Профессиональная этика и трансгенность архитектуры

Вчерашнее обсуждение с коллегами по цеху* состояния и проблем архитектурой теории и критики породило желание сформулировать и уточнить отдельные положения своей личной позиции по этому вопросу.
Меньше всего мне хотелось бы вступать в полемику с воображаемыми, а тем паче -  реальными оппонентами, имеющими видение излагаемой темы, поэтому буду не спеша и последовательно выстраивать свое мнение по поводу состояния архитектурно-дизайнерской практики, исследований и образования в той форме, которая мне представляется наиболее подходящей в рамках категорического императива Канта - системы понятий о морали, как высшего принципа нравственности.

***
Из «Критики практического разума» известны две его формулировки: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом» и «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Первая выражает характерное для Канта формальное понимание этики, вторая ограничивает этот формализм.
По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из собственных принципов. Если человек формулирует принцип, зависящий от какого-либо желания, то такой принцип не будет моральным законом, поскольку всегда зависит от эмпирических условий. Счастье всегда булет зависеть только от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинно морального закона.
В этом случае морально-нравственный закон, независимо от внешних причин, делает человека по-настоящему свободным, являющимся субъектом безусловно доброй воли и, следовательно, человек есть высшая цель (само) деятельности человека. Что и требовалось доказать: идеи, "плодитесь и размножайтесь!".

***
И в этом месте я бы уточнил - это лишь игры с множеством размерностей пространственного мышления в процессе которых формируются умения и навыки двигаться в нескольких плоскостях и направлениях одновременно, осваивать приёмы глубокого анализа исходной и текущей ситуации, критически осмысливать свои результаты и ставить задачи дальнейшего развития собственных  уникальных творческих способностей.
При таком понимании сути и повышенным внимании к проблемам организации процедур проектного мышления, можно начинать структурно описывать стихийно складывающейся механизмы построения системы интеллектуальных взаимодействий в контексте проектной практики, закрепленной жёсткими рамками профессиональной этики.

Следовательно, в результате системо-структурного упорядочивания формы и содержания архитектурно-дизайнерского проектирования, мы сталкиваемся с рядом вопросов, которые можно было бы разнести по группам:
;Интонации в архитектуре и дизайне, т.е. "тональность" архитектурно-художественного стиля, эмоционально-информационный потенциал проектируемой формы, психолингвистика языка архитектурных форм и т.п.
;Функционально-типологическое конструирование и изменение морфологии смыслообразующих основ архитектурно-дизайнерского формообразования.
;построение модели архитектора, а также системы принципов и структуры профессиональных компетенций, общей концепции развивающегося архитектурно-дизайнерского образования и пр.
И, наконец, отдельную группу проблем, связанных с организационно-деятельностным планом объектно-ориентированного процесса проектирования составляет техническая подмена постановки вопросов формообразования объектов архитектурного творчества решением задач околоархитектурных дисциплин, которыми архитектор не должен заниматься. Разбираться - да. Разрабатывать - нет.

В этих сформулированных "на ходу" положениях вырисовывается один любопытный тезис о трансгенности современной архитектуры, а следовательно и всей системы теоретизирования, образования, проектирования и строительства. Современная архитектура с этой точки зрения - постоянно мутирующая субстанция, истинные размеры которой могут быть увидены и осмыслены только в исторической ретроспективе, т.е. в процессе рефлексивного мышления значительной массы критического разума, другими словами - соответственно организованой коллективной мыследеятельности. Встает закономерный вопрос: архитектурная трансгенность - это новый виток эволюции или же генетическая бомба, способная разрушить и свести на нет все усилия предыдущих поколений в условиях мутирующего тренда?

***
Прежде чем продолжить свое исследование в рамках заданной темы, остановлюсь на анализе графического листа, автор - архитектор Сергей Демков, на мой взгляд очень полно и образно характеризующего понятие трансгенности в архитектуре и пространственных искусствах.

 "Аллея, ведущая к беседке" - великолепный образец  графического мастерства, композиционной зрелости и смысловой наполненности каждой линии сюжета. Ничего лишнего и вместе с тем картина композиционно завершена в лирической интепритации библейской мудрости: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем." /Екклесиаст.
На листе изображена идеальная аллея, которую изящно завершает маленькая парковая беседка. При внимательном рассмотрении можно заметить, что беседка не пуста -  два обобщенных силуэта дают волю воображению и подводят зрителя к драматической развязке сюжета художественного произведения. "Свет в конце аллеи" - символ смысла жизненного пути,  любви и надежды, счастливого завершения преодоления трудностей на пути к цели - Per aspera ad astra / "Сквозь тернии к звёздам!".

Здесь оговорюсь, что трансгенность в рассматриваемом контексте - это получение нового организма с заранее заданными свойствами путем введения понятия феноменологического генома.
Таким образом, беседка - точечный объект, её форма, конструкция, стиль, пропорции и пр. - составили в совокупности содержание и суть феноменологического генома, формирующего новый организм - мощную линейно-пространственную структуру аллеи, которая берет начало от точки в пространстве (беседки) и имманентно присущими ей свойствами и качествами резонирует с концепцией своего  генома и в то же время, подчиняясь собственным законам развития, формирует новую пространственную типологию сущностных элементов рассматриваемого явления.
При этом сгенерированы новые свойства и качества, выступающие в качестве формообразующих моментов системы - появляется ритм, ярко выявлена тектоника образа, конструкция отдельного элемента композиции коррелируется с общей объемно-пространственной схемой, сложившийся образ  даёт простор для работы воображения и фантазиям зрителя и т.д.
Поясню, что в нашем случае геном представляет совокупность наследственного материала, который содержит информацию, необходимую для построения и поддержания системы саморазвивающенося организма.
В этом случае следует различать явление химеры и кариотипа. Химера - это система, состоящая из генетически разнородных элементов. В животном мире химерами называют организмы, клетки которых происходят от двух и более зигот. В архитектуре -  это сочетание в одном объекте разнородных элемнтов и систем стиля, конструкции, функции, формы и пр. Кариотип - совокупность признаков полного набора первоэлементов, присущая объектам данного архитектурного типа, стиля или частей его. Кариотипом иногда также называют и наглядное представление полного стилевого набора (напрмер - классицизм).

Все эти рассуждения имеют смысл только в поисках ответа на сакральный вопрос звезды профессионального самоопределения: "Кто Я?" и в той же логике: "...что надо понимать под термином "архитектура завтра", для того, чтобы проектировать, исследовать и обучать архитектуре сегодня? В этом контексте будет получена "развертка" процедур постановки мысленного эксперимента и дальнейшего исследования с возможностью построения механизма профессионального самосознания в рамках и границах императива личного осмысления теоретической модели коллективного опыта.   
_______________________________


Рецензии