МИФ
Предисловие
В конце июля, в самый разгар лета неожиданно наступила прескверная, как для этой поры, погода. Оно и нечего было обращать внимание на причуды лета. Но как раз в это время года мне выпало, во время отпуска отдыхать в Крыму, в прекрасном его уголке, в поселке Черноморское, что на самом его восточном побережье. Тогда, еще в советское время, местком выделил мне путевку в пансионат «Коралловый риф», где я и проводил теперь свое время отдыха. Скучные дни сменяли друг друга. То сутками над морем лежал туман, и тогда гудки кораблей, точно сирены, гудели протяжно, навевая и без того на душу скуку. Или же с утра и до следующего утра шел мелкий дождик, превращая всё вокруг в сплошную грязь. Неожиданно, начинал дуть с северо-запада пронзительный холодный ветер. Мало того, что гремело всё вокруг от сорванных листов металла на крышах домов, так еще завывание ветра, не давало покоя ни днем, ни ночью. Местный канал радио сообщал, что несколько рыбацких баркасов заблудились в море и не возвратились к месту своей стоянки. Обитатели пансионата, в такую погоду, тихо отдыхали в своих номерах. Занимались, кто, чем мог. В огромном холле стоял теннисный стол, и там, с утра и до позднего вечера любители этой игры перекидывались между собой пластмассовым шариком. На диванах, как правило, располагались удобно несколько групп и увлекательно играли в карты в подкидного. Мне надоело уже читать, тем более что моим соседом по номеру был отдыхающий из Сибири нефтяник, увлекающийся спиртным. Так что и в номере сидеть было невозможно. Иногда я тепло одевался, и с удовольствием прогуливался по берегу моря. Пансионат «Коралловый риф» находился на самой окраине поселка в его северо-восточной части. Если идти вдоль берега, то скоро попадаешь в центр городка, где расположен местный базар. Даже в такую ненастную погоду там всегда людно. Продавцы наперебой предлагают свой товар. Кроме овощей, фруктов и мясных изделий, здесь торгуют и старыми стульями, тюфяками, кожгалантереей и канцтоварами. По погоде жалко и противно смотреть на весь этот скарб. Не хочется даже купить и что-то покушать из южных фруктов. Пелена мелкого дождя заслоняет всё это и не привлекает.
Но в начале августа погода резко изменилась. Наступили солнечные, тихие и безоблачные дни. К моей радости, уехал мой сосед-сибиряк и любитель спиртного, и на его место в нашем номере поселился новый отдыхающий. Это был стройный и подтянутый мужчина, старше меня на десять лет. Был он уже на пенсии, бывший военный офицер, капитан второго ранга. Всегда по-военному аккуратен, чисто выбрит. Он как-то сразу вызвал у меня симпатию, и какая-то неведомая сила влекла меня общаться с ним. В начале нашего знакомства мы просто обменивались мнениями по тому или иному вопросу. Ведь чувствовалось, что грядут новые времена. Что-то витало в стране, именуемой СССР, все ожидали перемен. Обещанная Горбачевым «перестройка» провалилась, антиалкогольная кампания завершилась ничем, лишь только были бездарно уничтожены сотни гектаров виноградников. По всему было ясно, что и горбачевская эпоха дышит на ладан. Ведь было видно невооруженным взглядом, что социальная напряженность растет с каждым днем. Мы с моим новым соседом по номеру в пансионате подолгу размышляли обо всём происходящем. Мой сосед оказался весьма интеллигентным и начитанным человеком. В конце пятидесятых годов он окончил Ленинградское военно-морское училище и уже в пятьдесят восьмом году попал на службу в дивизион тральщиков, который тралил мины в Балтийском море. Подолгу он (Александр Иванович, так было звать моего собеседника) рассказывал мне о непростой службе, которая досталась ему, молодому офицеру флота. Как оказалось, и новостью для меня стало то, что Балтийское море во время войны было во многих местах заминировано как немцами и их союзниками финнами, так и со стороны СССР. Сразу же, после начала войны, был заминирован полностью Финский залив, главным образом финнами и немцами, а также некоторые прибрежные районы в восточной и южной части моря. Кроме того, сплошные минные поля начинались при подходах к проливам Зунд, Большой и Малый Бельт, а пролив Каттегат был полностью заминирован. Здесь, оставались лишь узкие коридоры, по которым могли ходить суда в этих районах моря. К тому же, мины были различны по устройству, и уничтожить их было непростой задачей. Подорванные тралом мины всплывали и взрывались сами, но было много таких, которые необходимо было уничтожать, если можно сказать, «вручную». К такой мине подплывала команда на шлюпке, на мину устанавливалось взрывное устройство, поджигали бикфордов шнур и что есть сил на веслах уходили подальше. Конечно, это касалось только особых мин, которые нужно было обследовать, определив тип, страну изготовителя, серию, год и т.д. Были и такие мины, к которым было опасно подходить близко. Тогда их просто расстреливали из автоматов, пока они не взрывались. Вот почему, теперь уже в мирное время, Александр Иванович числился участником боевых действий и дополнительно к пенсии получал мелкие льготы: право санаторного лечения, небольшие скидки по платежам ЖКХ. В дальнейшем его служба проходила возле Мурманска, где он работал в комиссии по ремонтному обслуживанию и приемке подводных лодок. А последние годы, уже почти перед уходом на пенсию, служил в Севастополе. Там же имеет теперь квартиру и проживает с семьей, детьми и внуками.
Приятно мне было общаться с этим человеком. Бывало, до самой полуночи мы говорили и говорили с ним. Александр Иванович любил, когда его собеседник внимательно слушал его. Но надо отдать должное: и он сам проникался уважением и долго мог слушать своего компаньона по номеру. В своих рассказах он много говорил о кораблях, на которых он ходил, о своих командирах и подчиненных, об интересных случаях из жизни в морских походах. Мы любили вдвоем поздно вечером устроиться удобно на берегу моря и рассуждать на всевозможные темы.
– Знаете, молодой человек, – так он предпочитал обращаться ко мне, – совсем скоро у нас в государстве произойдут небывалые изменения. Политическая верхушка, наше правительство уже не в состоянии управлять процессами. По всей видимости, будет скоро заключен новый всесоюзный договор, согласно которому каждой республике будет предоставлена автономия в рамках федерации. Будет обязательно разрешен частный бизнес, будет открыта дорога малому предпринимательству, как это в Америке. Частный бизнес будет конкурировать с государственным производством и начнется новое развитие экономики.
Тогда, я не особо придал значения его словам. А вот теперь, тридцать лет спустя, они кажутся мне почти пророческими.
В один из вечеров мы сидели у моря и любовались небом и красотой заходящего солнца. Возле нас, невдалеке устроилась компания молодых людей. Они разожгли небольшой костер, уселись вокруг и, также как и мы, вели между собой разговор. А вскоре кто-то взял гитару в руки, и полилась над морем и степью красивая музыка, а за ней и песня. По всей вероятности ребята были студентами. Бросалось в глаза их обходительность с девушками, спокойная манера поведения и такт.
– Вот за такими людьми, дружище, – обратился мой собеседник ко мне, – всё наше будущее. Будущее нас с вами, будущее наших детей и даже государства.
В это время, с моря, в гавань стал заходить военный корабль. Мне были хорошо видны лишь его очертания, но Александр Иванович вмиг узнал его.
– Это эсминец. На нем я нес службу в начале восьмидесятых. Хороший корабль, хорошая постройка. Возводили его у нас в Украине в Николаеве. Имеет хороший ход и оснащение.
И тут мы заговорили о флоте нашей страны. Александр Иванович любил эту тему и увлеченно стал рассказывать о своих походах. Уже в конце своего рассказа он вдруг затих, перевел дыхание и обратился ко мне:
– Вы, мой друг, много знаете о минувшей войне. Читали, смотрели фильмы об этом страшном времени, знаете о великих подвигах нашей армии на суше. А вот о победах советского флота вы что-то слышали, читали?
– Ну как же, а победа подлодки Маринеско, а Волжские операции при обороне Сталинграда, а славные подвиги на Днепре и Дунае, – возразил я. – А охрана конвоев союзников?
– Всё это верно, всё это героические события, но не победы на уровне флота. Что стало с Черноморским флотом в начале войны? Да просто его затопили. А моряки-черноморцы всю войну сражались исключительно на суше. А что стало с Балтийским флотом? Его чудом удалось спасти в Кронштадте. Пришлось по мелководью проводить туда все корабли и в дальнейшем флот фактически принимал участие лишь в обороне Ленинграда. Никаких активных действий на море на Дальнем Востоке также не было.
– Так что же это, славные победы нашего Советского Флота – всё это легенда? – не удержался я.
– Конечно легенда. Как легенда о двадцати восьми панфиловцах, легенда о Зое Космодемьянской, легенда о «Молодой гвардии». Народу необходимы были такие легенды, чтобы поддержать его дух. А иначе как было одолеть такого хищного врага как Германский фашизм? Впервые я задумался над этим вопросом еще в училище, когда мне пришлось готовить курсовую работу. Все мы, курсанты училища разрабатывали тему курсовой, кто о бое в проливе Суригао, кто о Керченско-Феодосийской десантной операции, кто о волжской операции по обороне Сталинграда, кто о десантной операции на Маршалловы острова, кто о бое в заливе Лейте. Лично у меня была тема курсовой работы «Ликвидация линкора Шарнхорст». Тогда, у меня, молодого курсанта закрались вопросы: А где же темы о героических подвигах нашего советского флота? Да что там советского флота! А где же подвиги флота России? Почему наши преподаватели дают темы весьма отвлеченные от этих вопросов? Теперь, спустя многие годы, я всё понимаю. Просто на море нет ни подвигов советского флота, нет и подвигов флота царской России второй половины девятнадцатого столетия и всего двадцатого столетия. Огромная пропасть лежит между талантливыми адмиралами Ушаковым, Нахимовым, Грейгом, Сенявиным и флотоводцами после них».
– А как же тогда понимать так воспеваемую «славу» русских моряков? – не удержался я от вопроса морскому офицеру. – Что это, также мифы?
– Не мифы, а всего лишь легенды, мой молодой друг. Легенда тем и отличается от мифа, что в ней были какие-то действительные события. Но, с какими-то целями, к тем событиям, со временем, добавлены многие не существующие факты. Взять хотя бы легенду о 28 панфиловцах. И дивизия, под командованием Панфилова была, и сражение такое было, и уничтоженные танки были, и немца не пустили в Москву. А вот то, что это стало по силе сделать 28 панфиловцам, это уже вымысел с пропагандистской целью. Легендой является и подвиг Зои Космодемьянской, и подвиг Молодой Гвардии.
Совсем немного из истории
Лишь спустя тридцать лет я вспомнил все эти слова морского офицера Александра Ивановича. Они пришли ко мне на память сразу после того, как «вежливые» человечки с оружием в руках аннексировали у Украины Крым. Предлогом для этого стала позиция руководства России и президента Путина, что якобы стало необходимо защитить русскоязычное население Крыма от бандитов Правого сектора и националистов Украины и восстановить историческую справедливость: «Возвратить Крым и Севастополь, как символы героизма флота России».
Мне захотелось немного, не углубляясь особо в подробности, исследовать этот вопрос. Захотелось и самому узнать, о каких это героических подвигах российского флота идет речь? Не МИФ ли нам снова подсовывают, провонявшийся плесенью и ложью? Надо ведь, разделить отдельно легенды, а отдельно мифы. Итак, поговорим о победоносном и славном в боях российском флоте. Как много об этом рассказывают на всех углах нынешней России. Так ли в действительности это или очередной миф, мыльный пузырь российских историков и политтехнологов? Но, может быть и легенда?
Удивительно, но вся русскоязычная литература на этот счет повествует нам о российском Флоте не со времен Петра Великого, фактически родоначальника развития флота в России, которым он есть, а по сути – почти от рождества Христа (в дальнейшем все ссылки из книги «История российского флота», напечатанной в московском издательстве ЭКСМО в 2006 год, я буду приводить жирным шрифтом).
Оказывается, что ещё за полторы тысячи лет до возникновения Древнерусского государства (примазались к нему, хотя ни к нему, ни к Киевской Руси Россия не имеет никакого отношения) начала осваиваться южная часть великого внутреннего Днепровско-Волховского водного пути. Вот именно так, повествует нам сегодня История российского флота: «Одновременно с возникновением Древнерусского государства славянские дружины на своих больших чёлнах смело переплывали моря и собирали дань с богатой столицы Византии – Царьграда (Константинополя), с берегов Крыма, Мраморного моря и Каспия».
Оказывается, уже тогда, славные флотоводцы некоего Древнерусского государства по мнению авторов – пращуры России, на рубеже VIII – IX вв. в период становления этого Древнерусского государства, провели ряд походов против Византийской империи и Хазарского каганата.
«Ещё в VII в. появляются первые упоминания византийских историков о мореходном искусстве восточных славян, а в 765 г. византийский император Константин V совершил морской поход на болгар на судах русской постройки».
Маленькая ложь, но как же она возвышает Россию в глазах обывателя. Таким образом, получается, что уже в те древние времена, неслась слава русских мореходов, слава о русских судах. А дело ведь скрыто в одной маленькой вещи. В древнерусском языке буква «Ъ» всегда была. Но в ходе реконструкции российского языка, эта буква стала попросту изыматься. Там, где можно было выбросить гласный звук «Ъ» без ущерба для произношения, он выбрасывался. То есть просто бесследно исчезал. Например, на конце слова. Было ДОМЪ, а становилось ДОМ. Там же, где его нельзя было выбросить безболезненно, там он заменялся на гласный звук или согласный. Особенно это активно было проделано в подделках летописей, при Екатерине ІІ, когда везде в слове «РУСЪКИЙ», холуйские ко двору императора историки, убрали твердый знак «Ъ», и заменили его местами на букву «С». Вот и получается теперь эта свистопляска, что вместо «русЪких флотоводцев», уже в те древние времена, были «русские флотоводцы». Вместо «русЪких кораблей», победы на морях одерживали «русские корабли». Ловкая и изворотливая подмена, и уже получилось, что тысячу лет, как минимум, на морях и океанах плавали не русичи, а русские. Везде, в этих повествованиях необходимо было бы писать «РУСЪКИЕ флотоводцы, РУСЪКИЕ суда, РУСЪКИЕ дружины. Вот тогда, читатель понимал бы, что речь идет не о российских, а РУСЪКИХ. Иными словами о флотоводцах, победах на море, судах РУСИ, а не России. И никакой не Киевской Руси, ибо была веками одна РУСЬ, со столицей Киев.
Да Бог с ними, с теми лживыми историками времен Петра І и Екатерины ІІ. Но ведь историю можно было бы писать в согласии с требованиями орфографии дня сегодняшнего. А именно: «мореходы Древней Руси, суда постройки времен Древней Руси, флотоводцы времен Древней Руси. Сразу всё становится на место. Однако продолжим наше исследование.
«В конце VIII или в начале IX века новгородский князь Бравлин с моря, напал на византийские владения в Крыму, захватил Сугдею (Сурож) и разорил побережье от Херсонеса (Корсунь) до Корчева (Керчи). В 813 г. русские (оказывается, уже тогда, были русские) совершили набег на остров Эгина в Эгейском море. Во второй четверти IX века, они разорили малоазийское побережье Чёрного моря в районе Синопа. В 839 г. послы русского князя прибыли в Царьград (Константинополь) для заключения договора о дружбе. Договор не сохранился, но сохранившиеся более поздние договоры князей Олега и Игоря с Византией дают представление о содержании этого договора. В таких договорах устанавливались мирные отношения между Русью (слава Богу. хотя бы здесь Русь, а не Россия- авт.) и Византией, оговаривались условия торговли русских купцов в Царьграде, указывались меры для охраны мореплавания и помощи судам, потерпевшим бедствие. Византийское правительство получало права нанимать славянских воинов в свою армию. С русской стороны отчётливо выражается стремление сохранить экономические и политические интересы Руси и особенно – право свободного плавания в Чёрное море, что приносило большую выгоду. Византийский император Константин Багрянородный оставил подробное известие о том, откуда и как ходили русские в Царьград (Константинополь) для торговли. По словам его, русские суда приходили в Царьград из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода».
Заметили, какой, чистой воды хуцпизм, какая наглость и ложь на каждом шагу? Не понимаю, почему этот термин до сих пор не вошел в дискуссионные клубы Украины и России. И там, и тут на политическом олимпе дискуссий его очень не хватает. Где-то я вычитал, что слово «хуцпа» происходит из еврейского языка, и оно уже вошло во все европейские языки. Оно означает верх цинизма, пик нахальства, которые парализуют оппонента, ту сверхнаглость, которая от начала была главным большевицким приемом в политической борьбе. Как говорил Ленин: «Действительное впечатление можно произвести лишь сверхнаглостью».
Конечно, вы заметили, что в повествовании об истории российского флота, речь идет не о русичах, не о славянах-русичах, а о русских, о русских судах, о русских флотоводцах. Здесь интересно наблюдать, что в Московском царстве и в его владениях вплоть до времен Петра І понятия не имели о кораблестроении. Как известно, первый корабль был построен московитами лишь только в 1636 году, да и тот затонул. И лишь спустя 30 лет, уже при Петре были построены первые два военных корабля, на которых царь покорил Азов.
Так ведь недолго и к Колумбу примазаться, к первооткрывателям и покорителям Австралии и Южной Америки. А до чего же могут дойти «умники» из Интернета? Им только дай повод и они докажут, что и конкистадоры были русские? Да что там говорить: вот так почитаешь и поверишь, что и римляне были русские. Как же, исторически установлено, что основателями Великого Города были Ромул и Рем, братья-близнецы, они же и братья-враги. А вот некоторые мастера всякой галиматьи, даже из российских академиков утверждают, что это именно этруски, жившие на северо-западе Италии в I тысячелетии до нашей эры, в действительности были "русскими", они же и основатели Рима. Дело в том, что и Россия, по их мнению, возникла во II тысячелетии до нашей эры. И этруски были славянами, они были восточными славянами из Смоленщины, и позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его жителями. То есть в Риме уже тогда звучал славянский язык. Один из профессоров российского университета, на полном серьезе утверждает, что британцы происходят от россиян, что Рим учредили "русские", а человечество появилось вследствие аварии межзвездной экспедиции руссов. Дело, видите ли, в том, что в те времена у россиян была традиция выгонять древних хулиганов куда подальше. Этим "куда подальше" оказались британские острова. "Ученая" дама в России нынче объясняет, что тогда Британия была под ледником, а традицию выгонять правонарушителей англичане сохранили, заселив своими хулиганами Австралию. Еще перед тем, как засылать, русским хулиганам "брили" головы, "срезали оселедец" (!), отсюда и происходит слово "брить" (Британия). Конечно, всё это галиматья.
Не следовало бы, и писать об этом. Но ведь пишут же некоторые люди, эту самую, галиматью, а некоторые и верят в нее.
«В те далекие времена торговля с Царьградом, и вообще, с тамошними странами, была выгодна, и она «так процветала и была так обширна, что Чёрное море долго было называемо Русским, ( по мнению российских историков-кудесников- авт.) подобно тому, как Балтийское от разъезжавших по нему варягов – Варяжским».
На картах Европы времен Римской Империи Черное море везде обозначено как «Понт Эвксинский», нынешнее Балтийское море – как «Северное море». Лишь только россиянам, ну так хочется, чтобы было по-ихнему, оно называлось Русским. Славяне по картам европейских картографов в те времена заселяли территории нынешней Польши. На нынешней Украине размещались и гунны, и готы, и сарматы, и остготы. А вот на землях нынешней России были обозначены племена финно-угров.
Так все же, возвратимся к «нашим баранам». Российские историки в дальнейшем повествуют, что «…развитие Российского флота связано с походами на Византию русских князей Олега, Игоря, Святослава и др.» (Снова хуцпа, наглая ложь. Россия не имеет абсолютно никакого отношения к этим событиям, как и Царство Московия-авт.)
«В 907 г. князь Олег, как повествует летопись, предпринял большой поход на Византию. Его конница шла берегом, а 80 тысяч пехоты плыли на 2000 судах по Днепру и далее Чёрным морем до Царьграда. Поход увенчался успехом, греки выплатили большую дань, Олег в знак мира повесил свой щит на воротах Царьграда и вернулся в Киев. Следствием этого похода было заключение выгодных для Руси договоров с Византией в 907 и 911 гг., по которым русские (Ну почему не КУПЦЫ РУСИ? – авт.) купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе. Договор 911 г. – древнейший письменный договор, дошедший до наших дней, первый известный документ русской дипломатии. Князь Игорь в 913 – 914 гг. на 500 судах предпринял поход против хазар. В 941 г. князь Игорь на тысяче ладей (как утверждают историки) вошёл в Чёрное море. Флот Византии воевал с арабами, и русская флотилия напала на побережье Босфора Фракийского (пролив Босфор). В 944 г. Игорь вновь пошёл в поход на Византию. Русские суда подошли к устью Дуная. Византийцы, ослабленные борьбой с арабами и болгарами, выплатили руссам большую дань и в этом же году подписали в Киеве мирный договор. В 964 – 967 гг. сын Игоря князь Святослав предпринял ряд походов против Хазарского каганата. Он подчинил висячей и волжских болгар, плативших дань хазарам, разгромил войска Хазарского каганата и занял хазарские города Саркел (славянская Белая Вежа), Итиль и Семендер, подчинил ясов (осетин) и касогов (черкесов). Разгромив хазарскую столицу, Итиль в 988 г. в соответствии с русско(???)-византийским договором 971 г. князь Владимир Святославович (980 – 1015) послал в Византию русский??? отряд. Однако Византия, как уже не раз бывало, не выполнила своих обязательств. В ответ Владимир в 989 г. предпринял очередной морской поход на византийские владения в Крыму, осадил город Корсунь и захватил его. Падение Корсуни заставило Царьград выполнить договор. Постоянные попытки Византии подчинить Русь своему влиянию в 40-х гг. XI в. привели к новому столкновению. В 1043 г. Русь вновь предприняла морской поход на Константинополь. 499 ладей с 20 тысячами воинов подошли к Боспору Фракийскому и встретились у маяка Фар (Искрест) с византийским флотом. Это морское сражение оказалось неудачным для руссов: «греческий огонь» с византийских судов и начавшийся сильный шторм уничтожили множество русских (???) судов. Около 6 тысяч русских (???) воинов с погибших судов собрал воевода Вышата и попытался пробиться по суше, но его обессиленный отряд был окружён, большинство воинов погибло в бою, а остатки (800 человек) были захвачены в плен, приведены в Константинополь и ослеплены».
И на завершение этой лживой трескотни «Истории российского флота», уж совсем умопомрачительная ложь.
«Существует в России распространённое мнение, что русский флот основан сравнительно недавно Петром Великим; однако в действительности он по праву может считаться более древним, чем британский флот. (Русский флот более древний? Да тут историки совсем заврались- авт.) За сто лет до того, как Альфред построил первые английские военные корабли, русские (???) участвовали в ожесточённых морских сражениях, и тысячу лет тому назад именно русские были наиболее передовыми моряками своего времени».
Из приведенного выше видно, что российские историографы развитие российского флота целиком привязывают к истории морских сражений флота Руси. Ну, а если быть объективным и реально представить все «доблестные» победы российского флота – что же мы увидим? Давайте в хронологическом порядке обо всем и поговорим. Опустим из нашего повествования феодальное государство – Новгородскую республику. Всем известно, что в поисках добычи и новых промысловых районов новгородцы плавали и на северо-запад, к Коле и Печенге. Здесь руссы-новгородцы столкнулись с норвежцами, оспаривавшими право владения и сбора дани с древнего местного карело-лопарского населения. Норвежские походы против биармийцев (так норвежцы называли карелов и лопарей, обитателей Карельского перешейка – Биармии) начались ещё в IX в., новгородцы со стороны моря появились в Коле и в XII в., а борьба за Биармию между Новгородом и Норвегией длилась несколько веков с переменным успехом. Новгородцы со своими союзниками-карелами предприняли ряд дальних морских походов в 1271, 1279, 1302, 1303, 1316, 1323 гг. В Новгородской IV летописи есть сведения о морском походе двинян в 1320 г. на Мурманы (Норвегию) под командованием новгородца Луки и предводителя ушкуйников Игната Малыгина. Но будем реалистами. Ведь всё это ничуть не относится к доблестным победам московитов.
«К концу XV в. великий князь Московский Иван III завершил политическое объединение русских земель, и с того времени Московское великое княжество впервые в источниках стало называться Русским государством» (Ложь чистой воды. Никто в мире в те времена не знал такого государства. Знали, как Царство Московия – авт). «После присоединения Запорожья к России (точнее к Московии – авт.) в 1686 году самостоятельные походы украинского казачества на Чёрном, Азовском и Каспийском морях прекратились. А в 1709 г. по указу Петра I была ликвидирована Запорожская сечь». (Российская империя была наиболее жестокой и беспощадной до украинского народа. По великому счету, это началось после победы Петра І в Полтавской битве. После этой победы, Петр приложил все усилия, чтобы до основания превратить украинцев в своих рабов. Империя осознанно, без малейшего основания, украла у Киева и украинского этноса само слово – Русь и присвоила его Московии, которая в начале XVІІІ столетия по всей Европе и в самой Москве называлася – Московия, или Московское государство. А народ - московитами – авт. )
«В 1636 г. на Нижегородской верфи русские мастера, (а если быть точным, мастера Московского царства – авт.) спустили на воду корабль «Фредерик» для плавания шлезвиг-голштинских послов в Персию. Корабль был вооружён пушками, его экипаж (включая посольство) состояло из 78 человек. 15 сентября «Фредерик» прибыл в Астрахань, в октябре вышел в открытое море и 14 ноября потерпел крушение у берегов Дагестана».
Такова было участь первого достойного судна, построенного в московской земле, руками московитов и из леса московских земель. Строение военных судов в Московии, начатое голштинцами и ограничившееся одним кораблём, возобновилось опять через 30 лет, но уже не иностранцами, а по непосредственному распоряжению правительства Московского Царства. По указу царя на верфях в селе Дединово на берегу Оки в 25 верстах от Коломны осенью 1667 г. голландцы начали строить военный корабль, яхту, бот и две шлюпки.
«26 мая 1668 г. Полуехтов доносил царю, что корабль спущен и доделывается на воде, а яхта и шлюпка «поспеют в скором времени». Во второй половине сентября царь получил новую «отписку» от Полуехтова: «корабль, и яхта, да два шлюпа и бот сделаны совсем. И щеглы (мачты) на корабле, и на яхте, канатами и векшами укреплены, а больших канатов, на чём кораблю и яхте стоять, не сделаны… Трёхмачтовый барк «Орёл» имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м, экипаж 58 человек. По прибытии в Нижний Новгород на корабле были установлены 22 пушки (железные пищалки). 31 августа 1669 г. «Орёл» в сопровождении яхты прибыл в Астрахань. Плавание от Нижнего Новгорода до Астрахани продолжалось 65 дней, корабль неоднократно садился на мель, несмотря на присутствие лоцманов на борту, и потерял четыре якоря (современные теплоходы проходят этот путь за 6 суток)».
Основателем российского военного флота является царь Пётр Великий. И это факт. В начале 1696 года построенная в Воронеже эскадра в составе 2-х кораблей, 23 галер и 4 брандеров спустилась по реке Дон к Азову. Авангардом из 8 галер командовал сам царь под именем Петра Михайлова. В результате происшедших боевых операций крепость Азов была взята русскими, точнее – московитами, а часть турецкого флота разбита. Именно с этой победы московитов и берет начало серия славных подвигов их мореходов.
«Начиная с 1702 года, идет активная работа по созданию Балтийского флота. К 1719 году одержаны победы над Шведским флотом и весной 1721 г. Пётр уже имеет на Балтийском море большой флот из 27 линейных кораблей, 12 фрегатов и 170 больших галер, не считая мелких судов. В 1722 г. Пётр начал войну с Персией. Для этого он построил на Волге флотилию в 250 судов, посадил на неё армию, в результате одержал победу как на море, так и на суше. Каспийское море сделалось «русским внутренним озером». Великими трудами и подвигами Императора Московское царство обратилось в мировую державу. Созданный Петром флот дал возможность России «ногою твёрдою стать при море». После смерти Петра Великого в 1725 г. при слабых его преемниках в эпоху переворотов российский флот пришёл в запущенное состояние и упадок. И лишь при Екатерине ІІ он снова был приведен в божеский вид. В 1768 г. Турция объявила России войну. Одним из самых ярких событий этой войны является Чесменское сражение (1770 г.). В ночь с 26 на 27 июня авангард русских кораблей под командованием С. К. Грейга ворвался в бухту и в завязавшемся бою уничтожил турецкий флот. На Чёрном море к началу войны флота не существовало, т. к. Россия не владели берегами этого моря. В 1771 г. русская армия при поддержке парусных и гребных судов под командованием адмирала Алексея Сенявина заняла крепость Керчь. В 1774 г. турецкий флот, пополненный новыми судами после разгрома при Чесме, появился у Керчи. Алексей Сенявин в жестоком сражении одержал над ним победу».
Именно эти успехи российской армий и флота принудили Турцию к миру, который был заключён 10 июля 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции, а в 1783 г. Крымский полуостров был присоединён к России. В это же время в Севастопольской бухте было начато строительство порта – главной базы Черноморского флота. Такое присоединение Крыма к России было абсолютно необоснованным юридически, так как по мирному договору России предоставлялось лишь только право иметь покровительство над автономным Крымом. Такое покровительство России длилось ровно 170 лет. 600 лет Крымом владела Греция, 135 лет Османская империя и лишь 170 лет Россия. Как известно, в 2014 году Россия аннексировала Крым у Украины.
«В 1787 г. Екатерина посетила Крым. Тогда на Севастопольском рейде было сосредоточено уже 48 боевых судов».
Летом 1787 г. Турция потребовала от России возврата Крыма и вслед за этим объявила России войну. В июне русская линейная эскадра в составе 7 кораблей и 10 фрегатов под командованием контр-адмирала Войновича вышла в море из Севастополя. Авангардом её командовал командор Фёдор Фёдорович Ушаков. У острова Федониси (3 июля 1788 г.), несмотря на численное превосходство турок, Ушаков фрегатами атаковал головные суда турецкого флота и привёл их в замешательство. После этого турки пали духом и ушли в Босфор. После неоднократных попыток Турции атаковать русский флот сражения заканчивались поражением турецкого флота. 31 июля 1791 г. Ушаков с 6 кораблями и 12 фрегатами атаковал турок у мыса Калиакра и разбил их флот. В результате блестящих побед российских армий и флота Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она должна была навсегда отказаться от Крыма. Выдающимся флотоводцем был и Дмитрий Николаевич Сенявин, который в 1807 г. в Дарданельском и Афонском сражениях разгромил турецкий флот, способствовал утверждению манёвренной тактики флота. С 1825 г. он командовал Балтийским флотом.
«В 1827 г. для защиты населения Греции от турецких зверств была образована коалиция России, Англии и Франции. Каждая из этих держав послала к берегам Греции эскадру кораблей. Турецкий флот стоял на якоре в бухте Наварин (Южная Греция). Произошёл жесточайший бой, в результате которого турецкий флот был уничтожен. Решающую роль сыграла русская эскадра графа Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг флота противника. Разгром турецкого флота способствовал победе России в русско-турецкой войне 1828 – 1829 г. и национально-освободительной борьбе греческого народа. Война кончилась Адрианопольским миром, согласно которому Греция была освобождена. Торговые суда всех национальностей получили право свободного прохода через турецкие проливы».
Конечно, уместно здесь вспомнить и доблестное открытие окна для России в Тихий океан, когда в 1849 г. капитан 1 ранга Невельской, командир шхуны «Байкал», пришёл в устье реки Амура, бывшее до того времени неисследованным, и поднял там русский флаг. Это послужило поводом для присоединения Амурской области. Таким образом, Россия вышла на Тихий океан.
Нам известно, что 14 сентября 1853 г. Турция объявила войну России и заняла российские пограничные посты на Кавказе. Российский флот вышел в море. У Босфора произошло несколько удачных боёв между российскими и турецкими паровыми судами. Победа под Синопом фактически стала последним успешным сражением российских военных моряков. 18 ноября 1853 г. российский флот вступил в бой с турецкой эскадрой. В результате все турецкие суда были уничтожены и береговые батареи разрушены.
Вот на этом и завершаются славные подвиги российских моряков. Победы, которые одержала Московия, а при Петре І и Россия, завершились уже при Екатерине ІІ 14 сентября 1883 года. Здесь ни убавить и ни прибавить. Победоносное шествие российских моряков, начавшееся с покорения при Петре І Азова в 1696 году, завершилось победой в российско-турецкой войне 1828-29 годов и победами под Синопом в 1853 году. Ну а дальнейшие события уже совсем не украшают моряков России. В дальнейшем исследовании мы с вами неоднократно сможем в этом убедиться. Начиная с 1853 года и по сегодня, вся трескотня о величии и легендарных подвигах российских моряков – вымысел, легенда, или же просто МИФ. По моему убеждению, черная полоса в истории российских моряков началась в 1853 году. Победы сопутствовали им лишь 157 лет, а вот сплошное поражение на мировых водах не покидает российский флот вот уже 161 год.
«Англия и Франция выступили в поддержку Турции, и в декабре 1853 г. их флоты вышли в Чёрное море. Россия имела на Чёрном море 12 парусных линейных кораблей и несколько мелких пароходов. Главное командование дало приказание о затоплении русских кораблей поперёк входа в Севастопольскую бухту для заграждения входа в неё. Корабли были затоплены, а личный состав был переведён на береговые укрепления крепости Севастополь. Черноморский флот перестал существовать. 5 октября 1854 г. началась героическая защита Севастополя, длившаяся 11 месяцев. При защите крепости пали геройской смертью адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин – все трое выдающиеся моряки. Война окончилась Парижским миром, по которому Россия обязалась не иметь флота на Чёрном море».
В 1871 г., пользуясь международными затруднениями во время франко-прусской войны, Александр II отказался от унизительных для России частей Парижского трактата 1856 г., воспрещавших ей иметь флот на Чёрном море. Царь фактически нарушил условия мирного Парижского договора и принялся создавать новый, паровой флот. Снова и снова Россия повторяет свои враждебные действия. Проиграли – заключили мирный договор, нарушили условия договора – захватили и присоединили.
В 1877 г. началась русско-турецкая война. На Чёрном море Россия почти не имела морской вооружённой силы. Турция же обладала современным броненосным флотом. Фактически на этом легендарные победы «славных русских моряков» завершились. Уже при Александре III Россия создала на Черном и Балтийском морях мощные бронированные флоты. Но они так и не нашли своего какого-либо боевого применения, тем более, не имели практически никаких успехов на море.
Как известно, в ночь на 27 января 1904 г. произошло нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре. Японский флот превосходил российский на Дальнем востоке всего в 1.3 раза. Но потерпел российский флот в этих сражениях полный крах. Порт-Артур пал, и эскадра престала существовать. На помощь флоту спешили корабли Балтийского флота во главе с вице-адмиралом Рожественским. 14 мая 1905 г. у островов Цусима произошло сражение между 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского (всего 30 боевых кораблей, 228 орудий) и японским флотом (всего 121 боевой корабль, 910 орудий). Победу одержал японский флот, имевший превосходство в силах, артиллерии, бронировании кораблей, скорости и др. Уцелели 4 крейсера, в том числе «Аврора», и 2 эсминца. Разгром русского флота в Цусимском сражении предопределил поражение России в русско-японской войне.
Давайте на примере легенды о героической стойкости моряков крейсера «Варяг» рассмотрим, как вообще, такие легенды появляются на свет.
В действительности крейсер, принявший участие в обороне Порт-Артура от японцев, получил известность через патриотический фольклор в качестве образца героической гибели вместе с экипажем в бою.
А на самом же деле экипаж спасся, корабль был затоплен самой командой, затем поднят японцами и восстановлен. Погиб "Варяг" позже в другом конце света - в Ирландском море и не с российской командой. Песни о "Варяге", ставшие основой путаницы, являются переводом с немецкого. Вот и всё, если кратко. Однако, давайте обратимся в своем исследовании к вахтенному журналу крейсера. В Центральном государственном архиве Военно-морского флота России в фонде 870 дела №30584 сохранился вахтенный журнал крейсера «Варяг». Таким образом, можно с высокой степенью достоверности проследить за неравным боем, который выдержал Руднев, командир корабля, и его экипаж. Думаю, уместно здесь вспомнить также, что в экипаже «Варяга» было три четверти украинцев из Волынской губернии Российской империи, то есть из Украины. Вот, что записано, в вахтенном журнале «Варяга» (далее цитаты из вахтенного журнала выделены курсивом):
6.00. — Побудка. Через полчаса — молитва и завтрак. Японский крейсер и два миноносца снялись с якоря и ушли. К 7.00 все японские суда покинули рейд Чемульпо. На крейсере было построение, поднят кормовой и стеньговый флаги, произведена утренняя приборка и разведены пары в котлах №№16,17 и 18. Командир крейсера в 8.00 принял у себя капитана французского крейсера «Паскаль». Он уведомил Руднева о том, что на крейсере «Тальбот» собирается совещание капитанов всех иностранных судов.
9.30. Совещание открыл Бэйли.(Капитан английского корабля). В это же время Рудневу вручили пакет, полученный от российского консула Чемульпо Поляновского. В пакете оказался ультиматум адмирала Уриу: «Ввиду существующих в настоящее время враждебных действий между правительствами Японии и России я почтительно прошу Вас покинуть порт Чемульпо с силами, состоящими под Вашей командой, до полудня 27 января (9 февраля) 1904 года. В противном случае я буду обязан открыть против Вас огонь в порту. С.Уриу».
Руднев встал и прочел ультиматум вслух, на английском, потом перевел на французский. Присутствующие молчали. Затем капитан I ранга Бэйли отозвал в отдельную каюту капитанов французского и итальянского крейсеров. Им сказал, что если русские не покинут рейд, то до 16.00 британский, французский и итальянский крейсера уйдут из Чемульпо. Оба капитана молча согласились. После этого все вернулись к Рудневу и объявили ему решение. Капитан I ранга Руднев ответил, что выйдет в море и будет драться с японцами, но просит коллег проводить «Варяг» и «Кореец» до выхода в море. Бэйли ответил: это невозможно, так как это нарушение нейтралитета.
Здесь, как мне кажется, необходимо некоторое разъяснение. Дело в том, что на то время Россия и Япония уже находились в состоянии войны. Англия, Франция и Италия придерживались нейтралитета. Но, если бы Руднев принял решение принять бой в акватории гавани, это грозило бы гибели и кораблей, страны которых придерживались нейтралитета. Всем командирам кораблей было ясно, что финалом этого сражения будет большой взрыв и затопление «Варяга». Капитан первого ранга Руднев был человеком чести. Он встал и сказал по-французски: «Значит, мой корабль — кусок мяса, брошенный собакам? Ну что ж, мне навяжут бой — приму его. Сдаваться я не собираюсь, как бы ни была велика японская эскадра». В каюте повисло неловкое молчание. Руднев вышел.
10.00. Командир возвратился на корабль. Он решил прорываться из гавани в море и там, дав бой, попытаться уйти на северо-запад в Порт-Артур.
Однако Всеволод Руднев не знал о налете японцев на Порт-Артур, о тяжелых повреждениях российских броненосцев от японских торпед, об этом он узнает из французских газет уже на борту крейсера «Паскаль». А того, что артиллерия «Варяга» практически бессильна против японской, так как снаряды непригодны для поражения противника, ни командир, ни его боевые товарищи так никогда и не узнали.
10.15. Командир собрал офицеров в кают-компании, объявил им о начале военных действий и дал каждому соответствующие инструкции. Офицеры единогласно приняли решение — в случае неудачи взорваться и ни в коем случае не отдавать крейсера в руки неприятеля. Впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Взрыв было поручено произвести ревизору крейсера, мичману Николаю Черниловскому-Соколу. Решение идти на прорыв и принять бой на рейде считалось удобнее: 1) узкий рейд не давал возможности маневрировать; 2) исполняя просьбу японского адмирала, имелась слабая надежда, что японцы выпустят с рейда и из шхер и дадут сражение в море, что было предпочтительнее, так как в шхерах приходилось идти определенными курсами и, следовательно, нельзя было бы использовать все средства нападения и защиты».
Итак, решение было принято: необходимо всеми силами попытаться преодолеть узость рейда, выйти в открытое море и там попытаться уйти на северо-запад в сторону Порт-Артура. Если бы Руднев знал о том, что Порт-Артур уже блокирован, то прорываться надо было на юго-восток и, обогнув Корейский полуостров, направиться к Владивостоку. Но история не имеет сослагательного наклонения.
10.40. Склянки пробили — «вино и обед».
11.00. Команда и оркестр выстроились на шканцах. Руднев вышел вперед и сказал: «Сегодня получил письмо от японского адмирала о начале военных действий и предложение оставить рейд до полудня. Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Ми не сдадим ни крейсер, ни самих себя, сражаясь до последней возможности и капли крови. Исполните ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать... Пойдем смело в бой за веру, царя и отечество, ура!» Над палубой крейсера трижды прокатилось могучее «ура!». Как эхо прокатилось «ура!» и на «Корейце». Его слышали на иностранных судах, слышали и японцы, уже захватившие Чемульпо.
Из вахтенного журнала известно, что На «Корейце» служил вольнонаемным крестьянин с Киевщины, кок Криштофенко. Командир «Корейца» капитан ІІ ранга Беляев предложил ему сойти на берег, так как присяги Криштофенко не давал и его участие в бою было не обязательно. Но кок отказался покинуть судно. Он ответил: «Умирать, так всем вместе, ваше высокоблагородие. Я буду биться вместе с вами». Командир назначил кока подносчиком снарядов на кормовое орудие.
11.10. Прозвучала команда «Все наверх, с якоря сниматься!» Через десять минут «Варяг» уже шел медленным ходом мимо английского и итальянского крейсеров к выходу с рейда, имея их на левом траверзе. «Кореец» шел на левом траверзе, прикрываясь мощным бортом крейсера, на котором были подняты все флаги боевого расцвечивания. Матросы и офицеры надели чистое белье, парадную форму и награды, судовой оркестр играл национальный гимн. На английском и итальянском крейсерах команды и караулы наверху провожали криками «Ура!». На итальянском крейсере играли наш гимн. Через пятнадцать минут пробили боевую тревогу. Японская эскадра в числе шести крейсеров и восьми миноносцев была расположена в строю пеленга от острова Иодолми, к северному проходу, прикрывая оба выхода в море. Неприятель был на юго-западе, причем впереди стояли крейсера, а миноносцы держались за ними. По сведениям с иностранных судов, в состав эскадры противника входили крейсера «Асама», «Нанива», «Така-хихо», «Хиода», «Акаше» и «Нитака».
11.45. «Раздался первый выстрел с крейсера «Асама», ...вслед за которым вся японская эскадра открыла огонь». «Варяг» произвел пристрелку кормовым орудием, потом дал залп правым бортом бронебойными снарядами. Третьим снарядом противника было разрушено правое крыло переднего мостика, начался пожар в штурманской рубке и был перебит фок-ватр. Первыми погибли младший штурман, мичман граф Алексей Нирод и дальномерщик, несколько человек были ранены. Вышла из строя дальномерная станция № I, определявшая расстояние до противника для стрельбы. Крейсер отвечал бронебойными, японские суда — шимозами. Японская эскадра накрыла крейсер: было подбито орудие №6 и погибли все комендоры. Мичман Губонин был тяжело ранен, но продолжал командовать стрельбой, пока не упал. Начали гореть зарядные патроны с бездымным порохом, но комендоры потушили пожар. Были подбиты два орудия главного калибра и три — противоминной обороны. Последующий японский залп разрушил боевой грот-марс, уничтожил дальномерную станцию №2, подбил два орудия малого калибра. От взрыва, проникшего через палубный люк, загорелись матросские жилые помещения, но их быстро потушили. «Варяг» жил и продолжал идти вперед. Он вел артиллерийскую дуэль с японским флагманом «Асама», стараясь вывести его из строя. Тем временем в атаку на крейсер пошел японский миноносец, но первый же залп с «Варяга» пустил его на дно. Вскоре отвернул и «Асама», и место мателота занял «Такашико», но буквально за считанные минуты в японский крейсер попали три снаряда главного калибра. Густой черный дым окутал и крейсер «Нитака». Но остальные японские суда засыпали «Варяг» градом снарядов.
12.05. Крейсер прошел траверз острова Иодолми — до открытого моря было уже «рукой подать», когда было перебито рулевое управление. Второй снаряд разорвался у фок-мачты: осколками, влетевшими в боевую рубку через проход был контужен в голову Руднев, убиты штаб-горнист и барабанщик и тяжело ранен в спину рулевой старшина Снегирев, легкое ранение в руку получил ординарец Руднева квартирмейстер Чибисов. Таким образом, крейсер лишился командования и управления, маневренности.
Без фуражки, в запачканном кровью мундире, командир вышел из рубки и прокричал, перекрывая шум боя: «Братцы! Я жив. Целься вернее!» Однако отсутствие маневра решило исход первого и последнего боя «Варяга» — Руднев приказал идти обратно на рейд и там взорвать крейсер, который, получив пробоину в подводную часть левого борта, начал давать левый крен.
12.40. Японцы, не желая попасть своими снарядами в иностранные суда, прекратили огонь. «Варяг», не доходя стоявшего на рейде итальянского крейсера, остановил машины и отдал якорь. За час боя крейсер выпустил 1 тыс. 105 снарядов, потопил миноносец и вывел из строя три крейсера противника, но получил такие повреждения, которые полностью исключали возможность продолжения боя. Теперь Руднев должен был уничтожить корабль и спасти команду от плена.
13.35. Проведя совещание с офицерами на верхней палубе, Руднев на французском катере отправился к Бэйли, «где заявил, что намерен уничтожить крейсер за полной его непригодностью». Бэйли не возражал. В это время почти у самого порта Чемульпо прогремел взрыв: «Корейца» подбросило в воздух, и, расколовшись на несколько частей, он быстро ушел под воду, а по рейду пошла сильная волна. Увидев это, Бэйли попросил Руднева не взрывать «Варяг», а затопить его. Руднев согласился и покинул британский корабль.
13.50. Командир вернулся на корабль и сообщил о решении, принятом им и британским капитаном. Офицеры согласились. К крейсеру подошли катера и шлюпки с иностранных судов. Вначале на них погрузили раненых, потом матросов и офицеров.
15.30. Вся команда покинула крейсер. Старший и трюмный механики... открыли клапана и кингстоны и тоже покинули крейсер. На судне оставался командир и боцман, чтобы удостовериться, что оно погружается.
15.50. Командир и боцман перешли на катер с «Паскаля», ожидавший их у трапа. Руднев нес с собой корабельные документы, боцман — кормовой флаг крейсера, гюйс. Флаг на мачте спущен не был. Катер отвалил от борта. «Крейсер «Варяг» постепенно наполнялся водой и продолжал крениться на левый борт. Кормовая часть его была уже в воде.
16.10. Крейсер «Варяг» погрузился в воду, легши совсем на левый борт.
На этой фразе оборвалась запись в вахтенном журнале корабля-героя. Итак, Руднев крейсера врагу не сдал, экипаж в плен не попал. Из 535 человек, бывших до боя на корабле, погибли 30, ранено 85 матросов, старшин и офицеров. Около ста моряков получили незначительные раны. Через два дня на том месте, где затонул «Варяг», всплыли еще два трупа трюмных матросов.
Подведем итоги боя.
Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» — 52 снаряда (орудия корабля были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира огнём «Варяга» был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными; официальные японские источники утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.
«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6" орудий. На «Корейце» потерь не было. По мнению командира «Варяга» корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений, как утверждает Руднёв, оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, а сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Однако в 1905 году после подъема корабля японцами и корабельные механизмы и большая часть 6" артиллерии оказалась совершенно годной и корабль своим ходом ушел в Японию. Был затоплен также российский пароход «Сунгари».
Японцы постарались разукрасить победу — газеты сообщили о том, что весь экипаж «Варяга» погиб. Иностранные газеты, вышедшие 9 февраля 1904 года, напечатали, что на «Варяге» погибло 17 офицеров и 456 старшин и матросов. Естественно, что это перепечатали и российские газеты, так как ни Руднев, ни российский консул Поляновский из Чемульпо ничего в Петербург или Владивосток сообщить не могли — связь блокировал японский десант.
Экипажи судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию.
Итак, из всего выше приведенного, вырисовывается следующая картина. То, что личный состав «Варяга» вел себя достойно, не сдался врагу, вел ожесточенный бой и не попал в плен – всё это выглядит патриотично и геройски. А с другой стороны – они выполняли свой долг, были преданы своей родине и присяге. Сказать, что это было героическое сражение – никак нельзя. Все, произошедшее здесь, на море, подлежит уровню события, но никак не грандиозной победе. Это всё не выглядит каким-то успехом, стратегической или тактической победой даже одного единственного корабля.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй в качестве крейсера 3-го класса под названием «Сойя». Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход на Гавайи и в Северную Америку для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.
Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Сойя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 22 марта 1916 года в японский порт Кобе прибыла российская команда и приняла от японских военных моряков легендарный крейсер. 5 апреля 1916 года «Варяг» пришел во Владивосток. Кораблю затем предстоял дальний переход, он прошел два океана, несколько морей и 17 ноября 1916 года бросил якорь в гавани Александровска (г. Полярный), войдя в состав Императорской Флотилии Северного Ледовитого океана под флагом командующего отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. Однако крейсер нуждался в ремонте котлов и машин. Такой ремонт можно было осуществить на фирме, которая строила «Варяг», — на верфях Крампа в Филадельфии. В условиях разгара подводной войны Германии против стран Антанты и США в Атлантике посылать крейсер в Филадельфию для ремонта было бы, по крайней мере, неразумно. Поэтому российское морское ведомство договорилось послать «Варяг» на ремонт в Англию. 25 февраля 1917 года крейсер поднял якорь и взял курс на Ливерпуль. Команда принимала участие в ремонте, и к сентябрю того же года «Варяг» должен был вновь стать в строй. «Варяг», впоследствии, ремонтная фирма решила продать на слом другой, ирландской фирме. Во время перехода в судоремонтный завод, крейсер наскочил на камни в Ирландском море и полузатонул в 500 метрах от шотландского побережья.
Чтобы окончательно развеять миф о героических подвигах российского флота, приведу еще некоторые примеры бездарности его командиров и начальников различных российских служб. В морских боях русско-японской войны российские комендоры стреляли болванками, а японские — шимозами, которые взрывались даже при соприкосновении с водой и плавили металл при касании с кораблем противника.
Во время боя «Варяга» с японской бригадой крейсеров адмирала Уриу около Чемульпо обнаружилось, что часть снарядов, выпущенных крейсером по противнику, не разрывалась. В то время на этот факт некому было обратить внимание. Когда после цусимской трагедии началось расследование причин поражения и к нему подключили как эксперта академика А. Крылова, выяснилось, что кто-то из артиллерийского управления флота посчитал необходимым в снарядах и зарядах для судов, направлявшихся через тропики на Дальний Восток, повысить процент влажности пироксилина. Предполагалось, что тропическая жара может привести к самовозгоранию пересушенной взрывчатки. Нормой влажности считалось 10—12%, а для «Варяга», 2-й Тихоокеанской эскадры адмирала Рожественского и 3-й Тихоокеанской эскадры адмирала Небогатова установили влажность в 30%. Матросы «Варяга» грузили в артиллерийские погреба своего крейсера снаряды, не зная, что при попадании в противника сработает только пироксилиновая шашка запального стакана снарядной трубки, а пироксилин, помещенный в снарядном корпусе, не взорвется.
Все это выяснилось уже после гибели «Варяга» и кораблей 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр в Желтом море. Крылову доложили о весьма загадочном факте: в 1906 году, во время матросского восстания в Свеаборге после обстрела крепостных фортов эскадренным броненосцем «Слава» оказалось, что артиллеристы броненосца не видели разрывов своих снарядов. Когда матросское восстание подавили, артиллеристы, решив проверить этот феномен, съехали на берег. То, что они увидели, поразило их: все или почти все снаряды были целыми. Дело в том, что броненосец «Слава» также был назначен в поход на Дальний Восток, но открылись неполадки в машинах и его оставили в Кронштадте. Однако боезапас он уже получил.
Накануне первой мировой войны российский военно-морской флот имел 9 линкоров, 14 крейсеров, 66 эсминцев, 33 миноносца, 8 минных заградителей, 23 подводные лодки и значительное число вспомогательных судов. В ходе войны построено 6 линкоров, 1 крейсер, 29 эсминцев, 35 подводных лодок; появились морская авиация и первые в мире тральщики; впервые создано оперативное объединение (эскадра) из однородных тактических соединений флота и морской авиации; обогатилась тактика флота. Российские моряки прославили Россию выдающимися географическими открытиями и исследованиями морей и Мирового океана. Талантливые российские флотоводцы, учёные, изобретатели и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. Да вот, после побед над турецким флотом в 1853 году российский флот ни чем больше не прославился. Во время гражданской войны большинство кораблей как Балтийского, так и Черноморского флотов были затоплены, дабы не попасть в руки врага и лишь в советское время были отстроены. Фактически новыми кораблями пополнились как Балтийский, так и Черноморский флот. Вновь были созданы Тихоокеанский и Северный флот.
Во время Второй Мировой Войны советский флот ни чем себя не прославил. Ни единого морского сражения не было выиграно, флот лишь принимал участие в сопровождении кораблей союзников, направлявшихся в Мурманск и Архангельск. Северный флот, кроме того, в контакте с военно-морскими силами Великобритании и США обеспечивал внешние коммуникации. Весь личный состав кораблей фактически воевал на суше. Единственный успех в море – это победа подлодки Маринеско, потопившая крупный корабль с моряками-подводниками гитлеровской Германии.
Вот и все величие и легендарность Российского Флота. За 161 год - и ни единой победы на море. Лишь только есть песни о легендарном Севастополе, о том, как «врагу не сдается наш гордый Варяг» - и ни единой реальной победы на море. Российские историографы не покладая рук трудятся над созданием всевозможных легенд и мифов. Да их можно и понять. Надо! Для создания в умах россиян такой картинки годиться любая, даже самая гнусная ложь. Верх цинизма, пик нахальства, которые парализуют оппонента, сверхнаглость, которая от начала была главным большевицким приемом в политической борьбе, парализуют сознание человека. И этим в России всегда, и сегодня особенно, не гнушается никто, будь это замызганный писака газетенки или сам президент России.
Послесловие
В завершение моего краткого исследования, приглашаю вас на сайт http://the-cinema.ru/ . Введите в поисковик слова «Крейсер Варяг», и хотя бы бегло просмотрите этот фильм. В детстве, когда в нашем местном кинотеатре крутили этот фильм, я по несколько раз его смотрел. Какие баталии, какие мужественные лица, какое героическое сражение, какой пафос. В то далекое время, мы, дети совка, еще представления не имели о делении людей по национальности, не знали, что такое ксенофобия. У меня, когда я смотрел тогда кадры этого фильма, на глаза наворачивались слезы, от гордости за таких людей, что показаны в этом фильме.
В первые послевоенные годы все в СССР были относительно равны, все – бедные. Хотя, это уже точно МИФ. Общество в СССР было расслоенное, общество сплошного неравенства, по сути дела, кастовым обществом. Места в лучших вузах (и, соответственно, лучшая работа в последующем) были заранее распределены среди сынков и доченек "блатных". Обычным людям в этом плане вообще ничего не светило. Для узкого круга номенклатуры в стране действительно был построен настоящий коммунизм. Они постоянно ездили за границу, лечились в спецбольницах и обследовались в спецполиклиниках, отоваривались в спецраспределителях и спецмагазинах. Для них функционировали спецателье, которые шили им эксклюзивную одежду. Обычным людям во все эти закрома доступ был жестко закрыт – а именно там можно было получить товары и обслуживание приемлемого качества. Номенклатура была освобождена от очередей на покупку жилья, автомобилей, и более того, им все это полагалось вне очереди. По сути, для номенклатуры в стране действовала параллельная валюта – "чеки Внешпосылторга", которыми можно было отовариваться в спецмагазинах с широким набором импортных (давайте назовем вещи своими именами – западных) продуктов и товаров. Обычным гражданам СССР в эти магазины доступ был заказан. Мало кто знал о действительных событиях в стране, о голодоморе, о зверствах НКВДистов. Свято верили в торжество коммунизма и партии. Однако, всё было далеко не так. Взять, к примеру, Бандеру, и национально-освободительное движение в Украине. Какие только зверства не приписаны этому человеку и его сподвижникам, об Украинской Повстанческой Армии, об украинских националистах. Но ведь, всё это точно МИФ. Теперь рассекречены все материалы того времени. Пожалуйста, идите на улицу Владимирскую в приемную СБУ Украины, делайте запрос и смотрите документы обо всем этом. Всё, что знают люди из бывшего СССР о Бандере – МИФ. Этот МИФ был нужен для укрепления власти коммунистов в СССР. Как огня они боялись национального движения народов. Теперь мы только узнали, что в Харькове и Кировограде были созданы специальные школы по подготовке военных для работы на территории Западной Украины. Туда подбирались люди, хорошо знавшие украинский язык. Много времени уделяли в учебе вопросу отработки их украинского западного диалекта. После завершения учебы в таких школах, бойцы НКВД, переодетые в форму бойцов Украинской Повстанческой Армии, забрасывались в районы, где действовали силы УПА. Там они творили страшные вещи, тем самым дискредитируя патриотов Украины. Для власть держащих в СССР были нужны такие МИФы. Как оказалось, нужны они и теперь, нынешнему руководству России. К примеру МИФы о зверствах майдана 2013-14 гг, о зверствах Правого Сектора и националистах.
Хотя прошло всего четверть века с тех пор, как развалился СССР, но мифов и разного рода выдумок о тех временах становится все больше и больше. Как ни покажется странным, но больше всего мифы о СССР, как и миф о возможном членстве Украины в ЕС и НАТО, популярны среди людей пожилого возраста. Это, наверное, характерно, человеку проще верить в миф и жить мифом, чем смотреть на реальность и переживать реальную жизнь со всеми проблемами и невзгодами. Сладость любого мифа всегда приманивает и будоражит. Но МИФ остается МИФом, а вот реальность – она более жесткая, но интересная.
Свидетельство о публикации №217011800760