Авиакатастрофа. Опять человеческий фактор

В Киргизском международном аэропорту Манас, в условиях густого тумана, при заходе на посадку разбился грузовой самолет Boeing 747  турецкой авиакомпании. Причина – человеческий фактор, ошибка пилота, который неправильно выбрал момент приземления на взлетно – посадочную полосу. Что же это за такой пресловутый «человеческий фактор», по причине которого происходит до 80% всех авиационных катастроф, почему с ним никак не могут справиться и присущ ли он только авиации?.. Летчику приходится удерживать в голове огромное количество информации по управлению самолетом и делать многочисленные поправки, которые не может учесть автопилот. Например, внезапное усиление ветра, отказ приборов, сбои в работе диспетчерских служб и пр. Часто решение приходится принимать за доли секунды, а для этого надо уметь мыслить мгновенно и целостно. Но правильно оценивать ситуацию и адекватно на нее реагировать могут далеко не многие. В стандартной ситуации, вроде бы пилот выглядит профессионалом, а в нестандартной, когда жизни действительно угрожает опасность, летчик может поддаться эмоциям, и тогда он потеряет контроль над ситуацией и погибнет. Пилотов не обучают самому главному – умению владеть собой. Саму тему практически никто не знает. Отсюда возникает «человеческий фактор» - ошибка пилотирования. Но как можно в критической ситуации, за доли секунды, суметь принять правильное решение? Все равно захлестнут эмоции, что приведет к потере правильности действий. Сдвиговое мышление, с помощью которого мыслит большинство людей, не способно целостно воспринимать реальность, это под силу только равновесному мышлению, которое позволяет управлять временем и тонко чувствовать ситуацию. То есть, летчик, владеющий равновесным мышлением, прочувствует опасность еще до ее наступления и подготовится к ней или не допустит вовсе…. Пилот Боинга, когда заходил на посадку, видел и знал в каких экстремальных условиях он собирается посадить самолет, но у него не хватило концентрации внимания и хладнокровия, чтобы правильно все рассчитать. Он понадеялся на свой опыт и привычное для многих «авось», а судьба не прощает пренебрежительного к ней отношения…. Человеческий фактор является причиной многих катастроф, в том числе и техногенных. Внимание замыливается и сознание перестает замечать множество «мелочей», которые могут подвести к катастрофе. Предпосылки к трагедиям с самолетами возникают еще на земле, когда что-то недопоставили, что-то недоглядели, оправили в рейс летчика в утомленном или расстроенном состоянии. Накапливается критическая масса, которая приводит к глобальному сбою во всей системе. Самих руководителей авиационных компаний и министров, ответственных за авиацию, надо обучать владению равновесным мышлением, чтобы они не дробили целое на части, что усиливает одно и ослабляет другое, а охватывали всю область своей деятельности целиком и видели каждую деталь в отдельности, только тогда влияние  «человеческого фактора» будет сведено к минимуму. Равновесное мышление делает психику стрессоустойчивой, что позволит летчику в любой критической ситуации не поддаваться страху, а действовать мгновенно и безошибочно. Нельзя интересы бизнеса ставить выше человеческих жизней. Сам бизнес никогда не будет об этом заботиться, так как для него извлечение прибыли превыше всего. Это государство должно ставить бизнес в такие условия, когда крушения самолетов для него станут невыгодными. А так, пошумят после трагедии, кого-то накажут, за рухнувший самолет получат страховку и успокоятся. Саму систему безопасности надо выстраивать совершенно иначе и одной из страховок от крушения является умение управлять временем. Это не только повысит шансы пилотов на выживание в критических ситуациях, но и сделает более организованной и упорядоченной всю систему, управляющую авиацией. Каков фундамент, таково и выстраиваемое на нем здание. 18.01.2017 Г.


Рецензии