5 - Читаю старые газеты

   Отдел газет и диссертаций Российской Государственной библиотеки находится в Химках. Я снова в дороге! Пожелтевшие номера подшиты в огромные папки. В зале много людей, и все читают советские газеты!
Удивительно внимательные сотрудники помогают мне, и я погружаюсь в довоенное и военное время...
   Из газеты "Московский большевик" от 9 января 1940 года я узнала, что в начале месяца корреспондент из Москвы Николай Васильев приезжал в Петушки - тогда это было еще село. Вот как он описал Старые Петушки в своем очерке: "В домах сияли огоньки, из дверей колхозного клуба вместе с морозным паром вырывались звуки баяна. Гудели провода. Скрипел запоздалый обоз. Разрывая светом фар ночную тьму, мчались по шоссе автомобили, и от ветра, поднимаемого ими, сыпался иней с придорожных ив и тополей." Много вопросов было у гостя к Елене Васильевне Волковой: "Как она научилась сочинить? Когда это произошло? Помнит ли она старую дореволюционную жизнь? Откуда берет темы для своих сказов?"

   Сказительница отвечала не торопясь, песенная речь лилась плавно и строго.
Вот она, босоногая крестьянская девчонка из деревни Крутово, познавшая нужду, голод и холод, не досыпала ночей, нянчила младших ребятишек.

                "Расскажу вам былину,
                Как жила я в старину.
                Рано мать моя скончалась,
                Десяти годков осталась,
                Молода была, красива,
                Да только доля несчастлива."

Став постарше, Елена работала на Бобрихинских болотах "под полящим солнцем, сжигающим лицо, в ледяной жиже до пояса. Гниющий запах растений, скользкая тина, комариные тучи, вечная ругань да покрикивания недовольных приказчиков..."
В редкие часы отдыха Елене очень хотелось петь и плясать! Не беда, что нечего надеть, на всю семью - одни старые материнские полусапожки, а новое платье только снится! Зато какие крутые парни были в деревне Крутово!

                "Я гуляла, веселилась,
                Да как-то, любезные мои,
                Невзначай и влюбилась.
                Полюбила молодца
                Без позволения отца.
                Отец бил меня, ругал,
                И на гулянье не пускал.
                Посидим часок-другой
                Да скорей бежим домой.
                А гулять-то как хотелось!
                Ой, не пились и не елось.
                Ну, вот пареньку, знать, скучно стало,
                Да и меня-то, знать, жалко стало.
                Парень думал да гадал,
                Взял да сваху подослал."       
               
Не суждено было выйти замуж Елене за любимого! Не понравился парень строгому отцу, а его слово -закон! Как-то заглянула сваха в дом, по старинному обычаю помолилась на иконы...

                "Сваха в хату к нам пришла,
                А сама едва жива.
                По старинному закону
                Помолилась на икону,
                А потом и речь пошла:
                "Я ведь сватать к вам пришла!"
                А отец как закричал!
                Даже сваху напугал!
                "Ты по что сюда пришла,
                Уж не с ума ли ты сошла?
                Уходи отсюда прочь,
                Не отдам я свою дочь
                За такого дурака!
                Уходи, жива пока!"
                Вот и пришел любви конец.         
                До свиданья, молодец!
                Вся любовь моя пропала...
                В Петушки  замуж попала."

   Этот сказ Волкова Е.В. написала про свою нелегкую жизнь и назвала "Как жила я в старину".

   А впервые на людях, как уверждает Васильев, она запричитала стихами, болью и огромной человеческой скорбью, когда хоронили ее отца... Хоть и не разрешил отец выйти замуж за любимого, выбрал жениха побогаче, но все равно Елена его уважала и любила, потеряв кормильца, она стала полной сиротой!

   А вот что написано в очерке Галины Гольцевой "Сказительница Елена Волкова" в газете "Московский большевик" от 21 ноября 1943 года.
   "Мы у Елены Васильевны Волковой. Просто и сердечно рассказывает она о своей жизни. Училась по старинке: аз, буки, веди, глагол, добро... По вечерам перед лучиной тоненьким голоском читала псалтырь. Нужду и труд узнала рано, 10-летней девочкой топила русскую печь, таскала тяжелую бадью с водой. Работала и на помещечьем поле. Дома за ребятишками присматривала. Малыши любили ее за песни. Каких только сказок, присказок не придумывала! Потом эти сказки переходили из уст в уста. В ранней молодости нужда погнала девушку на помещичье болото. Комары слепили глаза. Черной тучей окутывали работающих. Торфяницы проклинали и помещика и недолю свою. Девушка затягивала грустные песни. Подруги, бывало, слушают-слушают, да и спросят:
- Откуда выискала такую песню? Где подслушала?
Улыбнется, бывало:
- Да разве ж выискала: сердце подсказало, а послушало оно у другого сердца."

   Из очерка Елены Кононенко "Чудесные сказы Елены Волковой" в газете "Литература и искусство" от 11 мая 1944 года узнаю, что корреспондента от станции до дома сказительницы провожала местная девушка Паня. По дороге они разговаривали:
   "- А сколько ей лет?
    - Скоро 70, - отвечает Паня и вдруг кричит:
      Ой, да вот же она! На станцию, видать, собралась. А мы к вам, Елена   
      Васильевна! Как здоровье?
    - Да ничего - бегаю, обгоню коня пегого, - раздался лукавый, с икоркой голос.
Навстречу нам легким шагом идет маленькая проворная старушка. Круглое ясное лицо ее изборозждено морщинами.
   - Какой же тебе сказ сказать, голубка?
   - Самый любимый.
   - Они все любимые, других у меня нет. И добавила с хитринкой: вы, писатели, конечно, люди ученые, может, понятие у вас другое, а по мне так: не любо - не сказывай, не мило - не складывай. Я могу сложить только тот сказ, который прошел у меня скрозь сердце, скрозь голову. Вот они мне все и любы!
   Подошла к стене, где рядком развешаны фотографии. Лицо осветили материнские любовь и печаль. Горячим шепотом заговорили:
   
                "Три сына мои есть на фронте,
                Один уж без вести пропал.
                Неужели и сокол мой ясный
                Под вражеской пулей упал.
                Или же он, мой ненаглядный,
                В звериные когти попал..."

   И непонятно было - сейчас родились эти строки сказа или уже давно жили в сердце.
 - Это я про Павла, - объяснила Елена Васильевна, - а Сережа и Николай пишут.
Глаза бабушки Олены загорелась.
 - Прочту я тебе самый мстительный - и заговорили энергично, гневно:

                "Три сына на фронт проводила,
                Еще одного отпущу,
                Но все ж-таки я не спущу -
                Врагу отомщу!
                За землю святую,
                За кровь пролитую,
                За плач матерей и детей,
                За вздохи, кого он обидел,
                За стоны, кого истязал..."

   Бабушка Олена преобразилась. Это была уже не маленькая старушка. Теперь это была женщина огромного роста, и казалось, устами ее заговорили все матери России. Диву даешься, сколько жизненной силы и душевной бодрости в этой женщине, которая живет на свете уже так давно и столько всего пережила: сиротство, нужду, батрачество с малых лет, тяжелый крестьянской труд, много горя - похоронила мужа, двух сыновей, дочь. Какая молодая она и как жадно, хорошо любит жизнь.
   Словно угадав мои мысли, бабушка Олена говорит:
 - Сказ я тебе сейчас скажу личный под названием "Дорогая природа".
И начинает широким и буйным голосом:

                "Эх, ты жизнь моя, дорогая ты, вольная!
                Золотая природа моя...
                ...Мне хочется песней звонкою
                Родному народу служить.
                Еще я признаюсь сердечно:
                Мне хочется дольше прожить!"

 - Вы еще долго проживете, Елена Васильевна! - восклицает Паня, - вы еще опять в Москву поедете.
 - А еще дольше будут жить ваши сказы, - добавляю я.
 - Это так, - соглашается бабушка Олена, - это свеча негасимая. Пойти - коровушку подоить...
Она поднимается. За ней, как хвост, трое внучат.
Прощаемся.
 - Расти большой, - говорит восьмилетнему Коле, главному помощнику сказительница - он корову ей помогает доить, все запоминает.
 - Да не будь лапшой! - весело вторит бабушка Олена."

   Хорошо, что библиотеки хранят старые газеты! Читая очерки прежних лет, живо представляет себе эпоху - далекое от нас время Великой Отечественной войны и людей - участников тех великих событий! Большая благодарность сотрудникам отдела газет Российской Государственной библиотеки, особенно - Елене Александровне Чибисовой.


Рецензии