Армейский фольклор

    Большую часть своей жизни я прослужил в армии. Прошел в ней все должности – от курсанта военного училища до заместителя командира бригады. Закончил в свое время академию, служил и в войсках и в штабах. Поэтому одинаково хорошо знаю и как выглядят паркетные генералы и чем пахнут солдатские портянки. Сменил за четверть века службы семь гарнизонов, расположенных в различных уголках нашей страны. Еще той, большой, которая  когда-то называлась Союз Советских Социалистических Республик.  Причем места службы у меня были самые экзотические – от лесов Украины до песков Средней Азии и от разводных мостов в Ленинграде до побережья Тихого океана на Камчатке. Офицером штаба Туркестанского округа мне не раз и не два довелось побывать в Афганистане когда там была война. Позже, в 95-ом пришлось в составе огнеметного батальона повоевать в Чечне. Уже в окопах. Поэтому как выглядит война я тоже знаю хорошо. Причем знаю как она выглядит как снаружи, так и изнутри. Видел,  как на фоне разваливающейся страны продажные политики в середине 90-х разваливали нашу армию. Когда половина офицеров звена рота-батальон-полк, имея боевой афганский опыт, ничего не могли сделать на этой, новой для них войне, потому что сверху шли команды :«Фу! Стоять!!!». И они стояли. Стояли, размазывая по своим щекам чеченскую грязь и слезы бессилия. Но сделать не могли ничего. И только русский солдат - грязный, полуголодный, необученный, вывозил на своем горбу то, что натворили тогда политики. Вывозил ценой своего пота и своей крови, зачастую вывозил ценою собственной жизни. И он вывез это. Да не существует в мире таких задач, которые бы не смог выполнить русский солдат! Просто не существует. По определению. Жаль только, что гибнуть ему при этом часто приходится. И гибнуть не потому что он слабее противника или хуже вооружен, а потому что очередная мразь наверху решала  какие-то свои меркантильные вопросы, а потом его подставила.
   И при всем при том я глубоко благодарен нашей армии за то, что она была в моей жизни. Я и сегодня ни на секунду не сомневаюсь в правильности своего выбора,  который я сделал сорок с лишним лет назад, когда у меня был тот самый возраст, когда «у меня растут года, будет мне семнадцать, кем работать мне тогда, чем заниматься?» Так вот у классика в том стихотворении было, что и «я бы в токари пошел», и «во врачи бы я пошел», а лично вот я поступил в военное училище. И нисколько,  кстати, об этом не жалею и сегодня. И всего, чего я добился в жизни, я обязан ей – нашей родной «несокрушимой и легендарной».
   Жизнь людей в армии все-таки очень сильно отличается от жизни «по эту сторону забора». Оно вроде бы и люди там такие же, и Отчизна у нас одна, и родственники наши все работают на заводах, в школах и на предприятиях, а вот все равно. Вот не объяснишь это, но как-то там все равно все не так. Приоритеты  что ли немного другие, или интересы чуть другие, или взаимоотношения чуть отличаются, но вот все равно – по-другому все в армии и все тут! Ну и конечно армейский язык. Тот язык, на котором общается-разговаривает народ в армии, никак нельзя сравнить с тем языком, на котором люди общаются на гражданке. Армейская речь – особый подвид русского языка. Оно вроде бы и алфавит тот же и слова те же, но все равно… Ну вот не владели ни Пушкин, ни Тургенев этим языком!  И дело тут даже не в изобилии ненормативной лексики, нет. Матом сегодня никого не удивишь. Дело в другом. В умении человека, прошедшем ”все тяготы и невзгоды военной службы” давать очень четкие и конкретные сравнения, присваивать неповторимые эпитеты любому действию, поступку или событию. Я до сих пор помню фразу, которой распекал нерадивого бойца за какой-то проступок старый прапорюга – старшина роты, когда я пришел в войска молодым  зеленым лейтенантом. Прапор его отчитывал–отчитывал, боец стоял, опустив башку в пол, а прапор ему : ” Ты что же, сука, стоишь, как В ЖОПУ Е…АНАЯ РЫСЬ?!”  Вот прошло с той поры около 40 лет, а я до сих пор не могу понять, почему ”в жопу”, почему ”е…аная” и почему именно ”рысь” ?! Но, согласитесь, звучит сильно?
     Собрались мы с однокашниками по училищу на встречу выпускников. И под шашлычок,  под водочку, естественно начались разговоры про службу. Все послужили достаточно, помотались по войскам, поездили по гарнизонам нашей ”необъятной”, ну и в разговорах затронули тему армейского фольклора. Вспоминает мой товарищ со взвода : ”А вот у моего комбата была любимая фраза : ” И  тихо должно быть так, что б слышно было как кошки в ночи ПЕРДЯТ!”  Ну вот скажите,  в каком офисе, на какой фабрике или стройке можно услышать такой перл? Нет, мат-то конечно можно услышать легко. Причем самый изощренный, но вот такое разве на гражданке где услышишь ?!
      Мой комбриг, когда ругал бойца за какой-нибудь проступок, добивал его обычно фразой :”Да у тебя, мудака, наверное, и отец с матерью были родные брат и сестра!” А чего стоит его фраза на доклад одного из начальников служб, что подчиненная прапорщица – начальник склада ушла на больничный c ангиной :”А не надо было хер горячий в холодном погребе сосать!”
    Решили мы как-то командир и замы вечером  после службы посидеть за стаканчиком–другим. То ли окончание проверки какой отмечали, то ли отъезд очередной комиссии, не суть…  Ну как водится обычно, водка закончилась, душа потребовала продолжения банкета, принимаем решение заехать в один из местных полуприличных кабаков, который работал допоздна. Сели за стол, нас человек шесть, все подполковники-полковники, а за соседним столом сидит компания мажорной молодежи. И показалось нам, что один из парней отпустил какую-то шутку в нашу сторону… Поднимается мой комбриг, человек-глыба, ростом 196 сантиметров и весом под 120 кг, подходит к приятелю этого шутника, нежно кладет ему руку на плечо и говорит, показывая пальцем :”А другу этому своему передай, еще раз пиз…нет что-нибудь, я его танцевать приглашу. На медленный танец”
     Ну вот как тут не вспомнить легендарного Михалыча из ”Особенностей  национальной охоты” – ”Тост должен быть кратким. Как выстрел!”


Рецензии