Сарабанда, Гендель, Домбаль

Сарабанда – какое красивое загадочное  слово! Так называется старинный  испанский танец, известный ещё с XVI века.
В истории танцевальной музыки, наверное, не часто бывает  то, что случилось с сарабандой.  Сначала это был весёлый танец, может быть, танец урожая, резвый, озорной, с соблазнительными объятиями партнёров, под звуки барабана и неустанных  кастаньет.  И как любил его народ, особенно молодой!
 
Но строгим  каноникам католической церкви он был, очевидно, поперёк души. Ведь танец развращал прихожан, снижал уровень их нравственности!  Что-то надо было с этим делать, и придумали:  запретить фривольность!  Когда же запрет не помог, был предпринят новый хитроумный ход:   лёгкую  мажорную музыку сарабанды заменили  минорной,  мрачной музыкой, пригодной разве что для похоронных процессий.

Позже танец появился при королевском дворе, приобретя торжественный и величественный характер. Вот в таком облагороженном виде сарабанда распространилась во всей Западной Европе.
Многие выдающиеся  композиторы написали к сарабанде свою музыку.
Я знаю только несколько примеров. Вероятно, их гораздо больше. 
Любимый композитор французского короля Людовика XIV флорентинец  Жан - Батист Люлли (1632-1687); итальянец Арканджело Корелли (1653-1713) ; венецианец Антонио Вивальди (1678-1741); французы Франсуа Куперен (1668-1733) и Клод Дебюсси (1862-1918);  немецкие гении Георг Фридрих Гендель (1685-1759) и Иоганн Себастьян Бах (1685-1750);   композиторы 19-20-го веков: Ян Падеревский (1860-1941), Александр Гедике (1877-1957), Игорь Стравинский (1882-1971), Аркадий Гуров (1952-2002).

Моя душа выбрала сарабанду Генделя. Я воспринимаю её как абсолютно современную  музыку, преисполненную драматизма, красоты, величия и страсти.
Она стала мне ещё ближе потому, что её исполняет  моя любимая, несравненная и прекрасная  Ариэль Домбаль. Я слушаю её с неизменным волнением и восхищением. Этой женщиной можно любоваться бесконечно, наслаждаться её   пением, следить за каждым её движением,  смотреть её игру в кинофильмах и удивляться её  разносторонним дарованиям.

Январь 2017

https://www.youtube.com/watch?v=AZiAj3JjKpg

https://www.youtube.com/watch?v=GpP9R0-vWr8


Рецензии
Галочка,по Вашей вине:), с удовольствием переслушала несколько интерпретаций Генделевской ре-минорной. На днях слушала Пятую Чайковского, под сильным впечатлением от нашего Заслуженного коллектива. А сегодня прямо услышала перекличку звучания "силы судьбы" Генделя и Чайковского: столько же неотвратимо- страшного пророчества. А вообще, прослушав вторую часть Сарабанды -- с соло органа, виолончели и деревянных духовых, понимаю, что виолончель звучит несравненно пронзительнее всех остальных.
А Вам спасибо за импету! :)

Лариса Шитова   02.11.2021 22:24     Заявить о нарушении
Дорогая Лариса! Спасибо Вам за отклик, который вызвал во мне ответную реакцию. И уже не я, а Вы явились виновницей того, что на весь вечер я погрузилась в музыку Генделя и Чайковского. Как музыка способна влиять на человека, полностью беря его в плен, управлять его эмоциями, - это одна из удивительных загадок природы. И, как всегда, желаю Вам здоровья и жизненных приятностей.

Галина Лагутина   03.11.2021 02:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.