Почетная профессия

Было где-то середина 90-х годов. Тяжелые времена после гражданской войны для всех граждан нашей республики. Абдула (тощий молодой человек 32 лет) работал учителем математики в одной сельских школ. Тогда многие учителя из за низкой заработной платы бросили школу и кто в бизнес, а кто на заработки в Россию подались. Один из друзей Абдулы пригласил его поехать с ним в Россию, мол там легко можно заработать прям "деньги собери не хочу". Абдула задумался и решил поделиться мыслями с директором школы, он так часто делал ведь директор был одним из самых уважаемых села и с его мнением всегда жители считались. Мирзоев Сафар директор школы молча выслушав Абдулу покачал головой и после минутной паузы медленно и с расстановкой начал
- бачам  (сынок), бросать все и уехать в трудное для нашей страны время каждый может. Я других не осуждаю, но профессия учителя это самая важная профессия, сам знаешь! Ведь дети это наше будущее и что будет с нашим будущим, если мы не дадим им должное образование бачам? сам подумай. - помолчав и казалось задумавшись продолжил - в советское время понимали, что основа государства начинается со школы и если представь себе, что одно поколение сейчас необразованных вырастит и что дальше? Разве необразованные смогут дать образование другому поколению? - нет! - по его интонацию Абдула понял, что это скорее монолог и в душе соглашался с каждым его словом. - Так все равно бачам тебе решать, это твоя жизнь и спасибо хоть на том, что ты не убежал как другие, а спросил мнение старших. А мое мнение таково - надо терпеть. Все наладиться и общество поймет, что без учителей нет дороги в будущее и зарплаты будет как в союзе, но все же решать тебе! 
Абдула задумался и не спал пару ночей взвешивая все за и против, но все же то ли из за слов директора, то ли ему не хотелось менять свою привычную жизнедеятельность, но все же остался. Летом занимался родительским огородом и помогал отцу по хозяйству и когда начался сентябрь -то уже после уроков продавал виноград, помидоры и другие сельхоз продукцию отца. Он пару раз отправил родителей посвататься к местным девушкам, но те никак не отвечали прося время, чтобы обдумать предложение. Так в сентябре стало известно, что учитель физики Махмуд тоже уехал в Россию сразу после летних экзаменов. Директор школы позвал Абдулу к себе и предложил ему вести и уроки физики. Абдула конечно не согласился, что математики и физика совсем разные предметы, но Мирзоев Сафар опять нашел аргумент
- бачам, ну тебе нужно всего 3-4 месяца вести и Махмуд вернется. Что поделаешь? Тяжелые времена. Мы же не можем оставить детей без такого важного предмета. Тут много ума не надо - бери учебник и просто читай им. Ты парень толковый и я уверен справишься. И потом по табели Махмуд будет проходит и конечно тебе за труды 50% его заработной платы как полагается за эти месяцы выдадим.
Не дождавшись ответа Абдулы директор ушел, хотя Абдула так и хотел спросить "почему 50% зарплаты, а куда денется еще 50%?". В общем Абдула позже начал заменят и учительницу алгебры на полставки и иногда 2-3 класса заводил в один класс и между ними устраивал "вопрос-ответ". Детям это было по нраву, а Абдула тоже когда очень надо было срочно ехать на базар оставлял детей назначая одного старшего уходил по делам. Потом по ночам долго не мог уснуть, что он тоже предает детей и общество. Ведь на него лежит тяжкое и ответственное бремя и он ради будущего общества должен выполнять свои обязательства честно. Так из за бессонницы и большой нагрузки он стал еще тощее, нервным и угрюмым.
Тут в один из дней его в числе прочих мужчин села позвали на маъраку (мероприятие) к местному жителю. Когда он зашел в гостиную, где уже сидели порядка 30 человек его еле поместили в правом нижнем углу. И когда он проходил туда ногами задевал по спинам тех лиц, которые уже сидели и двинули свои туши вперед, чтобы пропустит его. Через минут 15 ему принесли половинку косашки (чаша) шурпы и небольшим кусочком мяса. Абдулла уже второй месяц как не ел мяса и был весьма доволен и этим куском. "Тяжелые времена" вспомнилось ему слова директора.
Когда он только приступил к трапезе, как вдруг поднялся шум и все мужчины - корибача - корибача (человек знающий суры) пришел, эээ давай пропускайте - были слышны голоса. Все сразу встали со своих мест и Абдула тоже со всеми встал. Тут зашел ученик Абдулы - мальчик 15 лет в чапане и его разместили "дар бари боло"  (самое почетное место). Не прошло и  минуты как перед ним появился косашка с большим куском мяса и в догонку еще на большой тарелке жаркое. Все это было поставлено с почтением перед этим "корибача". Абдула когда покончил со своей едой полуголодный вышел и увидел знакомых односельчан, которые что-то обсуждали. Он тоже встал рядом с ними, но не слушал их. Он думал, что этот корибача, который до сих пор наизусть не выучил таблицу умножения сейчас почетнее, чем он. А Абдула 5 лет учился днем и ночью занимаясь в университете решая сложнейшие задачи сдавая экзамены. Теперь же он не бросил как все свою профессию и уже в 33 года без жены и достаточных средств на проживания старается дать им знания. А что сделал этот мальчик? А может виноват сам Абдула и он не ту профессию выбрал?
Тут он заметил, что в гостиной опять начался переполох и уже корибача вышел от туда. Тут же на большом платке ему принесли заранее уготованные узелок, где скорее всего были сладости, и большой кусок мяса закутанное в чаппоти (большой лаваш...
После того дня Абдула  исчез из села. На вопросы знакомых его отец лишь что-то злобно бурчал и махая рукой, а директор школы молча качал головой.
Через два года пошли слухи, что его видели в Душанбе на маъраке. Его еле как узнали не только потому, что у него была борода сантиметров в десять, а еще потому, что тот уже пополнел и был одет в красивый зеленый бархатный чапан. К нему обращались Мулло Абдулло и он сидел "дар бари боло" и перед ним всегда ставили много мяса, а при уходе давали еще большой узел с вкусностями для молодой жены ...
А тем временем конечно нашелся учитель на замену и математики, ведь чтобы преподавать математику много ли надо? Взять учебник и прочитать...

 


Рецензии