Чёрное зеркало. Сериал. 5 серия

Сериал-антиутопия «Чёрное зеркало» – о будущем, которое нас ожидает при одновременном засилье всевозможных гаджетов и сохранении господства эгоистически-потребительского мировоззрения. Тринадцать уже отснятых серий, каждая из которых является этической притчей на тему возможного развития событий, вполне недвусмысленно дают понять, что, в общем, ничего хорошего нас при этом не ожидает.

Чёрное зеркало
сериал, драма, триллер, фантастика
43 минуты (0:43)
Великобритания, 2011

********

«Чёрное зеркало», эпизод пятый (вторая серия второго сезона) – о том, что правосудие может являться гораздо более жестоким, чем само преступление. В принципе, это не новость. Религиозные фанатики и другие показные поборники морали разного рода испокон веку изливают собственную страсть к насилию на тех, кто преступил установленные законом нормы. И этим не только не отличаются от совершившего страшное деяние, но и превосходят его в грехе, поскольку совершают жестокость под прикрытием показной добродетели. Тот факт, что наказание преступника превращено в фильме в популярное шоу, тоже не является чем-то неожиданным. В этом сюжете интересно другое, а именно, осмысление того факта, что наказание за преступление, которого преступник не помнит, по сути своей, наказанием вовсе не является. Наказание – это возмездие за свершённое, однако в случае лишения человека памяти наказывать его оказывается не за что, и возмездие за конкретное деяние превращается в преступное издевательство над невинным.

Уничтожить память субъекта о том, что было им совершено, означает полностью отменить его деяние, то есть сделать его не виновным. Тот, из чьей истории вычеркнута какая-то часть событий, уже не является их участником, следовательно, не должен нести ответственность ни за них, ни за их последствия. Он этого как бы «не совершал». При этом лишение человека памяти, лишение его, таким образом, какой-то части его истории, какой бы ни являлась эта история, – несёт в себе прямой вред и для него, и для общества. По той причине, что стирание памяти о уже пережитом отнимает у человека не только определённый временной отрезок жизни, но и возможность каких бы то ни было практических изменений, поскольку отбрасывает того назад, к ситуации ещё-не-совершения деяния. А значит, оставляет его в том же эмоциональном состоянии и том же восприятии событий и даёт тем самым почву для повторения случившегося. Его жизнь не начинается «с чистого листа» (она вообще никогда не начинается заново), она продолжается с листа последнего, то есть предсобытийного. И никакое перевоспитательное воздействие в целях профилактики, даже если оно будет применено к потерявшему память, не окажется действеннее реально пережитого им опыта преступления и наказания, если память субъекту всё же будет сохранена.

В случае же исполнения наказания за забытое преступление, как это происходит в фильме, человек в своём субъективном восприятии оказывается наказуемым не после реализации своих замыслов, а ещё до того, как успел что-либо сделать. Иными словами, он оказывается наказуем не за свершённые действия, а за мысли о них, за само намерение. Общество, таким образом, лишает человека возможности даже подумать о греховном – поскольку человек не может знать заранее, куда именно приведут его эти мысли. И вполне может оказаться в ситуации, когда, по его восприятию, он «только лишь подумал» (хотя, по факту, уже совершил) – но уже в результате самих мыслей подвергается узаконенному насилию. Куда может привести отказ от возможности «дурных мыслей» хорошо известен психиатрам: к спонтанной, взрывной реализации человеком тщательно скрываемого в подсознании на практике. Куда приводит такая ситуация общество, видно на примере этого сюжета: страх оказаться на месте «помыслящего дурное» приводит к вытеснению из сознания и всех позитивных человеческих переживаний: жалости, сострадания, сочувствия. На долю общества остаётся только два возможных в этой ситуации «эмоционально нейтральных» варианта: пассивное равнодушие или же активно переживаемое амбивалентное злорадство, которое оно в конечном итоге и выбирает как  единственно доступное ему чувственное наслаждение.


Рецензии