершенно мертвое состояние. Увиденное напомнило мне древние останки поселений, найденные в джунглях.
 
А в голове уже поплыли воспоминания, рассказы моих друзей детства об этом пионерском лагере, о том, как хорошо тут было. Что сюда слетались дети самых разных национальностей со всей необъятной территории СССР, о песнях вокруг костра и безоблачном детском счастье…
Да, это было оно… Я чувствовал: дух ущелья по-прежнему жив.
 

Начали вести переговоры, оформлять бумаги. Место очаровало, буквально заворожило меня. Честно говоря, поначалу была грешная мысль - оставить его для себя. Вычистить всю эту разруху, вернуть ущелью девственную чистоту,  построить избушку и  жить себе спокойно вдали от городской суеты, под защитой нерушимых скал, под сенью вековых сосен. Всё как я мечтал...»
 
К слову сказать, дорогой читатель, прежде чем заново начать строительство, из ущелья было вывезено несколько тонн мусора. Побывавшие здесь ранее посетители, похоже, не беспокоились о чистоте природы и сильно захламили его. Наверное, так бы оно и продолжалось, если бы в это место не влюбился неугомонный Ерлик.
Но давайте вернёмся  к его неспешному повествованию…
 

«Жил я с этой мыслью о присвоении места себе месяца два, но дальше не смог, уж очень она скребла мне сердце. Постепенно я понял, что оно просто не может принадлежать одному человеку или семье, даже клану не может. Оно должно быть для людей, для их радости, веселья, для спокойствия.
Что же, пришло время очистить и возродить его к жизни. Но душа не могла найти покоя, я спрашивал себя: «Но для чего?» Мне нужен был глобальный СМЫСЛ. А где его найти, если не там, где внутренняя неудовлетворенность? Там, где душа неспокойна?
Я очень много думал. Например, размышлял о том, что такое сейчас Алматы для тех, кто сюда приезжает. Ну хорошо, гостей города привозят на каток Медео, где когда-то ставились рекорды и сборная СССР готовилась к горнолыжным соревнованиям, но сейчас там уже нет былого величия. Или их ведут в некогда знаменитую баню Арасан Намаз, которая  сейчас пребывает в запустении.  Еще когда-то, в моем далеком детстве,  Алматы был городом яблок, и люди увозили отсюда легендарный душистый Апорт. Но прошло время,  сады заброшены, и тех яблок детства тоже не стало…
И тогда я  понял, что хочу создать нечто особенное - знаковое место для моего города, для страны. Место, куда можно привести дорогих гостей, которым можно гордиться. Это должна быть визитная карточка, жемчужина Казахстана. Наконец-то я его нашел – заветный достойный СМЫСЛ…»

ДУШИСТЫЕ САДЫ АПОРТА

Здесь чувствуется Божий дар.
И средь деревьев хорошо тому,                кто к нам пришел,                увидел, понял, полюбил…

Рассказывая историю края, где сейчас расположилась ожившая «Лесная Сказка», нельзя не упомянуть легендарные сады Апорта - знаменитые яблоки, дивный вкус которых воспевали поэты и писатели, любили великие правители. Их  превосходными качествами гордились отечественные ученые, а саженцы ценились на вес золота. В воспоминаниях многих поколений их аромат неразрывно связан с беззаботным, счастливым, пронизанным солнцем детством…
Это о его полном исчезновении болит и ноет душа неравнодушного Посланника и искателя – Ерлика Балфанбаева. Когда он рассказывал о печальной судьбе Апорта, в его глазах стояли слезы.
Эта история настолько тронула меня, что подтолкнула к целому журналистскому расследованию. Уж очень мне хотелось докопаться до истины: неужели легендарные яблоки канули в Лету и исчезли с лица земли?!
Меня не покидало  чувство, что  всё не так просто, как кажется, что каким-то образом они связаны невидимыми нитями судьбы: бывшая легенда - Апорт, и будущая легенда – «Лесная Сказка».
Во всяком случае, история эта точно заслуживает того, чтобы вы её узнали…

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОРТА

Апорт,  некогда гремевший по всему миру сорт яблок, долгое время был символом Казахстана и Алматы. Его история поистине удивительна и символична. История великого изобилия и мировой славы, история практически полного исчезновения и чудесного возрождения из небытия.
Но давайте начнем с самого начала…

Апорт считается одним из древнейших сортов культурных яблонь на земле. Несмотря на мировую славу и длительную историю, его точное происхождение неизвестно до сегодняшнего дня.  Установлено только, что первое упоминание о нем датировано 1175 г. н.э. В монастырских записях того времени описывался сорт яблок, завезенный из города Порта (Османская империя) в Царство Польское, где он хорошо прижился и получил широкое распространение. Затем, в 1779 году, русский ученый Болотов, изучивший и описавший более 500 сортов яблонь, упомянул в своих записях, что Апорт давно известен и встречается в садах, расположенных в южной и средней полосе России. В начале 19 века этот сорт также  был завезен в Германию, Бельгию и Францию, а в 1817 году  получил распространение в Англии под названием «Апорт Александр» - в честь российского императора Александра I. 

ПОЯВЛЕНИЕ АПОРТА В ЗАИЛИЙСКОМ АЛАТАУ

Как уже упоминалось ранее, судьбы яблони Апорт  и «Лесной Сказки» переплетаются и в чем-то очень схожи - прежде всего тем, что  были созданы волей беззаветно любящих этот край, щедрых душой мужчин.

В 1865 году, когда город Алматы еще носил название Верный, сюда из Воронежской губернии Острогожского уезда приехал коренастый бородач - мещанин Егор Редько со своей семьей. Он и привез с собой несколько саженцев Апорта. 
Тут стоит отметить, что на его бывшей родине этот сорт ничем особо не выделялся. Каково же было его удивление, когда после привития сорта к местной дичке, яблоне Сиверса, через несколько лет на молодых деревьях выросли огромной величины, весом более 400 граммов, ярко-красные чудо-яблоки с потрясающим вкусом и ароматом.
Егор Редько был человеком щедрой души и стал охотно делиться черенками со всеми  соседями. Так этот сорт яблок естественным образом быстро распространился в здешних краях. Постепенно склоны предгорий Заилийского Алатау  покрылись  благоухающими садами. В народе тогда этот сорт так и прозвали – «Редькоское яблоко». Благодаря этим яблокам и прославился впоследствии город Верный, за которым с тех пор закрепился статус плодового центра.
Крупные, румяные, сладкие плоды Апорта никого не оставляли равнодушным. Первоклассный сорт посылали на международные выставки.

В 1908 году, на Мангеймской международной выставке, невиданные плоды от Верненского училища садоводства получили наивысшую оценку экспертов.  Ученый-биолог того времени В. Пашкевич писал в своих заметках, что Апорт произвел настоящий фурор на этой выставке.

Князь А. Гагарин, попечитель садоводства, на собрании Императорского Российского общества плодоводства, состоявшемся 20 декабря 1908 года, сообщая о германской выставке, говорил: «Эти плоды привлекали особое внимание публики, а знатоки плодоводства и члены экспертной комиссии чрезвычайно ими заинтересовались. Величина, вкус и окраска этих яблок настолько поразительны, что они, несомненно, будут служить предметом восхищения повсюду, куда бы они ни попали. Можно с уверенностью сказать, что германские плодоводы разнесут славу о них во многие уголки земного шара».

Долгие годы площади садов Апорта постоянно расширялись в Казахстане, и так продолжалось аж до 1950 года. В тот год случилась суровая зима, много деревьев погибло.
Советская власть прикладывала огромные усилия для восстановления и развития этой отрасли. Были созданы новые садовые хозяйства и совхозы. Одним из них был «Горный садовод»,  когда-то соседствовавший с «Лесной Сказкой». Совхозы «Алатау», «Каменский», колхозы им. Мичурина, «Луч Востока» и другие во времена расцвета отправляли за пределы республики порядка 20 тысяч тонн отборного Апорта ежегодно.

И всё бы хорошо, да вот беда: в тот период местные земли  беспощадно эксплуатировались. На каком-то этапе природный баланс был очень грубо нарушен, в результате занесли страшный вирус, поразивший яблони. В особенности от него пострадал Апорт, а что еще страшнее, заболели и дички – яблони Сиверса, к которым прививали черенки Апорта. Именно дички являлись бесценным исходным генетическим материалом.

Начался постепенный спад в производстве яблок. После 1984 года перепись садов в республике и вовсе перестала  производиться. Сады пришли в запустение, и золотой век садоводства в этом крае подошел к концу. После распада Советского Союза земли, некогда занятые садами,  были распроданы, и на их месте появились дорогие особняки  чиновников.
Былое яблочно-плодородное величие края кануло в небытие…
 
И что же?! Вы думаете, что  чудо-яблоко исчезло навсегда? А вот и нет. Потому что явления, которые возникли  благодаря душевной щедрости, не могут просто так исчезнуть. И я отправилась на поиски ответов….

ПРАМАТЕРЬ ВСЕХ ЯБЛОК НА ЗЕМЛЕ

Мне предстояло встретиться с хоть и незаметными, но от этого не менее настоящими чудесами. И первое из них вот какое.
Выяснилось, что в 2000 г. группа британских ученых-помологов провела масштабные генетические исследования. На их основании было установлено, что упомянутая ранее дикая яблоня Сиверса, которая испокон веков произрастает на живописных склонах Заилийского Алатау, в том числе и в окрестностях «Лесной Сказки», является  праматерью не только легендарного Апорта, но и всех культурных яблонь на земле! Вы только представьте себе! Здесь находится начало всех начал  -  истоки, которые невидимыми нитями связывают этот удивительный край со всем миром.

Далее я узнала, что вот уже несколько лет в Казахстане существуют государственные проекты по восстановлению легендарного сорта. Поначалу поиски привели меня в научно-исследовательский институт, на кафедру плодоводства, где мне рассказали о том, что такие программы в самом деле существуют, но проблема в том, что субсидии и земли на развитие этой отрасли даются при определенных условиях: ученые должны гарантировать урожай уже через 2,5-3 года.
В реальной же ситуации Апорт – это крайне сложный для выведения сорт. Ведь из-за болезней и вирусов, поразивших местные яблони, в том числе и дикие яблони Сиверса, фактически не имелось здорового исходного генетического материала для разведения Апорта. И дело не только в этом. Даже если бы были здоровые материнские деревья, к которым можно привить черенки Апорта, первых его плодов нужно ждать 6-8 лет, а спонсоры требуют быстрой урожайности уже через 2,5-3 года! 
В конечном итоге ученые института нашли выход. Они создали другой вид привоя вместо яблони Сиверса - скрестили черенки Апорта с искусственно выведенными карликовыми деревьями. Плоды от них появляются значительно раньше, но вот что интересно: эти яблони долго не живут, максимум 10 лет, после чего стремительно вырождаются. В то время как привитый к исконной дичке настоящий Апорт живет 50 и более лет, если за ним правильно ухаживать.
Я подумала тогда - как же в природе всё подобно! Разве это не похоже на нас, людей? Когда мы пытаемся присвоить или впитать что-то чуждое нашей истинной природе, исконной культуре, когда мы обманываем себя, всё вот так же быстро приходит к упадку и деградации, даже если изначально был резкий взлет…

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЧУДО-ЯБЛОК
 
После посещения института у меня остался осадок. Странное чувство, неприятно сосало под ложечкой. Изнасилованная природа, карлики, вымученный ложный Апорт… Было грустно и гадко на душе. Но, преодолев хандру, я решила продолжить поиски и вскоре была вознаграждена за терпение и веру. Они привели меня к удивительному человеку, древний род которого испокон веков занимался плодоводством. Его зовут Виктор Владимирович Горохов.

Скромнейшее создание. Он наотрез отказался озвучивать свои научные регалии и достижения. Однако вот что удивительно: именно этот тихий человек, «простой крестьянин», как он себя назвал, занимался Апортом вот уже пятьдесят с лишним лет.

Практически все члены его семьи тоже были знатными садоводами. Отец, Владимир Владимирович Горохов, был тем самым человеком, который по указу московского правительства поднимал садовые хозяйства в Алма-Атинской области, а в  послевоенные годы возглавлял хозяйство «Горный садовод», которое располагалось  неподалеку от того места, где сейчас находится «Лесная Сказка».

С черно-белых  семейных фотографий из личного архива Виктора Владимировича на меня смотрели лица его родителей.
Красивый, ещё молодой и полный сил отец, который держит в руках огромное румяное яблоко, мама на фоне высокого дерева Апорта, сплошь усыпанного плодами. Вся история этой семьи была неразрывно связана с садоводством и легендарными чудо-яблоками.
Мы беседовали о былом расцвете и постепенном падении былого величия   яблочного края, и, разглядывая лица, смотрящие на нас из прошлого, я наконец задала главный вопрос, который вот уже несколько месяцев занимал мои мысли: «Виктор Владимирович, неужели настоящий Апорт исчез навсегда?» 
И тогда этот скромный человек явил моему взору второе, только теперь уже сотворенное руками человека, чудо…
«Ну почему же исчез, вовсе нет!»

Виктор Владимирович рассказал, что истинный Апорт может быть  получен только от яблони Сиверса и никак иначе. Карлики и гибриды не в счет.
Однако  знаменитые дички были сплошь заражены вирусом,  что-то нужно было делать.
Так в дендрарии, где много лет работает В.В. Горохов, была создана специальная лаборатория, где из семечек наиболее сохранных яблонь Сиверса извлекались по несколько не зараженных вирусом клеток на такой стадии, когда росток только пробивается. Эти стерильные клетки называются «меристема», они являются супер-элитным, чистейшим генетическим материалом.
И вот из таких клеток, помещенных  в специальный питательный раствор в пробирке, выращивают крохотные растения, которые потом пересаживают в теплицы и растят в особых условиях, защищающих их от болезней, пока нежнейшее растение не окрепнет. Позже их высаживают на открытом воздухе, и  только через несколько лет наконец скрещивают с Апортом.

Глядя на пробирки с крохотными растениями в руках ученого, я не могла поверить своим глазам! Из нескольких клеток восстановивать практически полностью утерянную национальную легенду, гордость родного края.
Это какое же огромное терпение надо иметь! Уму непостижимо!
Мне не терпелось увидеть выращенные саженцы своими глазами, и Виктор Владмирович наконец повел меня на участок.
И вот моему взору предстал результат колоссального труда и десятков лет исследований – это были они, ровненькие грядки крепких саженцев чудо-яблок, готовых к большой жизни…
Я смотрела на них с замиранием сердца. «Господи, их возродили! Возродили из небытия!» Сердце наполнилось радостью. Значит, легенды всё же возвращаются…

В ПОИСКАХ ФОРМЫ. ДВА КРЫЛА - ЕВРОПА И АЗИЯ

Оставив позади легендарные душистые сады Апорта, вернемся к нашей беседе с Ерликом Балфанбаевым. Пришло время вам узнать, как же «Лесная Сказка» обретала свой неповторимый облик.
До того, как Ерлик бросил сюда свой любящий взгляд Хозяина, это место  прошло долгий путь, но так или иначе, его судьба всегда была связана с жизнью, созиданием, здоровьем и отдыхом.
Когда-то давно тут были лесные хозяйства. Потом, уже в советское время, построили пионерский лагерь, который финансировался московским Министерством транспорта и слыл образцовым. Сюда приезжали отдыхать и лечиться дети со всего бывшего Союза. Климат этого места считался очень благоприятным для людей с заболеваниями дыхательной системы.
После распада СССР лагерь пришел в запустение на добрый десяток лет, пока судьба снова не обратила на это живописное ущелье свой благосклонный взгляд… Итак, послушаем, что дальше нам расскажет Ерлик.

Он напряженно курил одну сигарету за другой, силился припомнить все детали развития событий. Бросалось в глаза, насколько то, что связано с судьбой «Лесной Сказки» и собственной ролью в её развитии, важно для него.

«Итак, это место перешло в мои руки. Вместе с друзьями и коллегами  мы  стали думать. Осмысливать, какой она должна быть - эта  жемчужина и достопримечательность, которой можно гордиться и показывать гостям города.
Всматривались в это место, старались прочувствовать его. Привлекли  архитекторов. Пока проект еще только зарождался, на этапе концепции он уже прошел несколько трансформаций, но в итоге мы выбрали стиль - альпийское шале.
Начали строить.  Да, всё было задумано красиво и добротно, но на душе у меня по-прежнему что-то скребло и не давало покоя. Я чувствовал, что была в этой концепции какая-то незаконченность. Не переставая ломал себе голову.

В тот период мы активно общались с С.И. Быковым (автором ряда методик по мифодизайну брендов). Собирали рабочие группы, говорили, искали. Наконец-то я понял, в чём проблема - проект-то получался однобоким, в нем остро не хватало второго крыла…
Казахстан – это ведь удивительное место. Думаю, только в нашей стране возможно такое, когда казахи яйца красят, а русские говорят на казахском «Наурыз кутты болсын». Наш гостеприимный край – это сплав самых разных культур, которые мирно уживаются, и пока это так, никакие националисты не способны разрушить наше единство. Здесь всегда было так, сколько себя помню.

Когда я учился в школе, еще во времена Советского Союза, никто и никогда не задумывался о национальности. Значительно позже мы научились различать, кто еврей, кто татарин, кто русский, а в моем детстве такие категории вообще не существовали. Были другие – «пацан» ты или «не пацан», отвечаешь за слова или нет, и никого не интересовало, какого ты рода-племени.
Это появилось только в конце 90-х, когда начались националистические разговоры и стали уезжать сначала русские, а потом евреи и немцы эмигрировали в другие страны.
Конечно, в любом обществе есть радикалы, среди русских - те, что говорят, что казахи не такие, среди казахов – те, кто недоволен русскими. У меня же подобные разговоры всегда вызывают боль в сердце, ведь я метис, моя мама русская, а отец казах, для меня братьями являются и те, и другие.
Именно острое желание сохранить былое единство помогло мне понять, чего же  так не хватало в проекте. Вместе с европейским стилем «шале», выражающим Европу, здесь нужно было и второе крыло – Азия, и не просто Азия, а древняя тюркская Азия.  Пришло четкое понимание: этот проект просто должен стать культурным сплавом  Европы и Азии, потому, что это правильно, потому что это действительно так и есть, тут даже и придумывать ничего не надо было…

Решили двигаться в этом направлении, и появился проект с юртами.
Правда, всё оказалось не так–то просто, выяснилось, что с юртами у нас в стране дела обстоят из рук вон плохо. Когда-то это направление активно развивалось, были времена, когда Казахстан снабжал чуть ли не весь Советский Союз натуральными юртами. И не только его, но и Монголию, Венгрию и другие страны. Юрты были нужны животноводам, экспедициям геологов и т.д. Но потом, когда начало затухать сельское хозяйство, а за ним и животноводство угасло как род деятельности, эта отрасль в Казахстане практически исчезла. Мы стали проверять, как обстоят дела сейчас, и выяснилось, что полноценное производство сохранилось только в Монголии, где юрты всё еще делают, и делают хорошо.
Прикинули, какого размера юрты нам нужны, и отправили туда делегацию. Мы узнали, что самые большие юрты 18 м в диаметре. Я был под впечатлением от китайского фильма о Чингисхане, который монголы посоветовали нам посмотреть накануне. Там можно было увидеть эти 18-метровые, просторные, натуральные юрты. Меня  впечатлило, что в ней помещается так много людей, и при этом, за счет конструкции  и формы, они чувствуют себя там вполне комфортно, еще и место остается. Однако  на всякий случай спросил, могут ли они сделать юрту ещё больше, ну хотя бы метров 20 в диаметре. Они подумали и сказали, что могут. Мне страшно хотелось, чтобы наша юрта была самой большой и красивой.
Потом, когда юрта Ак Аул уже была построена, нам пришла в голову мысль: раз самыми большими юртами всегда были 18-метровые, не значит ли это, что наша юрта самая большая в мире?! Исследовали этот вопрос, и оказалось, что это действительно так. Пригласили специалистов. Они приехали, все измерили и  занесли Ак Аул в Книгу рекордов Гиннеса как самую большую в мире».

НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОГО НАЗВАНИЯ

«Весь период с 2010 по 2012 год проект разрабатывался и развивался. Параллельно со строительством жилых объектов мы строили аттракционы и сразу, по мере готовности этих активностей, запускали их в эксплуатацию.
Мы очень много учились, осваивали совершенно новую для нас сервисную отрасль, а ещё размышляли над названием места. Оставить старое или придумать новое? Долго взвешивали все за и против. Конечно, с точки зрения названия для международного курорта старое было неудобным, плохо запоминающимся для иностранного уха, всё было за то, чтобы его поменять.
Но вокруг меня было так много людей, у которых ещё жили воспоминания, связанные с этим местом, с их  счастливым детством, с пионерским лагерем, с тем духом многонациональной сплочённости, который царил здесь когда-то, они были полны такого трепета и тепла, что мы решили оставить старое название и сохранить  живую связь поколений.
 
Всё это был лишь первый этап осмысления концепции «Лесной Сказки», его можно уподобить первичной, грубой обработке каменной глыбы, когда мастер лишь задумал создать скульптуру. Всё только начиналось, нам ещё предстояло рождение души места -  поэтического мифа «Лесной Сказки»…

РОЖДЕНИЕ МИФА - "ЛЕСНАЯ СКАЗКА - МЕСТО СИЛЫ"

«Вовсю шла стройка, проект активно развивался, гостей в нем становилось всё больше, но ко мне опять пришла неудовлетворенность, появилась острая потребность более тонкого осмысления, я хотел раскрыть суть этого явления, хотел познать душу и предназначение этого так странно значимого для меня места. 

Наступил следующий этап. Если и дальше проводить аналогию со скульптурой, пришло время более тонкой обработки, чтобы придать ей истинную форму.
К этой задаче я даже не знал, как подступиться. Подобный опыт у меня был много лет назад, когда я проходил мифологическую группу. Там люди проявляли  внутреннюю сущность, но свою, они создавали свой миф, рождая поэтический сакральный текст.
Я позвонил Сергею Ивановичу Быкову, который был автором этого метода, и спросил, можно ли так же, как для человека, проявить сущность и миф места. Он ответил, что можно проявить внутреннюю суть чего угодно, созданная технология это позволяет. Поэтический текст мифа «Лесной Сказки» родился во время мифологической группы в 2014, где собрались мои единомышленники и создатели проекта. В состоянии объединения и слияния с природой здешних мест мы в  едином порыве породили поэтический текст необыкновенной красоты, богатый смыслами и отвечающий на мой вопрос,  в чем же суть и миссия «Лесной Сказки» этом мире»…
 
ЛЕСНАЯ СКАЗКА - МЕСТО СИЛЫ (мифологический текст Лесной Сказки)

Лесная Сказка -  это Место
Духовного развития Людей
Азии Древней Центр
Здесь каждый Человек
Себя находит в Единении с Природой
И  внутренний Покой

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Это место Близости
Объединения Людей
Смех детский в девственной Природе
Это два Начала
Мужское Женское
Продолжение и Нарастание
 
Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Это Сила
Мощный всплеск и выплеск
И это дети, радость, смех
Мелодия  журчания воды
Полет шмеля и взгляд орла над вековыми елями
И шар огромной силы человеческой 
Любовь и радость излучает из Себя

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка
Ах полет высокий
Интернационал,Перерождение
Красной крови в голубую
Этничность в лунную дорогу приглашает
И новые Традиции рождает
Вот место Каждому и Всем

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка Творца Энергия
Здесь чувствуется Божий Дар
Улыбки Смех людей
Всех  приходящих  и уходящих
И средь деревьев хорошо тому
Кто к нам пришел
Увидел Понял Полюбил

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка - это место
Где каждый Человек
Познав  Себя
Идет к Красотам Мира
К Силе первозданной
Пронизанный любовью
Чистотой

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка - это место
Где постигают Естество
Тут много Душ  Все как одна
Все как Планета
И чисто Всем
И на Земле И в Небе
Покой и Счастье,Ускорение

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка
Всегда дарит Любовь
И Память вечную
Вода  тебе дает 
Все как дельфин
Понятный клич
И их дельфинов океан
Они все рядом Каждый в нас
Здесь и Сейчас

Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

Лесная Сказка Рай  и Царство на Земле 
Где Ангелы Хранители
И Стражи Света Воины
С Началом Жизни
С продолженьем Рода Человека
Идет Блаженный Свет
Святое Место порождая
Тут каждый Приходящий
Энергией пронизан навсегда
Здесь и Сейчас

Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

В подъеме высоком
В падении верном
Под ржание коней
Ты со мною всегда
Стой крепко
И Славь Ты  Творца
Он Силу дарит Сказки Лесной
Где Люди духовные рождаются
Маралы в воде отражаются

Здесь и Сейчас
Лесная Сказка Место Силы
Здесь две Горы Поток Воды
Природа тянет и манит
Творец Тебя благословит
Здесь и сейчас

И в добрый час!

****

Ерлик часто упоминал о своих ожиданиях: он был уверен, что ему, наконец-то, всё станет ясно, а на душе полегчает.
- Когда вы раскрыли предназначение «Лесной Сказки», узнали, чем ей суждено стать, написали её мифологический текст, что изменилось для тебя? – спросила я.                И еще до того, как получила ответ, по выражению лица Ерлика уже поняла, что легче ему точно не стало…

«Я ожидал, что после этой группы, после проявления сути я наконец-то испытаю облегчение, а на самом деле возникла еще большая тяжесть и огромная ответственность. В особенности, когда мифологический текст был литературно обработан и заиграл всеми красками, я понял, что прибыль в «Лесной Сказке»  наверняка не будет главной целью. Стало совершенно ясно – на это место у Всевышнего особые планы.
Рано и поздно  оно должно стать местом, где у людей будет возможность очиститься, исцелиться телом и душой, где они смогут становиться лучше, добрее, сильнее, терпимее друг к другу. Здесь их дряблые физические и духовные мышцы должны наливаться жизнью, становиться упругими. И только тогда, когда все это начнет  происходить, я пойму, что наконец-то начал отрабатывать свой долг перед небесами. 
Вот такие глобальные и непростые вещи открылись мне тогда. «Лесная Сказка» показала и мое главное Предназначение, после чего душа окончательно потеряла покой.
Как я уже упоминал, у меня в тот период шла глубокая внутренняя работа, которая началась  после 40 лет. Происходила переоценка ценностей, я искал смысл жизни, задавал себе вопрос: «Что дальше?»  После раскрытия миссии «Лесной Сказки»  четко осознал, что пришел в этот мир совершить огромную работу, что пришел в него Служить.
Однако внутри возникла дилемма: про воинское служение мне всё  понятно – оно с оружием в руках, «тут свои, там враги». Мой род – это древнейший род воинов. Один из военачальников Чингисхана Мухали-гойон, завоевавший в свое время Китай, из моего рода жалаиров. Я сын своего отца–героя, который служил своей Родине, был тяжело ранен, горел в танках, не раз терял всю свою роту, был контужен и прошел всю войну ради неё.
Но здесь речь шла о совсем другом Служении идее. Предстояло научиться Служить,  как в святом храме, в храме искусства или науки, где происходит преображение и облагораживание человеческих душ. 
С момента рождения мифа «Лесной Сказки» мои мысли ежедневно крутятся вокруг этой темы. Я только приступил к  постижению этого явления. На тот момент мне была понятна только суть, что есть  Служители Света, а есть те, кому они должны помочь к этому Свету прийти.
Что такое Свет? Это может быть и Природа с её великой исцеляющей силой, а может быть просвещение, здоровье, счастье, любовь, единство…
Я понял, что мне в этом проекте нужны Служители - те, кто строит «духовные мосты», кто постигает нечто тонкое и тайное и находит способы дать соприкоснуться и возвыситься к Свету людям, у которых нет такой возможности по причине полной поглощенности в материальными вещами или выживанием, у которых нет ни времени, ни сил обратить взор к звездам, к Свету.
Так возникла огромная тоска по таким людям, по кругу единомышленников. Их еще предстоит найти, и не только, их нужно заслужить перед небесами…»

Дорогой коллега, конечно, тема Служителей  достойна того, чтобы уделить ей особое внимание, но мы вернемся к ней чуть позже, а пока расскажем о том, как повлияло проявление мифа и миссии «Лесной Сказки» на её дальнейшую судьбу…


ПРОЯВЛЕНИЕ МЕСТ СИЛЫ

Неизвестно, повлиял ли миф «Лесной Сказки» или еще какие-то неведомые силы, но вот что интересно: ущелье Ой Карагай само начало искать способы раскрыться. «Лесная Сказка» словно пробудилась, на её территории проявились исцеляющие Места Силы. 
Сейчас, когда гости приезжают на курорт, они встречают тут и там надписи: «Место Силы», «Материнское дерево», «Пирамида желаний», «Древо предков». Я поинтересовалась у Ерлика, как они возникли.

«Сам не знаю, просто вдруг в «Лесную Сказку» стали приходить люди, которые делились своими ощущениями о невероятной энергетике некоторых мест на её территории. Поначалу я особо не придавал этому значения, всерьез не воспринял. Например, у меня есть друг Абике – он шаман. Его, как это ни парадоксально, даже в советское время члены партии приглашали останавливать «несвоевременные» дожди, в период уборки урожая. Вот он первым начал мне говорить о столпах энергии в определенных местах на территории «Лесной Сказки». Я по дружбе не обращал внимания, но этих людей становилось всё больше и больше с каждым днем. В итоге мне пришлось развернуться лицом к этому явлению.
 
И мы стали всё проверять всерьёз, пригласили ученых-экспертов, которые по всему миру исследуют Места Силы, они приехали со специальным оборудованием, изучили местность и тоже подтвердили факт наличия исцеляющих столпов энергии, идущих из земли.  Был здесь и  знаменитый Игорь Ян из Красноярска.
Раз уж Места Силы обнаружились, мы задумались о том, как их обозначить для людей. Так родилась круглая площадка с камнем и  деревянная пирамида. Теперь я думаю, что это, возможно, и не идеальная форма, но это было лучшее, что мы могли придумать в тот момент»…

ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРТ-ПРОСТРАНСТВА И СКАЗОЧГЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ

Те, кто сейчас посещает курорт «Лесная Сказка», не могут не заметить, что на территории повсюду расположены вырезанные из дерева сказочные персонажи.
Конечно, и они появились тут неслучайно. Миф «Леной Сказки» стал воплощаться в реальность. Историй появления деревянных фигурок много.  Расскажем одну из них.

Как-то раз, уже после появления мифологического текста «Лесной Сказки», Ерлик отправился на озеро Иссык-Куль вместе с семьей, чтобы провести там выходные. Следуя по трассе Балычи-Каракол, они заметили стенд, где были выставлены на продажу вырезанные из дерева высокохудожественные изделия. Они остановились, познакомились с мастером. Дело кончилось тем, что художник пригласил их в свой дом посмотреть остальные работы. Они были не просто необыкновенно красивы,  они дышали жизнью, чувствовалась в них особая магия. 
Мастера звали Александр Иннокентьевич Кориков, а по профессии он не скульптор и не художник, а горный инженер. Более двадцати лет назад он приехал на Иссык-Куль из Красноярка и влюбился в этот благодатный край. Много лет работал заместителем начальника рудника на Сары–Джазе, занимался взрывными работами на строительстве дороги Чолпон-Ата – Алматы. Когда свернули стройку, оказался не у дел и, чтобы скоротать время, занялся любимым делом – резьбой по дереву. С тех пор и занимается только этим.
«Это знак провидения», - решил Ерлик. Он всегда с особым трепетом относился к людям, которые нашли свое призвание, которые делают свое дело с душой и одухотворяют пространство. Ерлик позвал Александра продолжить свою работу в «Лесной Сказке», и с тех пор многие мертвые коряги и пни обрели вторую жизнь, повсюду поселились сказочные существа, которые  со временем обросли легендами и теперь сами по себе являются объектами для «паломничества» гостей и туристов.   

СКАЗОЧНЫЙ ФИЛИН УГУ

Куда бы вы ни направлялись в «Лесной Сказке», повсюду вам повстречается изображение совы или филина. Как возник этот образ, сейчас уже никто не помнит. Он появился сам по себе, словно всегда был тут. Познакомившись с казахскими традициями, я поняла, что он облюбовал «Лесную Сказку» не просто так, а явился  из глубокой древности. 

ОБРАЗ ФИЛИНА И СОВЫ В КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЕ

С древнейших времен  национальные казахские костюмы украшали «уки» - перья совы, так как люди верили, что их ношение на подоле, рукавах одежды, в узорах и орнаментах охраняет от злых духов, нечистой силы и болезней. Кроме того, существовало верование, что такие вещи обладают особой магической силой.
Сова считалась священной птицей.
Позже «уки» стали прикреплять на тюбетейку, на саукеле (головной убор невесты) на домбыру (струнный музыкальный инструмент), на колыбель ребенка. Крупные черные перья с крыльев совы носили мужчины, а мягкие нежные перья с верхней части лапок совы носили женщины. Древние лекари и шаманы, батыры (воины), акыны (сал-сери – поэты импровизаторы) - все они носили «уки».
И вот сейчас на центральных воротах входа на курорт, высоко на арке восседает величественный филин, который, широко расправив крылья,  днем осеняет своей мудростью и благословением всех приходящих и уходящих, а ночью охраняет покой спящих.
(продолжение следует)


Рецензии