Приходите, когда вас убьют!

Приходите, когда вас убьют!
(из цикла "Кумекин и К")

Вечерами детективное агентство Кумекина обычно бывало пустынным. Сам хозяин засиживался допоздна, потому как спешить ему было некуда – в свои сорок лет он оставался убеждённым холостяком, всё своё время отдавал любимой работе, а «сердечные пустяки» считал уделом неисправимых романтиков. Жил Кумекин один в небольшом домике почти в центре города. Одну часть дома занимало детективное агентство, а в жилую его часть можно было попасть через небольшую дверь в кабинете Кумекина, искусно замаскированную под книжный шкаф.
Кроме Кумекина в агентстве работала худющая девица-секретарь неопределённого возраста с волосами цвета пожар в джунглях да молодой помощник Репейников, который оправдывал свою фамилию здоровой дотошностью. Несмотря на свой почти юношеский возраст парнем он был башковитым, энергичным. Кумекин мысленно называл его «живчиком с мозгами». Живчик в свободное от дел время ошивался в приемной у секретарши и доводил её до припадка каскадом анекдотов, иногда почти сальных.
И вот однажды, когда Пожар в джунглях, увлекаемый Репейниковым, покинул офис агентства, на пороге кабинета Кумекина появился Он. Странный клиент с серым перепуганным лицом. Он попросил закрыть жалюзи на окнах, присел на краешек стула и стал говорить зловещим шепотком: «Помогите! Меня хотят убить!»
 – Простите, кто вас хочет убить, за что и почему Вы так решили? – спросил Кумекин. –  А, может это вам кажется?
– Вот и в милиции сказали, что у меня простая паранойя и посоветовали прийти, когда меня убьют. Шутники в погонах!  А мне до шуток. Меня преследуют.
– Как выглядит подозреваемый?
– Как человек!
– Понятно, что не зелёный человечек…– сострил Кумекин.
– А вы не смейтесь. Он может принимать любое обличье! – шептал странный посетитель. – Вчера преследовал меня до самого подъезда. Я спрятался под лестницей и оглоушил его сумкой с гантелями. Проверил пульс. Пульса нет. Но он просто имитировал смерть.
– По-моему, кто-то из нас тщетно имитирует здравый рассудок, – вслух размышлял Кумекин. – Ну и где ваш труп?
– Он исчез!
– А был ли мальчик?
– Я же говорю: он имитировал смерть…И снова меня преследует!
– А фамилия ваша как?
– Фамилию свою вам сказать пока не могу…я работал в органах…
– Во внутренних?
– Во внешних…
– Ухо, горло, нос? – съязвил Кумекин.
– Я работал в секретной лаборатории, проводил опыты…Вживлял человеку жабры…
– Так может, это сам Ихтиандр преследует Вас из-за неудачных опытов?
Посетитель по-прежнему не улавливал иронии в словах Кумекина.
– Я продолжаю дело доктора Сальватора. Мне удалось достичь того, что не по зубам оказалось ему!
– Поздравляю. А кто же Вас всё-таки преследует?
– Представитель подводной цивилизации, затонувшей Атлантиды. Они не хотят, чтобы человечество спустилось на дно океана и нашло там цивилизацию атлантов.
Сверкнула молния, раздались раскаты грома. Сильный ветер распахнул окно и стал рвать шуршащие жалюзи. Посетитель упал на пол с криком «Это он! Закройте окно!». Когда Кумекин закрыл окно и вернулся к столу, посетителя уже не было. Детектив собрал разбросанные ветром дела и хотел удалиться домой сквозь потайную дверь, как вдруг неожиданно вернулись Репейников с Пожаром в джунглях.
– Мы за зонтиками, шеф. А Вас там в приёмной женщина ждёт. Говорит, её мужа убили. Какого-то очень известного засекреченного биолога.
– Мадам Сальватор её фамилия? – пошутил Кумекин.
– Александр Сергеевич, Вы зря смеётесь. Старушка в печали! – обрела дар речи секретарша.  – Отпоили её валерьянкой, уложили на кушетку в приёмной. Выйдите к ней.
– Житие мое…И почто мне такое наказание! Мало им дня! Уже по ночам ходить стали! – проворчал Кумекин, но в приемную всё же вышел. На кушетке лежала, обмахивая носовым платком женщина комплекции мадам Грицацуевой. При виде Кумекина она резко приняла вертикальное положение.
– Господин Кумекин, слёзно умоляю: верните честное имя моего мужа! На Вас вся надежда. Не откажите. Я прошла огонь, воду, медные трубы и внутренние органы…Только Вы можете мне помочь!
– Ближе к телу! – по-бендеровски сказал Кумекин, пощипывая редкие усики.
– Они говорят, что муж мой Иван Васильевич покончил жизнь самоубийством, а я уверена, что его убили.
– Ваш муж главный по тарелочкам?
– Он – крупный биолог. Только засекреченный.
– Видел я вашего крупного…Маленький, хлипкий, как вешалка для плаща. Приходил  ко мне полчаса назад…
Нео-«Грицацуева» упала в обморок. Когда очнулась, словесный поток невозможно было остановить:
– Ванечка – такой впечатлительный! («Заметил!» – подумал Кумекин). Говорил, что его всё время преследовали. Кто-то, кто постоянно изменяет своё обличие. («Зелёный человечек! Оборотень!» – мысленно комментировал детектив). Незадолго перед гибелью к нему приходила какая-то девица. Сказала: «Милиция Вам не поможет, зато я помогу». Предлагала безопасность и спрятать архив исследований. Но Ванечка никому не верил. Увидел в газете объявление о вашем агентстве и ушел. Больше я его не видела…живым. – Вдова заплакала.
Пожар в джунглях и Репейников принесли воды, накапали валерьянки.
– Но как Вы могли его видеть полчаса назад, если я похоронила его три дня назад?
– Призрак! – отреагировала секретарша.
– Или кто-то умело имитирующий вашего мужа. Двойник! – Кумекин присел рядом со вдовой. – Где нашли труп? Мне надо обследовать место гибели. Ваш муж нёс собой какие-нибудь документы?
– По-моему, при нём был портфель! Но на месте гибели ничего не нашли. Может он в заросли улетел, когда мужа сбила машина?
– Едемте туда!
– Но на улице дождь, гроза… Может завтра?
– Завтра будет поздно! А дождь скоро закончится.
Кумекин помог вдове подняться, и они вышли из агентства. Репейников с секретаршей последовали за ними. Чтоб пресечь гнетущее молчание, Кумекин включил радио. Популярная группа пела: «Держаться за воздух, за острые звёзды…».
– Чем занимался Ваш муж? Какого рода исследованиями? – спросил вдову детектив.
– Криконсервацией какой-то. Я не знаю точно.
– Криоконсервацией значит. И в своих исследованиях, похоже, он ушёл далеко, если его…остановили.
Вдова заплакала.
 – Но кто устроил этот маскарад с цирком у меня в кабинете, нёс всякую галиматью про вживление жабр? Я принял его за очередного городского сумасшедшего, а это наверняка была разведка боем. Враги вашего покойного мужа явились ко мне в надежде, что я посвящён в секреты профессора.
– А Вы не посвящены? – В унисон спросили Репейников и Пожар в джунглях.
– Увы…
Поиски портфеля оказались безрезультатными. Вымокнув под дождём, Кумекин оставил Репейникова с секретаршей, завёз вдову домой и вернулся в офис. В приёмной зазвонил телефон. Кумекин поднял трубку. На том конце телефонного провода услышал взволнованный голос профессорской вдовы:
– Александр Сергеевич, портфель мужа я нашла дома. Но он пуст!
– Будем искать. Если Вы не против, завтра заеду к Вам и мы поищем бумаги вместе.
Вдова согласилась. Закончив разговор, Кумекин бросил случайный взгляд на приоткрытый ящик в столе секретарши. Поверх бумаг в нём лежала книга «Человек-амфибия».
– А вот и наш «Ихтиандр»!
Кумекин позвонил вдове:
– Лидия Ильинична, мне нужно срочно приехать к Вам. Кажется, я знаю, кто причастен к смерти профессора.
Вдова встретила его на лестничной площадке.
– Кто же убийца? – по пути в кабинет мужа спросила она.
– Лидия Ивановна, как выглядела женщина, которая  приходила к Вашему мужу незадолго до его гибели?
– Она была в черных очках. Вечером. Это мне показалось странным. И ещё она, по-моему, изменяла голос.
– Чего она хотела от вашего мужа?
– Я никогда не вмешивалась в дела мужа. Но этот разговор услышала краем уха, когда зашла предложить гостье чая.
– О чём они говорили?
– Женщина плакала, просила помочь умирающей матери, но муж ответил, что не может рисковать, применяя непроверенное на практике средство. Они разругались. Женщина быстро ушла, а муж заперся в кабинете и полночи проходил там. Рано утром он ушёл и больше я его не видела…
Вдова снова заплакала. Кумекин едва успокоил её. Потом попросил разрешения посмотреть содержимое письменного стола. Вдова ушла на кухню, а детектив долго перебирал листок за листком рукописи профессора, написанные «леонардовым» почерком. Даже прикладывая листки к зеркалу, он не смог прочитать написанное на них. Неожиданно среди рукописей Кумекин нашёл скопированный из какого-то журнала листок, гласивший о предсказаниях некоего Эдгара Кейси, который уверял, что вскоре появится сверхвыносливая человеческая раса, у которой будет улучшенная ДНК. Эти люди будут иметь способность самовосстанавливаться. В статье, где говорилось о том, что Кейси назвал дату создания  новой расы –  2004-й год, стояла пометка профессора: «они уже существуют и ждут своего часа?».
– Бред сивой кобылы! И зачем профессор собирал такую галиматью?
К статье скрепкой была подколота какая-то фотография…
– Вот так поворот! – воскликнул Кумекин.
Появилась вдова с чаем.
– Лидия Ильинична, вам знакома моя секретарша Маргарита Майстрович?
– Нет. Я впервые её увидела у Вас в офисе.
– А как Вы объясните, что на этой фотографии Вы с ней вдвоём?
Вдова побледнела.
– Рита, зайди! – крикнула она. На пороге появилась секретарша.
– И как Вы объясните весь этот спектакль? – спросил Кумекин.
– А мы не обязаны Вам ничего объяснять!  – рассвирипела Пожар в джунглях.
– Вы раскрыли себя раньше, чем я нашёл эту фотографию, – сказал Кумекин. – Вас выдала книга Беляева в рабочем столе. И тот бред, который Вы несли, явившись под видом призрака профессора. Мне не понятно, зачем Вы разыграли спектакль в моём кабинете, ведь рисковали быть разоблаченной.
– Я приходила за письмом. Его, минуя меня, занёс Вам Репейников.
– Что в том письме?  Впрочем, и так понятно: профессор высказал свои предложения о том, кто его преследует, угрожает…
– Сообразительный, – с улыбкой булгаковского Варенухи-вампира произнесла Рита.
– Но что вам надо было от профессора?!
– Я узнала о его исследованиях от Лидии Ильиничны. Она – подруга моей умирающей мамы. Сначала в своём виде пришла к профессору, но он заупрямился. Тогда я решила преследовать его. Обряжалась кем угодно…
– Даже зелёным человечком? – спросил Кумекин.
– Даже им. Но профессор был упрямее осла. Однажды я почти настигла его в подъезде, а он ударил меня чем тяжелым по голове. Помните, я с перебинтованной головой пришла на работу? Я тогда объяснила, что упала дома с лестницы… Пока я была без сознания, профессор успел  разглядеть, кто скрывается под личиной зелёного человечка.  Я поняла, что раскрыла себя и теперь уж точно он не только не станет со мной говорить, но и может заявить куда надо. На следующий день я сопровождала его от дома. Профессор куда-то спешил. Бросил письмо в почтовый ящик и побежал через улицу. Тут-то и попал под машину. И тогда я поняла, что нужно рассказать эту историю Лидии Ильиничне. А потом всё завертелось как-то само собой. Но вчера я увидела у Вас на столе прошедшее мимо меня письмо профессора и поняла, что сгорю. Приняла образ призрака и выкрала письмо, когда Вы закрывали окно.
– Это понятно. Но зачем Вы, Лидия Ильнична, явились в офис? Случай с призраком мог бы поставить точку в истории – я не верю в мистику.
– Это была вторая наша ошибка… – начала вдова. – Я решила подстраховать Риточку.
–  Мы собрались покинуть офис, как вдруг некстати вернулся Репейников. Пришлось изображать обморок…
– Портфель пуст. Где документы? – спросил Кумекин.
– Скорее всего, в сейфе на работе у Ивана Васильевича.
– То есть они недосягаемы? Не понимаю, зачем вами был затеян весь этот сыр-бор!
– А я знаю, – сказал неожиданно появившийся Репейников. – На этом диске, изъятом в ближайшей от места происшествия аптеке, видеозапись, на которой хорошо видно, что профессор не сам попал под машину, а ему помогли…
Секретарша фурией набросилась на Репейникова, но он оттолкнул её.
– Кто толкнул Ванечку? – спросила вдова.
– Неужели не поняли?
– Рита?! Не может быть! Зачем ей это нужно?
– Лидия Ильинична, она не только дочь вашей лучшей подруги, но и дочь…вашего мужа. Письмо профессора проливает свет на многое! Ритуля, я смог его извлечь из вашей сумочки,  – Репейников достал из внутреннего кармана конверт и секретарша снова накинулась на молодого детектива. Кумекин еле оттащил её от Репейникова. Потом бросился к потерявшей сознание вдове, стал приводить её в чувство. Женщина попросила Репейникова продолжить рассказ.
– По-моему, этот разговор нужно отложить до лучших времён, – сказал Кумекин.
– Нет-нет, я хочу знать сейчас! – запротестовала вдова. – Мне уже гораздо лучше.
– Пусть Маргарита сама расскажет, зачем толкнула профессора под машину.
Рита молчала.
– Пожалейте девочку, она сама в шоке.
– Лидия Ильинична, она не пожалела ни Вас, ни профессора.
Рита взвизгнула.
– А за что его жалеть?! Мало того, что втайне от жены прижил ребенка на стороне, не хотел признавать и помогать, так ещё отказал, когда я на коленях просила помочь умирающей матери. У него один ответ: «Исследования не закончены, я не могу рисковать». А я хваталась за любую соломинку, чтоб спасти маму…
– Теперь Вы и маме не поможете и сами в тюрьму угодите, Рита, –  тихо произнёс Кумекин. – Лидия Ильинична, что Вы скажете?
Вдова долго молчала, потом сказала:
– Ванечку не вернуть. Отпустите её!


Рецензии
С юмором, увлекает рассказ. Успехов...

Анатолий Мохорев   19.01.2017 15:46     Заявить о нарушении
спасибо, но сюжет рассказа помимо моей воли сделал резкий поворот. и теперь рассказ не фантастический...)

Саша Снежко   27.01.2017 11:43   Заявить о нарушении