О ветеранах войны - учителях

Когда я учился в школе, у нас было три учителя-ветерана войны.
Химик - если он на уроке понёс о том, как он с пулемётом исполнял свой интернациональный долг и освободил половину Китая, а чанкайшистов крошил, как капусту, очередями, то после нашего урока он в своей лабораторной подсобке ещё добавит и больше уроков химии в этот день не будет.
Учитель биологии - если заговорил стихами, значит он на перемене с химиком общался. Можешь смело "Бородино" рассказывать, если про тычинки и пестики ничего не помнишь. Оценку тебе поставят по биологии.
А вот учитель физкультуры - это особый случай. Капитан-танкист. Военную форму надевал только в день Победы, никогда о своей войне никому не рассказывал, даже своим трём сыновьям. А школу прославил спортивными достижениями. Готовил лыжников и стрелков. И не просто стрелков, готовил мастеров. Тем, кто подавал надежды, уделял всё своё время, по 12-14 часов из школы не уходил, причём ежедневно, кроме воскресений, а во время зачётов торчал с секундомером на финише целыми днями в любой мороз . А таких парней и девчат, кто подавал надежды, всегда было в каждом школьном классе несколько. Чем ещё молодёжи в селе заняться. Конечно, в конце 60-х, отменили уроки военного дела, это после, когда уже моя младшая сестра училась, у них оно вновь появилось, а у нас даже "гражданская оборона" всего полгода была. Вёл какой-то волосатик, говорили, что родственник директора школы... но речь не о том.
Я про нашего Петра Филимоновича Махаева. Учителя физкультуры. Происхождение: он не был местным, но после войны и до самой смерти прожил в нашем селе в своём доме. Фамилия, скорее, чеченская, но, вероятнее всего - казачья. Как на Урале оказались его предки - тут интересный случай. Село Брусяны, откуда он родом, на Сибирском Тракте стоит. На том, по которому народ на освоении Сибири не своим желанием вдохновлённый пробирался, а его в кандалах гнали. И в каждом населённом пункте стояли пересыльные остроги или избы, где каторжный люд ночевал, питался, лечился. И казаками охранялся. Вот из семьи таких казаков и был наш учитель физкультуры. Возможно, что его дед ещё был таким охранником, а отец уже нет, потому, что в двадцатом веке уже пешком в Сибирь никого не гнали, изобрели другое средство доставки, железную дорогу проложили. Но, простыми крестьянами Махаевы точно  не были. Потому, что в конце тридцатых наш будущий учитель смог учиться в институте. И в начале войны его закончил, а потом фронт и после войны ещё несколько лет служил в ГСВГ. Откуда я о его происхождении знаю? А они с моим отцом дружили. Оба после войны в Германии служили. Только учитель мой танкистом был, а батя мой снайпером. Помогал молодому немецкому государству обучать будущих пограничников.
Нас Пётр Филимонович гонял зимой по лесу при любой температуре и для тех, кто подавал хоть какую-то спортивную надежду - привозил и сам готовил и настраивал лыжи с ботинками. Иметь свои персональные лыжи в его каптёрке была мечта каждого мальчишки. У меня были такие лыжи, но мастером спорта я так и не стал, был только КМС по лыжам и в биатлоне (на то была своя причина), а среди тех, кто начинал тренироваться у него, постигал азы, впоследствии были даже олимпийские чемпионы. Думаю, многим известна Зинаида Амосова? это его воспитанница, ей азы прививал Пётр Филимонович. Да, а среди стрелков, десятка два мастеров спорта, как минимум. Конечно, многих уже нет в живых, годы берут своё. Нет и тех ветеранов, что нас учили, светлая им память. И в школе всё изменилось. Некому сейчас проводить уроки патриотизма, если все учителя - женщины, а последний мужчина, который преподавал физику в школе, стал сельским священником. Физик стал попом!!! Блин! Мир перевернулся, даже мозг не воспринимает такого идиотизма. Может быть, для местных, кто ещё в селе остался жить, это и выглядит в порядке вещей, но воспитанному в других традициях, это воспринимается, как издевательство.
А что требуется для того, чтоб возродить дух патриотизма. Нужно немного. Чтоб молодёжь, наше подрастающее поколение, помнило несколько истин:
 Чтобы жить со всеми в мире нужно уметь воевать. А чтобы уметь воевать - нужно всё время быть готовым к войне. Чтобы быть готовым к войне - нужно этому постоянно учиться. Даже пусть совсем это никому и никогда не пригодится. Ни одного дня, ни одного разу, ни единого мгновения. А уметь постоять за себя и за тех, кто рядом  - нужно уметь.
Вот взять меня, простой деревенский парень. Родился ... никто нигде не воевал, только дед, в Великую Отечественную, от Москвы до Праги прошёл, так я его и не видел никогда. Его не стало ещё до моего рождения. Подрос, пора в армию. Даманский - в прошлом, Афган - ещё не начинался. Готовил кадры для работы на БАМе. Много. Три взвода только монтажников-мостовиков.
Стрелять научился. Мастером спорта по стрельбе стал, снайпером. И никогда в жизни не стрелял по живому, ни в зверя ни в человека. Если это будет нужно для того, чтоб встать на защиту жизни - выстрелю не задумываясь, рука не дрогнет, но дай Бог, чтоб этого не произошло.


Рецензии