Детский дом. Рассказ 5

Дорогие мои читатели, Катя вам рассказала о детском садике в ярких благостных красках! Так было на самом деле, ничего не приукрасила. Сегодня она вам поведает о другом детском учреждении, и картина будет совсем другая. Существует выражение: «Пройти через Огонь, Воду и Медные трубы!» Это о человеке, которому выпало на долю много трудностей, тяжелых испытаний. Такому теперь ничего не страшно, у него всё уже было. И огонь, и вода, и медные трубы. Но все по порядку…

1965 год. Катя закончила среднюю школу, получив Аттестат о полном среднем образовании и Свидетельство о присвоении квалификации воспитателя детского сада. Катя решила уехать из города своего детства и юности и устроиться работать по специальности в другой город или поселок. Поступать в институт на дневное отделение она не решилась без поддержки родителей, а на заочное опоздала. Это может только показаться, что легко устроиться на работу воспитателем. Тут надо учитывать, что будущему работнику, только что исполнилось 18 лет. Это  худенькая, маленькая девочка без жизненного опыта, жилья, средств существования, необходимых вещей. 

Все ее поползновения в эту область заканчивались крахом, заведующие детскими садами смотрели на нее с сомнением и отказывали. Но упорству Кати можно было позавидовать, она поехала в областной отдел народного образования и оставила заявление с просьбой о трудоустройстве. Оставалось только ждать. И вот, наконец, она получила долгожданное письмо. В нем ей предлагали работу в детском доме, который находился территориально между Москвой и аэропортом Внуково. Близость к «авиации» ее порадовала, была у нее когда-то заветная мечта работать бортпроводницей после просмотра фильма «Еще раз про любовь». Любовь ее тогда мало интересовала, а вот романтика полетов привлекала. Но мечта эта ей казалась неосуществимой и была вскоре забыта. Катенька была реалисткой и напрасно голову себе не заморачивала.

Катя собрала необходимые документы, в том числе и медицинскую справку формы 286. Много мороки было…  Наконец, она поехала устраиваться на работу. В Москве добралась на метро до станции «Юго-Западная», дальше автобус на Внуково. В автобусе она увидела летчиков и стюардесс – небожители! Недосягаемая мечта! Но Катя решила, что у нее началась полоса везения. Вышла Катенька на своей остановке - впереди был лес и надо было пройти еще 2 км. Дорога ее не утомила, лето, солнышко, птички поют – красота! Наконец, вот оно вожделенное место ее работы. Заведующая приняла ее с улыбкой в отличие от предыдущих, пожелала ей успехов и предложила посетить группу, в которой Кате предстояло работать. Катя отдала ей все свои справки и пошла на предполагаемое место работы.

Вот тут-то идиллия первой встречи закончилась. Ее встретила молодая хорошенькая воспитательница с сочувственной улыбкой. Ее звали Машей, она была лет на 5 старше Кати. Группа была большая, но какая-то неприбранная, игрушки в хаосе валялись по всей комнате, шкафы, столы и стулья были обшарпанными, занавески на окнах унылыми и старыми, линолеум потертый. Но еще больше ее поразили дети. Они были неприбранными, пострижены одинаково некрасиво, одежда старая, потускневшая от многочисленным стирок, а колготки с дырами на коленках и пятках. Катя решила, что этим детям она поможет выстоять в этих неблагоприятных условиях, согреет их своим теплом. Она присела возле одного мальчика и что-то ласково сказала ему. А ребенок замахнулся на нее довольно большим кубиком, который держал в руке. Катя быстро уклонилась, а кубик попал в окно. Стекло треснуло. А дети стали смеяться, прыгать и кричать что-то обидное. Катя растерялась и поняла, что она с ними не справится. Тут подключилась Машенька, утихомирила детей и увела ее подальше от них. Так Катя до конца дня и просидела в сторонке.

Вечером они с Машей  вышли из здания, выбрали лавочку подальше и Катя услышала ее печальный рассказ. Маша сюда приехала из Якутска, проработала в детском доме 3 года, а сейчас решила вернуться домой. Катя пришла на ее место. Жить ей предстояло тоже на ее месте, снимать угол в частном доме, спать за печкой у пожилой хозяйки. В поселке было мало частных домов, но был еще один большой – дом для душевно больных людей, почти рядом с детским домом. Приехав сюда, Маша решила, что обоснуется в Подмосковье, будет учиться в вузе заочно, выйдет замуж, и все в ее жизни будет хорошо. Но, как оказалось, выбраться из поселка можно было только в светлое время суток, вечером было в лесу опасно ходить из-за близости не совсем адекватных людей. Встреча в темном лесу с сумасшедшим не сулила ничего хорошего. Так что о позднем возвращении в этот, забытый Богом поселок, можно было и не думать. Маша добавила, что по лесу Катя шла летом, днем. А каково идти осенью или зимой в слякоть, дождь и холод?

- Катя спросила, - Почему дети такие злые? 
- А какими они могут быть? – ответила Маша, - Это детишки от неблагополучных родителей, у большинства расстроена психика. Здоровых детей усыновляют еще совсем маленькими. А эти никому не нужны.
- Катя поинтересовалась, - Может быть, их плохо кормят?
- Нет, кормят их нормально. Никому не хочется идти по статье, - отвечала Маша, – Если и воруют, то немного. Детей здесь жалеют, только помочь им нечем.
- Уезжай-ка ты утром отсюда. - добавила Маша, - Я постарше тебя была, когда сюда приехала, да и опыта было побольше, а все равно не выдержала.

Катю определили на ночь в изолятор в отдельном домике, в котором детей в это время не было. Спать предстояло на маленькой детской кроватке. Катя лежала не раздеваясь, свернувшись клубочком, и думала, что же теперь делать? Работать здесь она не сможет, не справиться ей с детьми ни по молодости, ни по мягкости характера, а улыбчивая заведующая может уговорить ее остаться. Да и несчастная  Маша стояла  перед глазами. И тогда она решилась на побег. Стыдно за свою слабость, но другого пути Катюша тогда не видела. Она лежала и ждала рассвета. В три часа ночи начало светать. Катя вспомнила, что у заведующей остались все справки, добытые с таким трудом. Но она тихонько вышла из домика. Два километра лесной дороги она прошла быстро. Только ее угнетало сознание, что она сможет жить нормальной жизнью, а бедные детишки уже никогда. Так что в СССР тоже не все было хорошо. Может быть, были и более благополучные детские дома, но Кате встретился вот такой - неприглядный.

Продолжение следует…


Рецензии