9. Течёт Зырянка-реченька...

НА СНИМКЕ: Зырянка-реченька.


Конечно, ещё в апреле 1959 года любопытство повело меня по узкой не сильно наезженной извилистой лесной дороге в Золотую долину (просека по которой теперь идет Золотодолинская улица, тогда ещё не была прорублена). Я нашёл и с благоговением посмотрел на дом Лаврентьева, на финские дома, на бараки, не думая о том, что это место впоследствии станет легендарным. Впрочем, для меня оно уже было им.

Была весна, солнце пригревало, но листья еще не распустились, и деревья стояли серые. Только редкая сосна была покрыта зеленой хвоей. Я попытался представить эту долину осенью, в золоте. Не получилось. Напрягся еще. Нет, не получается. Тогда я решил, что лучше дождаться осени и прийти сюда посмотреть, как всё это будет смотреться.

Потом я её видел осенью много раз. Феерическое зрелище. Долина и впрямь была золотой. Но и весь Академгородок тоже становится золотым. Жаль, что черно-белый снимок, который я привёл чуть ранее, не может отразить эту красоту.

Кстати, Зырянка от Золотой долины текла ещё с километр до Обского моря. Я этот путь прошёл летом того же 1959 года. Да и потом бывал там несколько раз. И вся эта долина Зырянки продолжала оставаться «Волчьим логом». Правда, волков я там никогда не видел.

Зырянка, конечно, скорее ручей, чем речка. Глубина русла не более полуметра, а ширина - не более полутора метров. Питается Зырянка грунтовыми водами - родниками. Протяженность же её всего километров двенадцать. Весной ее уровень повышается, т.к. в речку стекают талые воды с довольно большой территории.

Долина, по которой она течёт: она весьма широка, а её склоны круты и обрывисты. Сейчас речка совсем небольшая, но, скорее всего, прежде она была гораздо больше. Вряд ли столь малая река могла промыть такую долину. Старожилы говорят, что до создания водохранилища на Оби Зырянка впадала в реку Бердь и была значительно шире.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/05/31/116


Рецензии