Черновики... Коллекция старых стихов

Черновики 90-х - это встреча с самим собой, только 20 - 25 лет назад. Пожелтевшие страницы провоцируют на внутренние диалоги...

- Вот это неплохо написано, легко, но две рифмы надо поправить. Я знаю - как.

- Только не философствуй занудно! Поломаешь все настроение стиха.

- Нет. Смотри: вот так - хорошо?

- Ну... (почти равнодушно), давай... пусть будет...

- А здесь почти ничего менять не надо, только последовательность первой и третьей строки. И еще - я вступление дописал. Послушай...

Худощавый юноша с копной волос не выдерживает и меняет тон - с прохладного на более искренний.

- Старик! Я понимаю, что это ты... мы написали :)... понимаю - захотелось вспомнить, уточнить акценты. Но в 90-е у тебя вообще не было амбиций это публиковать! Ты мог прочесть (по памяти) паре друзей - и все.

- Ты сам прекрасно знаешь. Радио затмило все, и даже поэзия оказалась хобби, приложением. А в 96-м, когда у тебя появился Инет на работе с большим лимитом (роскошь по тем временам), ты безуспешно искал в сети нормальный сайт для литераторов, где можно поделиться творчеством. Не нашел. А потом и вовсе не до того стало: свадьба, семья, маленький ребенок, миллион бытовых проблем.

- Ты прав - немного грустнеет юноша. Валинор, Трамвай + историю из кафе я точно хотел опубликовать, но Инет тогда был тематически неразвит. А в пустоту - не хотелось.

(после паузы)

- Тебя, старик, когда-нибудь спасет идеальная память :) Ты заходи, если что :)


***

Нет, автор этих строк еще пока не впал в шизофрению. А просто - в недавние новогодние праздники, получив счастливый 10-дневный отпуск от работы, неторопливо разгребал личные архивы. Захотелось  как-то систематизировать лучшее из ранее созданного. Что называется, окончательно "перевернуть страницу".  С минимальными стилистическими правками - исключительно ради благозвучия, но ни в коей мере не искажая смыслы стихотворений.

Свои опусы привожу в сугубо хронологическом порядке...


***

Посвящение Васильевским Островам

I

Ночь легла на Остров
Музыкой теней
Мне легко и просто
В ритме этих дней.

Если при закате
Алая заря
То дождя не будет
Я волнуюсь зря.

Завтра, на рассвете
Лишь забрезжит луч
Буду я на месте
У протоки Ключ.

Встану я в 4
Лодка – у реки
Когда во всём мире
Не видать ни зги

Воздухом свободы
Я наполню грудь
И в младые годы
Как в мечту, умчусь...


II

А вернусь я в полдень
Разожгу костёр
Ничего, что в Волге
Уж исчез осётр.

Тонной впечатлений
Полнится садок
В нём – отдохновенье
Щука, лещ, судак.

Ласково искрится
Пламя на ветру
Соль, дрова, водица
Чтоб сварить уху.

А потом на сене
Высплюсь от души
Пусть жужжат над телом
Мухи, комары.

Я их не услышу –
До того устал
Я об этой жизни
Так давно мечтал...

(август-сентябрь – 1989)



***

N

Полночь. В доме, что напротив
Свет горит в твоем окне
Может, будешь ты не против
Что о том известно мне

Ты красива. Грациозна.
Впрочем, нет - ни струн, ни нот
Чтоб излить ту невозможность
Или спрятать между строк

Не воспеть тебя стихами
Прозой - другом бедноты
Лишь восторгу потакая
Замереть от немоты

А когда Маяк погаснет
На девятом этаже
Я не воспылаю страстью
Под твой образ неглиже

Страшно лишь одно на свете
Мыслей рой, что под рассвет
Если... если чувства эти
Вдруг найдут в тебе ответ

И твой взгляд с высот небесных
Упадет на мой этаж
Это будет слишком лестно
Чтобы не принять за блажь

Вот и утро, ты - проснулась
Недостоинство - мой друг
Хорошо, что разминулись
Жизнь. Работа. Институт.

Я тебя не потревожу
Я навеки так решил
В этом Мире все возможно
Но - не та, о ком просил...

(1989; дописано - 1998)


***

Валинор (посвящение Толкину)

На Рассвете корабли
Собирались в Валинор
Как мы жили, что несли
Упокоит той волной

Скоро, скоро - в Вечный Путь
В сборе все - ошибок нет
Распрощаться, да махнуть
Жизни, где так редок Свет...

Так бывает иногда
(Если жил в ладу с собой)
Время - встало, и года
Не гнетут пустой виной

Так случается порой
Уходить - совсем легко
Когда тленность - с плеч долой
А Душа - так высоко...

На Закате корабли
Уходили в Валинор
Как победа - вопреки
Жизни, что течет в минор...

(Май - 1995)


***

Сентиментальная трагикомедия

В июньский вечер, в маленьком кафе
Вкушая сладкой юности безделье
В день отпуска - немного подшофе
В уютном месте, наслаждаясь тенью
Присев за столик, заказав вина
Он не искал - судьбу, знаменье, встречу
Но тесен Мир - поэтому, она
Тихонечко присела недалече
На вид - студентка, очень недурна
Скорей всего - филолог старших курсов
Осаниста, достойна и мила
И, очевидно, - знает толк в Искусстве...

Она была из тех, кому дано
Проклятие и благо одиноких
А мужики... Там на уме - одно
Постель, да чтобы подлиннее ноги
И подписала сотый приговор
Сидящему за столиком напротив
Красноречив был молчаливый взор
А в нем - Сократ, Платон и Аристотель
Несбыточного в этом мире нет
Но существует - сбывшаяся глупость
Когда душа впечатана в конверт
Под сургучом - неверие и трусость...

Он был неглуп - порой, стихи писал
(Пусть, в меру) - образован и не скушен
Но в этот день (простите) - выпивал
И праздновал свой отпуск после службы
Ему совсем нетрудно поддержать
Беседу "диалектика Искусства"
Делиться, понимать и возражать
Поведать ей о субъективных чувствах
Увы - из нас не всякому дано
Снести поспешность ложных приговоров
Он встал и расплатился за вино
Она взглянула в спину. Без укора...

(Июнь - 1998)


***


Тебе...

Когда подоспевшая к ночи луна
Взойдет, освещая весенний туман
Тогда, засидевшись один дотемна
Я вновь напишу этот вечный роман
О том, что вся жизнь - лента рельс без концов
Но - как на страницах любимейших книг
В купе у окна промелькнуло лицо
И я пронес в сердце тот трепетный миг...

Но, промотав щедрость кокетки - судьбы
Я сам зачеркнул свой порыв светлых грез
Пускай и не зная о том, что шипы
Поранят лишь тех, кто не верит в цвет роз
Я жил и не ведал - в те робкие дни
Всегда где-то рядом, всегда - не с тобой
Они миновали, они - не прошли
Когда ты прочла в моих книгах - душой
Что годы - не властны: я встречу, дождусь
Твой поезд и образ в купе у окна
Утонут в бокалах разлука и грусть
Из той не распитой бутыли вина...

(Март - 1999)


***

В дни юности...

В дни юности, воспев младое Лето
Пусть - неумело, робко и наивно
Суть счастия и соль простых ответов
Хотелось ухватить за сердцевину
Я помню благодарно времена
Еще дитей, судьбой не опаленным
Я закрывал глаза: он и она
Близ моря, под закат - уединенно
Вкушая теплый вечер на двоих
Под небом благодатного мещанства
Отлили в вечность этот краткий миг
Бессильно время против постоянства
На том краю Земли не гаснет Свет
И волны позабыли рокот бури...
Непрошено вошел в окно рассвет
Но, к счастью, эти двое - не проснулись...

(Июнь - 1999)


***

Трамвай... Ночь на Рождество

Поздно. Пасмурно и снежно.
Звук усталых рельс.
Шел трамвай в депо неспешно -
То последний рейс.
Откатавшийся вожатый
Мчал к теплу квартир.
А кондуктор, с утра ватный
Проклинал весь Мир.
Ночь несла похолоданье -
(Не соврет прогноз)
В этом зимнем мирозданье,
Да под стук колес -
Всяк устало в конце рейса
Жаждал своего.
В Дом вернуться, отогреться
То есть - одного.

И в преддверии Конечной
(Как в любом кино)
Жил один сюжет, что вечен -
Как Его вино.
Сзади, птичьи щебетая,
Бросив все дела
И часов не наблюдая
Парочка одна -
Наплевав на ночь и стужу,
Да дурной прогноз,
Этот Мир, привычно - вьюжный
И любой вопрос,
В счастье, что лишь сумасшедшим -
Словно естество,
Выпорхнула на Конечной.
В Ночь на Рождество...

(Рождество - 2000)


***


Посвящение бригаде Скорой...

Не к часу, не к минуте и не к дате
Невовремя - как всякая беда.
Когда мы за ошибки болью платим
И так неумолимы холода -

То завопит душа, осознавая
Порочности и прочности предел.
Тогда рука наивно набирает
03 - ища спасенье у врачей.

Ночной пейзаж. Провинциальный дворик.
Устало судьбы проживают сны.
И тихий въезд на долгожданной Скорой
Под шелест увядающей листвы.

В сплетении поруганных Злом судеб
Больные ожидают лишь врачей.
Все так: когда растаптывают люди
Спасенье ищем тоже - у людей.

И мудрый доктор с юной ассистенткой
Как Айболит из детства прилетит.
Но нет от Одиночества таблетки
Хотя, Покой ему не повредит...

Час ночи. Бодрствует сердце.
А значит - неизбежно и болит.
Вот новый вызов. В Доме, по соседству.
Спасти, или отпеть - всех, кто не спит.

Я заварю любимейшего чая
С привычным философством у окна.
С годами я все чаще замечаю
Что Скорая - она на всех одна.

Не по звонку иль от недомоганья
А зовом чудом выжившей души.
Придет и наша Скорая - за нами
Но только ты за нею не спеши...

(Ноябрь - 2008)


Рецензии
Очень хорошо!
Доброго Вам здоровья!

Елена Печурина   17.01.2017 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо. Молодость :)

Константин Жибуртович   17.01.2017 21:00   Заявить о нарушении