Лихие 90

Шли лихие 90 . Так  потом  станут писать о годах, когда  мы все пережили тяжёлое время.То, что происходило в Москве, со стрельбой и гибелью людей, мы наверное так сразу и  не поняли. Мы  жили в СССР, работали и строили планы на будущее .Нам платили зарплату и ни у кого не болело сердце, что мы можем лишиться этой  работы. Думаю, что до многих не доходило то, что показывали по телевизору.Потом республики стали обретать свою независимость.Отделяться от России, создавшей и вырастившей их.Страну стали резать и растаскивать по кусочкам.Волки не замечали народ, который всё это создал, построил.Они рвали куски с мясом и дурели от запаха крови. Аппетит возрастал и началась прихватизация страны. Деревни и сёла были брошены на стол жирующих.Богатые откормочные совхозы , почему то , стали не рентабельны.Куда то пропадал скот и техника.Стали появляться какие то незнакомые директора.Всё, что можно было, куда то увозилось. Зарплату не платили годами.Нужно было кормить детей.Директор откормочного совхоза воевал с банками.Не понимал, почему не дают кредит на ГСМ,на воде трактора не работали.Поля не засевались и кто то выше сидящий ждал результата, когда можно забрать эти совхозы тёпленькими. Первое время директор вертелся, как уж на сковороде. В прямом смысле слова.Он днями мотался по краю и искал, на каком предприятии согласятся обменять свою продукцию на мясо.Мясо менял на сахар, гречку, растительное масло, муку , рис. Нам один месяц, на зарплату , могли выдать мешок гречки и растительного масла 30 л.На другой месяц, мешок сахара и муки.Потом мясо на Дальзаводе, во Владивостоке, поменял на мотоблоки МТЗ-12.50% совхоз отдал мясом, а 50% стоимости только деньгами.Рабочие тоже должны были заработать какие то хоть деньги.Тогда пошло в ход, страшное для нас , слово миллион. 350.000 руб, в селе взять негде.Кто-то мне подкинул идею, возить во Владивосток лук со своего огорода. Я с 82 г выписывала журнал" Приусадебное хозяйство и много читала за такие мотоблоки. Очень хотелось иметь  такую технику в хозяйстве.Но тогда купить её было негде.А тут появился такой шанс.Первый раз поехала на поезде и поразилась.Поезд Владивосток-Чугуевка , был набит битком.Оказывается весь г .Арсеньев возил такую же продукцию Кто со своего огорода, а кто перекупал на базаре у бабулек.Первый раз я всё продала  очень быстро и в обед уже сидела на вокзале. Потом только мне рассказали. почему я продала быстро.Лука я вязала помногу,  и арсеньевцы  скупили у меня  почти весь лук.Потом разделили и денег взяли больше в несколько раз, чем я. Как говорится, дураков учат и нашлись хорошие люди, которые меня многому научили.Как вязать лук, как давать сдачу, как не разевать рот, что бы деньги не украли.Целых два месяца, я день рвала лук,мыла и вязала его. Складывала в мешки в час ночи я уже ехала на поезде.День торговала и ночь ехала домой. День собиралась и опять ночь ехала на базар. А ведь дома две коровы и большое хозяйство, огород 60 соток.Трое детей помогали и коров доить и кушать  сами варили.Муж , весь светлый день  в поле.Но главное, что деньги  мы заработали все вместе.Мотоблок нам совхоз привёз к дому.Деньги мы отдали, остальные деньги совхоз высчитал у мужа из зарплаты.Как радовались сыновья, что весной им уже не нужно будет копать мне грядки под лук и другие овощи. В селе луку сажали много.Из Находки приезжали фуры и скупали лук тоннами на корабли.Потом развалился и этот вид дохода , лук уже некуда было девать, а мне этот лук очень помог.Радость от того, что купили мотоблок прошла.Наступил август и опять  появилась  головная боль.Двоих детей , нужно собрать в школу.Тогда я стала возить помидоры, огурцы,  спаржевую фасоль ,вязала зелень,для засолки огурцов.Дома , варила сыр из молока.Появились постоянные клиенты  на сыр.Детей в школу проводила.Сентябрь прошёл спокойно, было тепло. Стала смотреть зимние куртки, а они уже малы.Опять нам помог огород.Тыквы у нас было посажено 30 соток. Уже на мотоблоке, возили тыкву к дому. Сын ручной пилой резал и раскладывал тыкву.Мы втроем выбирали  из тыквы семечки, подсушивали на улице.Топили печку в летней кухне и целую неделю  уже хорошо сушили  семечки .Потом ещё семечки 2 дня жарили.  Семечек, набрали два мешка белых, из под сахара.Опять повезла семечки во Владивосток, на базар. Детям купила куртки, шапки, всё, что нужно.Сейчас вспоминаю это тяжёлое время и становится страшно. Огород нас выручал не один год.А вот как людям прожить в городе, когда не давали зарплату, что вырастили на даче, успели украсть "добрые люди". В октябре получаю письмо от подруги из Уссурийска. Пишет, что зарплату не дают много месяцев.Денег уже никто не занимает. На даче выкопали картошку,ещё молодую, выдрали все овощи .Троих детей кормить нечем.Варим последнюю лапшу на воде.Подруга ничего  не просила. просто ответила на моё письмо.Делать нечего, друзья они на то и друзья, что бы помогать в трудную минуту. Муж зарезал шестимесячного бычка и мы разделили мясо моим родителям и подруге.Себе мы резали кроликов.Нагрузила я опять 2 полных мешка.Положила картошки, луку, свеклы, морковки,наварила сыру, насыпала в мешочки рис, гречку, налила растительное масло 3 л. На автобус и припёрлась до подруги в гости.Время прошло. всё забылось. а в том году. мне подруга и говорит,ты знаешь, а ведь когда ты привезла нам мясо и овощи, вы же нам спасли жизнь. Я не знаю, как бы мы выжили. Я всю зиму варила супы с мясом.Татьяна, большое вам спасибо. Вот самая большая награда для меня, что  я уже давно забыла . а подруга помнит. Нашей дружбе уже 36 лет.Потом я много лет, забирала её двоих детей к себе в село, на лето. Своё молоко, творог, сметана , свои овощи и клубника с огорода. Дети питались нормально, а в  городе подруге было уже легче  прожить вдвоём с мужем.Сейчас дети подруги говорят, что эти года, что они приезжали к нам на лето, было самое лучшее  время в их детстве. Вот так мы и жили, в лихие 90 годы.Земля во все времена кормила людей.Кормила она и нас.Кормила земля и моих родителей в войну. Землю нужно любить и пока будет жить село, в стране будет порядок.Только вот село умирает и спасения  мы не видим.Хотя надеемся.Ведь надежда , умирает последней.


Рецензии
Татьяна, спасибо за рассказ! Я то же пишу про лихие 90-е- "Сатана" нас спасет и нам поможет. Буду посещать вашу страничку. С уважением Александр.

Александр Богатых 2   26.02.2017 12:45     Заявить о нарушении
Спасибо большое.

Татьяна Улеско   03.03.2017 05:22   Заявить о нарушении