Гитара

Моим первым учителем игры на семиструнной гитаре был дружок Серега Чибисов. На первом курсе МАрхИ в общежитии на Стромынке, в комнате, где мы жили с ним по соседству - через одну кровать, а всего 11 человек, он показал те самые три с половиной аккорда на семиструнке, которыми сам пользуется до сих пор. Во втором полугодии (начало 1968 года) нас, иногородних студентов  МАрхИ из трех общежитий: Мамонтовка, Алексеевка и Стромынка переселили в "Дом студента-архитектора" - 14-ти этажное здание, на ул. Орджоникидзе, близ метро "Ленинский проспект". Я переехал одним из первых, в еще пустое здание, и в результате оказался в одной комнате на 5-м этаже в компании с Владимиром Мызниковым, выпускником Московской средней художественной школы (ныне Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств). Он, как и Серега, пел, аккомпанируя себе на семиструнке, только не народные и советские песни, как мы с Серегой. Его репертуар состоял исключительно из душещипательных лирических и "блатных" песен о любви, страсти, изменах и т.п. вагонно-вокзального и дворового жанра.  Я больше никогда не слышал его песен в чьем-то другом исполнении, и сожалею, что забыл те, которые успел разучить при его помощи.

Это был второй и последний курс моей школы игры на семиструнке, и после первых летних каникул и очередного переезда на жительство в другую комнату общежития, я попал в школу шестиструнки однокурсника Владимира Шарапова, который  пристегнул меня в качестве аккомпаниатора к своим упражнениям по импровизации соло на гитаре. Например, я играл гармонию арии "Summertime" Джорджа Гершвина в из оперы "Порги и Бесс", а он подбирал импровизационные ходы на своей полуакустической соло-гитаре. Под его мудрым руководством в то время (конец второго, начало 3-го курса), я достаточно свободно мог, например, играть гармонию по аппликатуре аккордов в режиме "online" с бумажки или голоса. Мог строить аккорды, включая их септ-варианты по тонике (названию) на разных ладах. На втором курсе Витя Хохлов, сосед по общежитию абитуриентов на "Трубе" попросил меня уговорить родителей на его поступление в институт в третий раз. Я тогда поехал к нему в Рязань, на три дня, где в том числе, в один из вечеров, состоялась вечеринка его одноклассников. В мозгу до сих пор живет почти кино - группа молодых людей поет песню на лестничной площадке прямо перед дверью его квартиры, а какая-то девушка мне в ухо читает названия аккордов, а я успеваю их сыграть в темпе нашего хорового пения. Кстати уговорить удалось и Витя поступил и закончил МАрхИ.

Однако эти знания и умения ушли после полного забвения гитары за полтора десятка лет насыщенной семейной жизни и перипетий карьерного роста. Кстати Володя Шарапов имел в свое время предложение от "Машины времени" на участие в их коллективе, но отказался от него.

Вновь гитару я стал изредка брать в руки в Ульяновске после 1988 г., но теперь для исполнения приходилось заглядывать в картинки, где аккорды изображены в виде точек на грифе гитары. В студенческие годы и чуть позднее, я ни разу не покупал себе гитару, но, тем не менее, 9 гитар побывали в моем личном пользовании. Большая их часть была поломана, и перед использованием чинилась, в основном, мной. Они приходили непонятно откуда и каким образом, и, также незаметно уходили непонятно в какие руки ... В конце 2000-х я их стал покупать, и, к сегодняшнему дню, покупок случилось четыре, две уже подарены племяннице Веронике Вовк (художнице) и Вартапетяну Эрнесту Айказовичу (математику, выпускнику МФТИ), а две пока остались со мной - самая дорогая и самая дешевая. Они живут в моем деревенском доме - одна на 1 этаже, а вторая - на мансарде .

Песни попадают в репертуар после долгого отбора, разучивания и публикуются (исполняются на публике) чаще всего после нескольких месяцев, а то и лет подготовки. Самые "древние" из 60-х годов прошлого века. У меня есть даже в компьютере файл с названием "репертуар" (в формате Word'а), в котором записаны тексты песен и аппликатуры аккордов сопровождения, из числа тех, которые пою под гитару для себя, а иногда и для других.

Ниже его содержание (заголовки):

Elvis Presley
      It's now or never
      My Way
      Love Me Tender
Альбатрос Амира
      Ты как будто вчера говорил мне о счастье
Антонов Юрий
      Над Сапун-горой летят журавли, над Малаховым курганом дым
      Это память опять от зари до зари беспокойно листает страницы
Бичевская Жанна (из репертуара)
      Все теперь против нас, будто мы и креста не носили (Ю.А.Борисов)
      *Поручик Голицын
Визбор Юрий
      Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены
      Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой
Воскресенье, группа
      Повесил свой сюртук на спинку стула музыкант
      Дороги наши разошлись и мы не встретимся случайно
      Когда поймешь умом, что ты один на свете и одиночества дорога так длинна
      По дороге разочарований снова очарованный пройду.
Высоцкий Владимир
      Если друг оказался вдруг
Городницкий Александр
      Тихо по веткам шуршит снегопад,
      Кожаные курки, брошенные на пол, тряпкой занавешено низкое окно
      Когда на сердце тяжесть и холодно в груди (Атланты)
      Твое окно рассветным светом полно, тревожных туч ушел далекий фронт
Галич Александр
      Облака
Шевчук Юрий (ДДТ)
      Я получил эту роль
      Не стреляй!
      Что такое осень
Дольский Александр
      Представь себе повинный я пришел, не в первый раз дорогой нашей длинной
      Я работал без сна и странствия, я на сердце с лихвой грузил
      Вот и малина опять отцвела
      *Холодный взгляд любовь таит, И красота гнетёт и дразнит.
      *Смотрю на тебя и не верю, что может природа создать
      О, жизнь моя, как ты мгновенна
Катерисова Людмила
      Уходящему поезду …
Копылова Светлана
      Когда-нибудь потом
Михаил Круг
      Отпусти мне, батюшка, грехи
      Когда Ты Далеко
      Приходите в мой дом
Макаревич Андрей
      Три сестры
      Пока горит свеча
      Памяти Галича
Мирзаян Александр
      Воспоминание о шестидесятых
      Одиссея
Митяев Олег
      Тронется, еще чуть-чуть и поезд тронется
      Август пытался придать листве желтый язвительный цвет
      Рассветная прелюдия, прелюдия, прелюдия, прелюдия
      Неровность вычурная крыш течет за горизонт
      Обман вполне оплачен и оправдан и очень трудно было не соврать
      Холодное и круглое, как слово "далеко", сорвется с ветки яблоко
      За окном то дождик, то опять метель
      Дует ветер, дует месяц, дует два, дует год
      Одинокий гитарист в придорожном ресторане, черной свечкой кипарис
      Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно
      Давай с тобой поговорим
      В городке периферийном отдает весна бензином
      Я уже заскучал по столице, а еще не прошло и недели
      Он сошел на безлюдный перрон, на прощанье, кивнув проводнице
      Самою любимою ты была моею, я тебя шептал во сне
Никитин Сергей
      Сон об уходящем поезде
      Под музыку Вивальди
      Я люблю, я люблю, я люблю, иных слов сказать могу
      Я вас люблю мои дожди, мои тяжелые осенние
      *Снег идет
Окуджава Булат
      Глаза словно неба осеннего свод, но нет в этом небе огня
      Виноградную косточку в теплую землю зарою и лозу поцелую (Грузинская песня)
      Любовь и разлука (Еще он не сшит, твой наряд подвенечный)
Розенбаум Александр
      Когда веселый, чуть хмельной ...
      Отслужи по мне отслужи, я не тот, что умер вчера
      День такой хороший и старушки крошат хлебный мякиш сизым голубям
      Вот такие вот дела, кого милую казню, говорила утка селезню
      Я ломился в закрытую дверь, я смеялся и плакал
      Пустая, холодная жуткая комната, захламлена грязная, очень бездомная
      *Над заснеженным садиком одинокий фонарь
      По снегу, летящему с неба, глубокому белому снегу,
      Месяц-князь, разлучник, тает над крыльцом, налетели тучи, сиротеет дом.
      Было время - я шёл тридцать восемь узлов, и свинцовый вал резал форштевень
      Вальс-бостон
Романсы
      Ах, эта красная рябина
      Все теперь против нас будто мы и креста не носили
      Гори, гори, моя звезда
      Калитка
      Караван
      Напрасные слова
      Не уезжай ты, мой голубчик!
      Не растравляй моей души воспоминанием былого
      Не уходи, побудь со мною
      Однообразные мелькают  все с той же болью дни мои,
      Осень
      Отговорила роща золотая
      Только раз
      То не ветер ветку клонит
      Три года ты мне снилась
      У зеркала, где муть и сон туманящий
      Я встретил Вас
      Я ехала домой
Смусенко Сергей
      Белые березы около дороги
      Я не был на войне
      Последняя песня
      Дорожный романс
Суханов Александр
      Как незаметно, день за днем год пролетает
      Ухожу, ибо в этой обители бед, ничего постоянного, прочного нет
Третьяков Виктор
      Всё начинается с Любви...
      Когда часы двенадцать раз играют
      *Как живется вам на чужбине перелетные наши птицы
Трофимов Сергей
      Я скучаю по тебе
      Когда уста привыкшие к злословью произнесут молитву к небесам
      Просто так
      Московская песня
Цой
      Звезда по имени Солнце
Разных авторов
      Здесь город как город и люди как люди вокруг
      Колоколенка (Сергеев Леонид)
      Я буду помнить только эти глаза всегда
      Милый мой друг, мой супруг незаконный. Я умоляю тебя и кляну
      Любви моей ты боялся зря - не так я страшно люблю
      Призрачно все в этом мире бушующем
      Все пpойдет...
      За туманом
      Я тебя никогда не забуду.
      "Гоpод Золотой"
      Я спросил у ясеня.
      Призрачно все в этом мире бушующем
      Серенада дон-Кихота
      Там нет меня

Что-то из этого списка надо поиграть и попеть, что бы воспроизвести без запинки, кое-что забыть напрочь, некоторые из них нужно разучить. Но в основном это рабочий репертуар.

P.S.
- 16 февраля у С.И.Чибисова (http://www.proza.ru/avtor/xbbbc) очередной день рождения, а 16 января в его распоряжении оказались две поломанные гитары - шестиструнка и семиструнка. Мы с ним договорились, что после починки они ему будут вручены в качестве подарка от меня и Саша Давыдкина.
- на фото автор в день 55-летия
- Сереге подарена только отреставрированная Сашей семиструнка, следующей в очереди будет 12-ти струнка Самарской фабрики (отданная мне ранее Серегой). Заказ сделан, запчасти для нее привез из Москвы. Надеюсь моя третья гитара будет интересным инструментом.


Рецензии
Вспомнился Вартапетян Эрнест Айказович - когда-то делала лабораторные работы под его руководством. Он заставил меня на листочке написать как его зовут - запомнилось навсегда.

Екатерина Адасова   12.07.2022 13:37     Заявить о нарушении
Спасибо. С Эрнестом Айказовичем я познакомился в 1996-97 году. Тогда с 1992 года в арендованном у ДЗМК подвале в доме 100 по Каширскому шоссе г. Домодедово размещалась моя архитектурная творческая мастерская и фирма ООО «ВТУ», в судьбе которых в 1996-97 гг. произошли существенные изменения. После 2-х лет арбитража с Домодедовской налоговой инспекцией, я дал себе обещание не заниматься более архитектурой, а фирма получив первый заказ на разработку ПО. В этот самый момент к нам с Серегой Пучковым в подвал спустился Эрнест Айказович и представившись, пригласил нас к себе в гости в его новую квартиру в п. Белые Столбы. И, действительно, это был прием с бутербродами с сыром и колбасой, что было просто неожиданно для случайного знакомства в те тяжелые времена. Его замысел, который стал ясным значительно позднее, состоял в нашем возможном участии в его научно-технических проектах, а для меня это оказалось знакомством с потенциальным другом старшего возраста. У каждого человека должен быть друг-одноклассник, а также друг более старше возраста и, обязательно, младшего. Только в этих условиях может полноценно развиваться душа, учиться брать и отдавать.

Владимир Балашов   13.07.2022 07:46   Заявить о нарушении
Встретила в физтехе Эрнеста айказовича значительно ранее, чем у вас произошла встреча. Это был молодой человек. Девушек в институте было совсем мало. Правда в той группе, где училась, нас было трое. Большая редкость. Явно, что он имел педагогические способности, если смог заставит запомнить себя. Правда с тем факультетом мне пришлось расстаться, были и другие преподаватели, которые по ряду своих каких-то причин питали огромную неприязнь к таким как я. Поступали предложения найти себе место в сфере моды или еще чего-то подходящего по их мнению. Пришлось покинуть этот институт. А через год вновь поступать и поступить. Два раза поступала - два раза поступила. Но потом уже были другие преподаватели, другой факультет. Интересно, как сложилась его жизнь? О том времени у меня есть маленькая книга - "Между Курском и Москвой".

Екатерина Адасова   13.07.2022 23:40   Заявить о нарушении
Позднее, оказалось, что в Домодедово, у него живет дочь и внук, как раз в их квартире во время торжеств по случаю его дня рождения и состоялось вручение гитары из рассказика «Гитара» - http://proza.ru/2017/01/18/409
Он рассказывал, что смог решить 3-4 задачи математические тысячелетия, как Григорий Перельман «гипотезу Пуанкаре», и что использование этих решений позволит поднять на порядки скорость вычислений в вычислительной технике. Эти решения он не публиковал, полагая их просто замуровать в «конструкции» процессора.
Меня убеждали не верить этим утверждениям, но я был готов помогать во всем, что ему потребуется. Однако он совершил непростительное – заподозрил друга в корысти. Как сейчас помню географическую точку на карте Домодедово, где мы случайно встретились. Это был перекресток Каширского шоссе и ул. 25 лет Октября, тогда я ему и сказал это, а в ответ услышал:- «Конечно, будешь помогать, это ведь может принести большие деньги». После этого разговора я не искал встреч и не встречался с ним ни разу и как в дальнейшем развивалась его судьба мне не известно.

Владимир Балашов   17.07.2022 08:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.