Глава 1

Глава 1

Обычный провинциальный город...

       Кафе, располагавшееся в одном из немногих, уцелевших до нашего времени, но уже изрядно покосившемся, старинном здании, безусловно, дополнялось характером: своим фасадом и архитектурным замыслом, в котором выделялось что-то помпезное, этакое купеческое… Этот город славится остатками той былой роскоши.
Десятки лет, и вот оно с облупленной, окрашенной штукатуркой отдано на растерзание общепита! Дешёвая вывеска с названием над дверным проемом угнетает своей оскорбительной в таких случаях фантазией нового хозяина дома, что позволил вот так скоропалительно надругаться над историей. Другие примыкающие здания более свежей постройки пестреют различными вывесками магазинов и офисов, но по своему архитектурному замыслу сильно уступают этому вековому «соседу», который, несомненно, оставляет за собою право называться достопримечательностью, главенствующей над всем прочим!
Старина, её изысканность и в тоже время скромность… Мне кажется, что такие места именно этим и привлекают. Они имеют свой срок и как бы рассказывают нам о своей жизни.

       Пасмурно… Осеннее утро, пронизывающий ветер… Холод! Грязные лужи, моросящий дождь, сырость. Погода сильно влияет на настроение. Мысль о горячей чашке кофе согревает и бодрит. Последние шаги в сторону кафе, и вот моя рука, открывает стеклянную дверь за которой...
       Пустой зал... Чувство раздражения! Или вновь эта провинциальная тоска с остервенением окутывает всех проживающих в этом городе своей безысходностью! Спонтанная мысль засела в голове: «Что-то должно случиться сегодня!» Наверное, эти размышления вызваны погодой, но неприятное чувство продолжает тяготить.
       Остывший кофе оказался неприятной на вкус теплой жидкостью в маленькой чашке, которая стояла на бумажной салфетке. Отпечаток от её дна пропитал салфетку коричневым цветом. Ровная окружность, и мой пристальный задумчивый взгляд...
«Круг!» - неожиданно посетившая мысль излагала суждения о том, что в  этой жизни всё взаимосвязано, и других рассуждений на эту тему не имелось.
«Очень странно, когда видишь в знакомых вещах незнакомые черты:  грани знакомого и другого, менее понятного, сравнимого с чужим.    Нередко испытываешь чувство тревоги, когда внимательно вглядываешься в окружающий мир и предметы, которые находятся в нём. Иногда замечаешь, что подсознание начинает анализировать как необычное в обычном. Это, как линзы, наводишь их на объект и чётко его видишь, увеличиваешь, рассматриваешь мелочи, которые очень многое могут рассказать.

       Я продолжаю испытывать чувство тоски... Может быть, оно вызвано тем, что я не получил желаемого удовлетворения от испитой мной чашки кофе. Видимо, кофе был не столь хорошим!
Очень странно, утро, а в помещении кафе кроме меня никого нет. Взглянув в окно, я увидел спешащих прохожих, их движения, редкие взгляды по сторонам - удручающая картина. Ни одного улыбающегося лица… Люди спешат, и лужи отражают их тени в обособленном, похожем друг на друга поведении, их мысли настолько точно трактуются в сопутствующих вопросах об обременённом неинтересном бытии – «Где и как?» И не многие из них задаются вопросом – «А, зачем?»

... Его голос…
Четкость слов и приятная приглушенность удивила неожиданностью и странностью, как и сам незнакомец, сидящий за столиком, позади меня. Его задумчивые глаза, нескрываемый интерес - всё это отражается в тусклом стекле окна, и мне отчётливо видны его эмоции, которые преобладают во взгляде от созерцания, происходящего на улице.
Пребывая в своих размышлениях в пустом зале кафе, я не обратил внимания, как он появился, и совершенно не услышал, как он вошёл. И сейчас выше моих сил было задаваться вопросом: почему же я этого не заметил?
Я улыбнулся… Странно...
- Не хотите ли поговорить? – прозвучавшие слова незнакомца, обращённые ко мне, не вызвали у меня ни удивления, ни особого оптимизма.
«Мало ли!» - промелькнула мысль, - «Человек желает поговорить с незнакомцем, в этом нет ничего предосудительного», - но заводить беседу я не спешил.
- Просто так, ни о чем! - незнакомец внимательно смотрел на меня, видимо, анализируя моё молчание, - Скоротать, так сказать время! - его глаза продолжали рассматривать меня, улыбка на его лице отображала пребывание в хорошем состоянии духа и настроении с преобладающей нескрываемой искренностью...
       Удивительно, но возраст моего будущего собеседника не был определен мной четко, быть может, около пятидесяти, быть может, и сорок... Обычное телосложение, высокий, одет в хороший и, наверное, дорогой костюм, воротник белоснежной сорочки щёгольски расстегнут, подчеркивая упругость не по годам молодой кожи.
Худощавое лицо с многочисленными мелкими морщинками, располагающий к себе взгляд и, как мне на мгновение показалось, в глазах безудержная мудрость. Его поведение, как я уже сказал, не вызвало у меня чувства какой-либо тревоги, а вопрос об общении ничего предосудительного. В голове проскользнула мысль о том, что человек, просто, желает пообщаться!
- Давайте! – безучастно произнёс я.
- Заказал кофе… Всё никак не могу его дождаться! Где же она?
Данные слова адресовались явно не мне. Мужчина произнёс их довольно-таки громко, как бы напоминая кому-то о своём присутствии. Незнакомец посмотрел на меня и улыбнулся:
- Я смотрю, и вы, наверное, тоже любите кофе?
Весьма удивительно, я был погружен в свои мысли... И как это ни странно, но я не только не видел, как в кафе появился этот незнакомец, но и не слышал, как он сделал свой заказ.
Видимо  почувствовав моё замешательство, мой собеседник не стал дожидаться моего ответа...
Он ловко схватил со спинки стула свое осеннее пальто, с легкостью в движениях, что явно не сопоставлялось с его возрастом, направился ко мне.
- Позволите? - интеллигентно спросил он разрешения присесть за мой столик.
Его глаза были наполнены непонятным мне счастьем, которое, как мне показалось, как будто бы изливается на всё то, что предстало пред его глазами. Располагающая улыбка, обнажающая безукоризненно белые зубы, что в наше время - проявление верха социального уровня, дополняла особым привилегированным статусом этого добропорядочного гражданина.
- Да, конечно, присаживайтесь....
       Небрежно бросив пальто на спинку стула, незнакомец сел за столик. Он с явным любопытством короткое время рассматривал меня и, чтобы не показаться невеждой, отлучёно перевёл свой взгляд на мою пустую чашку. Так получилось, что я и он сели по направлению к окну и нам представилась великолепная возможность наблюдать происходящее снаружи.
- Меня зовут Аркадий… По крайней мере, так меня называют мои друзья! - и он протянул мне руку для рукопожатия.
       Удивительные слова для знакомства, в особенности со ссылкой на друзей! Но, именно так, он представился, таковы были и его слова, отчего у меня возникла мысль: «А настоящее ли это его имя?» Но, как мне кажется, любой человек вправе представиться так, как он этого желает!
- Я - Максим,- и, улыбнувшись, язвительно добавил, - По крайней мере, так меня называют все те, кто меня знает!
Аркадию понравился мой ответ, я почувствовал это.
Мы пожали друг другу руки в знак взаимоуважения и знакомства.
Аркадий с многозначительным взглядом провел глазами по пустому помещению кафе.
- Я не часто здесь бываю… Иногда… Когда выпадает немного времени, захожу сюда! Знаете ли, люблю тихие места, где нет суеты, а время размеренно, как колыбель бытия.
Его взгляд после произнесенных слов остановился на мне. Именно сейчас особенно чётко ощущалось в интонации речи, словах и его поведении усталость. Наши мысли именно сейчас, в данную минуту  были так схожи.
       Разговор двух собеседников внезапно был прерван. Наше внимание привлёк лёгкий стук, исходивший от женских каблучков об плиточный каменный пол зала, который так желанно повторяло эхо, наполняя и усиливая его в окружающем пространстве.
Молодая особа, как мне показалось, весьма очаровательная по природе своей, подошла к нам с круглым блестящим подносом. Она с некой робостью удерживала его в своих прелестных и весьма красивых ручках. Белоснежная кожа восхищала, как быть может, из ранних веков художника, что писал на своих холстах утончённость присущей крови аристократизма... А эта белоснежная блузка, которая гармонировала с короткой в меру тёмной юбкой, подчеркивала точеную фигуру необъяснимо, откуда взявшегося этого милого создания. Её богатые длинные каштановые волосы отличались родным цветом и были с аккуратностью собраны и удерживались красивой заколкой, которая была весьма изысканной вещицей с гравировкой из неизвестных мне символов и непонятных линий в переплетённом, замысловатом орнаменте. На девушке абсолютно не было никакой бижутерии и, как мне показалось, любое золотое изделие, включая самые дорогие драгоценные камни, померкли бы перед созданием, которое в данную минуту предстало пред нашими очами. В этой девушке отчетливо чувствовались непорочность и чистота присущая ей, словно оберег. Она, как чистый родник, и это всё, необъяснимо как, но было в ней! На мгновение, мне показалось, что передо мной просто ангел. «Ангел в плоти»,- подумал я.
       Девушка застенчиво смотрела то на Аркадия, то на меня. Красивые глаза, изумрудного оттенка, казалось, что они способны говорить за свою хозяйку. Она улыбалась нам.
И меня посетила мысль о том, что такие, как она, не могут работать в этой сфере, скажу больше того, такой женщины я никогда ранее в своей жизни не встречал.
       Поставив на столик перед нами две наполненные горячим кофе чашки с блюдцами, она так же скромно, и продолжая излучать восхитительную улыбку, решила удалиться, но...
-  Катя... Тебя приходится дожидаться целую вечность!
Аркадий смотрел на девушку и улыбался ей. При этом доброжелательность в его голосе не исчезла, добавились лишь нотки вежливого задора.
Улыбнувшись словам Аркадия и не проронив ни слова, Катя удалилась. Из чувства такта я не стал провожать её своим долгим взглядом.
       Странно... Мне только что пришла в голову мысль, которая поразила меня своей очевидностью: «Очень странно то, что девушка, наливавшая кофе мне, до появления Аркадия, была совершенно другой, абсолютно не похожей на Катю! Может быть здесь несколько официанток?» - мои внутренние размышления прервал Аркадий,
- Угощайтесь Максим! - жестом руки он предложил мне кофе.
Повернувшись, к внутренней стороне кафе, где располагалась барменская стойка, он выкрикнул с непринужденным озорством в голосе:
 - Катерина, спасибо! - после чего улыбнулся мне.
       Сделав глоток горячего кофе, Аркадий удовлетворенно закрыл глаза, наслаждаясь, горячим напитком.
- Застенчивая девушка... Она очень застенчива! - читая мои мысли, произнёс он и продолжил, - Согласитесь Максим... Ее улыбка прекрасна, а утончённость чувствуется во всём…
При этом его глаза широко раскрылись, в них был блеск, но не похоти, а восхищения от реальности, которую скрасила своим появлением эта очаровательная девушка.
- Мужчины, как мне кажется, - сказал он, - мечтают о таких женщинах, и не важно, где они их находят, главное результат. Прекрасное, оно вечно...
Он улыбнулся и посмотрел в мои глаза, не сказав более ни слова.
       Кофейный аромат, исходивший из чашек, мгновенно заполнил собой помещение. Это был другой кофе, не тот который я употребил до этого. Прекрасный напиток с крепким вкусом и богатой вкусовой гаммой, а не та водянистая жижа, которая только по цвету походила на настоящий кофе.
- Да - а - а, - растягивая слова от удовольствия, произнёс незнакомец, - Кофе должен быть или хорошим или вообще никаким! - умозаключил Аркадий. - Вот так бывает, удовольствие пить кофе, смотреть на улицу и разглядывать прохожих! – и он посмотрел в окно.
       Минутная пауза нашего общения никак не повлияла на ход  разговора, а только придала насыщенность, как вкус кофе.
       Нарушив паузу Аркадий, продолжил разговор, не отрывая своего взгляда от окна...
- Люблю хороший кофе в компании приятного собеседника. Что же касается этого напитка, то из всех многочисленных сортов предпочитаю именно такой!
- Вы знаток? - поинтересовался я.
- Я не могу сказать, что такой уж знаток, но из многого того, что мне доводилось вкушать, я для себя сделал выводы и приобрел определенные вкусы. Ведь кофе, он как момент истины, как время, со своим настроением, а вкус зависит только от вас. Кто-то любит черный и горький, который придает бодрость мыслям, а кто-то нежный с молочным и сладким вкусом, считая это за вожделенный напиток, и  не признает ничего другого.
Странный незнакомец многозначительно улыбнулся, посмотрел на меня, после чего продолжил:
 - Кто-то так говорит и о вине! Вкушает его вкус и боготворит его!
 Он усмехнулся, после чего резко сменил тему нашей беседы...
- Когда я Вас, Максим, увидел, мне показалось, что Вы скучаете?
Его улыбка сменилась заинтересованностью, а глаза внимательно продолжали меня изучать.
- Призываете тоску или вели беседу о бытии в себе? - в его голосе чувствовалась ирония.
- Нет… Просто иногда я люблю, под настроение, смотреть на этот мир, так сказать, читать его, наблюдать за ним, делать для себя какие-то выводы, а может быть и открытия! Мне кажется, это интересное занятие!?
- Как Вы говорите... Под настроение!?
Мой собеседник внимательно слушал меня. Улыбнувшись, он посмотрел в окно и задумчиво спросил:
- И как? Есть интересные мысли?
Я пожал плечами, отвечать мне не хотелось...
       Мы говорили долгие минуты, а кофе не остыл, это радовало. Моё молчание на вопрос незнакомца, ничуть его не смутило. Мы выдержали паузу, каждый сделал несколько глотков из своей чашки вкуснейшего, ароматного напитка, после чего наши взгляды вновь устремились в окно. За ним, как и раньше, двигались многочисленные вечно спешащие люди, находящиеся в рабстве своих дел…
      
       Осознанно понимаю ту атмосферу, в которой нахожусь. Чувствую отсутствие времени, чувство спокойствия и непринужденности, и только это окно, как непонятый источник информации. И наши взгляды с оценками происходящего за ним.
«Другой мир!» - на мгновение эта мысль поразила меня своей реальной необычностью – «мысль о времени, что потеряло своё значение…».
- Я обратил внимание на то, как Вы, Максим, очень внимательно рассматривали салфетку под Вашей чашкой! Что Вас так сильно могло заинтересовать в этом, не поделитесь со мной?
Я не ожидал такого вопроса, так как помнил о том, что в помещении кафе никого не было в тот момент времени.
- Вы так внимательно рассматривали её, что мне показалось, Вы не замечаете никого вокруг! - чуть тише произнёс он.
«Быть может он прав!» - подумал я, - «Что-то со мной действительно не так, непонятое состояние!».
- Обычный отпечаток, кофейный след от донышка чашки, ничего более! – усмехнувшись и особо не придавая серьезности своим словам, ответил я.
Аркадий же внимательно смотрел на меня, и через этот взгляд я вдруг почувствовал его непонятную и странную заинтересованность к моим словам. Он проявлял интерес с тактом приличия, не пытался влезть в душу. Сделав паузу, незнакомец, как бы собираясь с мыслями, заметил:
- Знаете, иногда в вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, присутствуют грани, которые вызывают у нас необъяснимый интерес. Кажется, обычная вещь, но начинаешь анализировать и понимаешь, а иногда и видишь в ней некую закономерность. Главное смотреть на вещи правильно! Это, например, как книга, есть страницы, есть текст, но можно вписать между строк дополнение и суть повествования расширится. Удивительно, не правда ли? Каждый может внести свою лепту. Но самое главное не нарушить гармонию!
- Да... Вы правы... У Вас, как мне кажется, интересное мировоззрение и оно заслуживает внимания.
Действительно, слова Аркадия вызвали у меня интерес, и он, заметив это, с задумчивостью продолжил:
- Если вам интересно, я могу рассказать о многих вещах, которые, как мне кажется, смогут вас заинтересовать! Надеюсь, они не оставят Вас равнодушным! - он улыбнулся. - Всегда интересно общаться с приятным собеседником... Если вы позволите?!
- Катя!
Звонкое эхо, повторяющее голос Аркадия, внесло в пустоту зала его слова. Внезапный и громкий окрик не нарушил умиротворенность и покой, только на мгновение это эхо внесло ощущение нашего присутствия.
       Девушка вышла из скрытой дверцы, находящейся позади барменской стойки. Она оставалась такой же прекрасной, что в очередной раз вызвало восхищение.
- Катенька, радость моя, принеси нам еще кофе! - с озорством в голосе произнес незнакомец.
Видимо, почувствовав моё замешательство, он с неподкупной и открытой улыбкой посмотрел на меня и с мольбой в голосе вымолвил: - Прошу...  Я хочу угостить Вас... Не отказывайте мне!
Бросив короткий взгляд на окружающий интерьер кафе, незнакомец продолжил:
- Думали ли Вы столь краткое время тому назад, о том,  что у нас с вами произойдет очень интересная и, как мне кажется, полезная беседа? Мне на мгновение показалось, что интерес присутствует обоюдный, тем более, что наш покой никем не нарушается!
Он улыбнулся, и через доли секунды рассмеялся, при этом вскинув вверх руки, указывая на пустое пространство помещения в подтверждение нашего одиночества.
       Катя принесла новую порцию прекрасного кофе. Осторожно, убрав со столика пустые чашки, и так же безмолвно с застенчивой улыбкой на лице, она удалилась, терзая безудержное эхо прелестным звуком от своих каблучков.
       Незнакомец глубоко вдохнул в легкие воздух, демонстративно показывая этим свое расположение от предвкушения ароматного напитка, а может быть и нашей беседы.
       Внезапно, по непонятным для меня причинам, его настроение резко изменилось, лицо стало серьезным, он погрузился в свои размышления…


Рецензии