Калека

 

    Каждый день прохожу в Вычегодском по старой дороге на Шанхай, индивидуальную часть посёлка. Узкая, около двух метров, она пролегла между железной дорогой и кромкой глубокого оврага, на дне которого торопливо бежит ручей Берёзовый. Насобирав рыжеватой воды из Едомских болот,  он спешит донести её в усыхающее русло  Старой  Вычегды.   Раньше овраг был более глубокий, ручей протекал немного другим руслом. Мы с мальчишками ходили сюда в обильный ольшаник за опятами. Зимой катались на лыжах с угоров и прыгали с трамплина через замёрзший ручей. Весной сооружали запруды на пути вновь рождённых звенящих и журчащих музыкантов весны...                Вот и в этот холодный день поздней осени я беззаботно шагал домой.  Навстречу с большой скоростью нёсся пассажирский поезд «Воркута – Москва». Вдруг мой взор привлекла грязная, короткая, сучковатая  палка,   торчащая из щебня у торца шпалы. Она под мощным потоком воздуха от стремительно проходящего поезда дрожала, словно от испуга, но не гнулась.  Да и не могла она сгибаться… Коротенький ствол без верхушки, несколько  чёрных от мазута веточек с иголками... Я догадался, что это деревце. Почему-то вспомнился беспризорник   Мамочка из фильма «Республика «Шкид»… 
Поезд прошёл. Я подошёл к отростку, осмотрел, потрогал, как бы убеждаясь, живо ли это грязное чудо. Надо же родиться в метре от рельсы?!   Сильно изуродовано,  не  сразу и поймёшь, сосенка это или ёлочка. В душе пожалел несчастное деревце и пошёл  домой. Но мысли о дереве – калеке не выходили из головы.               
Судьбы людские, судьбы деревьев и всего живого, есть ли какая связь? Живут люди сильные, здоровые, не знающие ни нужды, ни горя. Есть и другие, кого постигли тяжести болезней, нужды, физического «надлома». И деревья так. Кому-то жить и расти в Летнем саду, красивом парке, роще, сосновом бору… А вот этому подранку даже не в чистом поле выпало родиться,  где оно могло бы вырасти, пусть в одиночестве, но мощным кряжистым  деревом, украшением и природным указателем, радующим взор путника. А здесь – какая судьба? Скорая гибель от снегоуборочной машины, мазута или химической обработки.   
Когда на следующий день возвращался  домой,  то  подошёл к деревцу, поздоровался с ним. Решил перенести его на свой домашний участок,  попробовав спасти от неминуемой гибели. Однако, в предзимье моя попытка откопать его из щебня не увенчалась успехом... Отныне, проходя по старой дороге, всегда здоровался со своим новым знакомым, желал ему здоровья и просил подождать до весенних деньков.               Пришла зима, начались снегопады. Калека скрылся под снегом. Зимой этот участок дороги превращается в непроходимый сплошной сугроб, а потому   мой маршрут на работу и с работы сменился. 
Я ждал весну... И вот она, моя желанная и долгожданная, пришла.            Люблю весну! Никогда не устаю её ждать, чтобы вновь и вновь увидеть  просыпающуюся природу, первые проталины вокруг деревьев, бегущие ручейки, наполняющие канавы, реки и озёра талой водицей. Любуюсь мать-и-мачехой, эти первые северные вестники весны своими ярко-жёлтыми цветами, как тысячи маленьких солнышек, греют сердца и души северян.
Это время года навевает на меня теплоту и необъяснимые чувства  душевной благодати и удовлетворённости. Даже прохладный весенний  дождь звучит мелодией, пусть и грустной, но желанной  и родной. А может,  это просто потому, что весне, как любимой женщине, прощается всё.
С жадностью вдыхал свежий аромат пробуждения северной природы.  Жаль,  обнять не могу… Необъятная! Мне не терпелось навестить своего  знакомого и скорей перенести деревце на свой благоустроенный участок, где растёт много его собратьев, привезённых мною из разных мест.
Снег на «железке» сходит быстро, и грязная железнодорожная насыпь  под весенним солнышком быстро теряет свою промёрзлую прочность, приобретённую за зиму. Вечером, придя с работы, взял лопату и пошёл за деревцем. Помолившись и извинившись перед ним, что вырываю, хотя и с неухоженного, но родного места, аккуратно подкопал корень и извлёк поломанный отросток из державшего его щебня. По корню понял, что это сосенка, но сомнения оставались: уж очень сильно оказалось деревце повреждено, а иголочки недоразвито коротки.
Посадил его в укромном месте у забора. Всё лето приглядывал за своим новым питомцем. Деревце потихоньку освобождалось от грязи, но признаков жизни не подавало, разве что иголки не подсыхали, и это давало надежду,  что  выживет...                Минули лето, осень, и снова пришла зима. Добрые, неторопливые снегопады и неласковые вьюги спрятали под толстый слой снега мой участок с подрастающими клёнами, ёлочками, липами и дубками. Они беззаботно заснули, а я опять стал ждать весну.       
Наступил март. Ветки, сбросив зимние одежды, расправились, подставляя набухающие почки нежному теплу солнечных лучей. Иголки на хвойниках зазеленели более ярко.
Подойдя к месту, где спал мой  питомец под толстым слоем набухшего от влаги снега, я осторожно разгрёб сугроб, открывая деревцу весеннее солнце. Нежное и тёплое, оно коснулось его изуродованного ствола, и мне показалось, что моё деревце проснулось... Оно перезимовало на моём участке! Поприветствовал его, пожелал тепла и прекрасного роста.                Примерно через месяц на его веточках появились маленькие и  пушистые ёжики. С каждым днём деревце преображалось, покрываясь всё новыми щепотками зелёных иголочек. В этом израненном чуде  появились признаки молоденькой сосенки, коренного жителя северных  лесов. Сосенка приветливо улыбалась мне и миру, улыбался и я. 


Рецензии
Ваш маленький рассказ -словно песня, словно гимн милосердию, любви, благодарности. Лучшие человеческие качества, оказывается, можно показать благодаря истории жизни маленькой сосенки, которая могла погибнуть, но выжила. Очень мне понравился рассказ, ну просто очень. Близок еще и потому, что я обязательно разговариваю со своими растениями и они мне отвечают взаимностью, недаром домашние говорят о том, что легкая у меня рука. Большое удовольствие получила, читая. Спасибо!

Любовь Арестова   01.03.2017 21:49     Заявить о нарушении