Дуля

Моя мама 1929 года рождения. Когда началась война, ей не было ещё полных 12 лет.Весь рассказ, я начинаю с её воспоминаний ребёнка.С её выражениями и словами. как она говорила.Маму звали Клава.

 Отец наш , умер ещё до войны, мама осталась одна, с тремя девчонками.Перед самой войной. мама вышла замуж, за вдовца. с двумя маленькими сыновьями. Жили мы  в селе, под Курском.Война надвигалась быстро и не успели мы понять, смысл этого  слова ,как наши стали отступать. Через село ,шли несколько дней. Матери варили старую картошку и выносили на улицу, раздавали солдатам.В доме постоянно топилась печь.и мама ставила на плиту всё новые и новые чугунки. Нас заставляла носить с колодца воду.Которая тоже быстро заканчивалась.По селу , возле каждого дома, валялись  окровавленные бинты. Редко когда наши солдаты останавливались отдыхать. В основном шли , хмурые и обалдевшие от натиска фашистов.Прятали глаза от матерей и картошку брали молча.Ели на ходу, запивая уже у других домов села, холодной колодезной водой. Потом ,на несколько часов,  вдруг наступила тишина. От этой тишины , нам почему то, становилось страшно.Но дети , есть дети и нам хотелось во что-то играть.Но матери шикали на нас и мы затихали. Не понимая, почему нам нельзя кричать и бегать.Потом в село , вошли немцы и шли и шли потоком, несколько дней. Село, как будто вымерло. Нас . не отпускали на улицу и мы  только смотрели в окна, как немцы лазили по сараям . Забирали с гнёзд яйца, хватали курочек и уносили с собой.  В селе стали жить немцы.Маму и старшую  сестру Маруську, немцы стали гонять рыть окопы. Маруське было почти 15 лет и она работала наравне со взрослыми.Меня оставляли на несколько дней одну, с малыми пацанами и младшей,  трёхгодовалой Полькой.Немцы ходили по хатам, отбирали всё, что можно было съесть. В селе появились финны. Здоровые, рыжие, наглые.Они ходили по селу, с автоматом на шее и сложенными руками на этих автоматах. Один такой здоровяк , увидел, что мы смотрим на него, остановился.А я взяла , да и скрутила ему в окно дулю.Он сорвал автомат и я за доли секунды догадалась , что он начнёт стрелять.Повалила детей на пол и стала кричать, что бы они ползли в сени. А финн автоматной очередью по дому, выбил все стёкла.Мы доползли до сеней и побежали в конец .У нас там стоя стог сена, прямо впритык к дому.Там убиралась доска и  мы , в стоге сена, сделали лаз , получилась большая дыра. Я запихала детей в  и сказала молчать.В дом забежали немцы, стали всех искать.Никого не нашли.Соседи потом матери рассказали, что они штыками искололи с улицы, весь стог.В сене мы просидели целый день.Матери, дома не было уже несколько дней.Пока она шла, с работы  до дома, ей всё рассказали.Они шли с Маруськой и думали, что живыми нас точно не найдут.Сейчас то я представляю материно положение, а тогда не могла подумать, то, что сотворила.Когда Маруська нас нашла, мать  долго плакала. Потом вышла на улицу и сорвала тонкую лозину. Выгнала всех детей на улицу и так меня порола. Я убегаю, а она руку  мою не выпускает.Заскочила я на большой сундук, а крышка перевернулась и я уткнулась головой в сундук.Досталось мне тогда, что я не одну неделю на задницу не могла сесть.На всю жизнь, я Танька запомнила, что если тебе доверили что то важное, а это жизнь детей, значит должна головой думать.Если бы я не догадалась спрятать детей, то нас четверых детей расстреляли. Это хорошо, что финны ушли из села.Это спасло жизнь и Маруське и матери.


Рецензии