Месть женщин

На вопрос матери в середине прошлого века к моей прабабушке: «Были ли супружеские измены в крестьянских семьях в дореволюционной России?» Бабушка, пошамкав беззубым ртом, ответила: «Ну а куда денешься от молодости-то!» Были внучка, были.   Но, такого разврата, как сейчас, не было. В то время, слово родителей для детей было законом. Переступить его почти ни кто не решался, потому что мог остаться  со своими  проблемами один на один. Не каждый мог решиться на это. Ведь молодой семье в деревне предстояло строить дом для жилья, обзаводиться скотиной и в первую очередь лошадью. Нужно было справляться с полевыми, сенокосными работами, выкупать и заготавливать лес, да и питаться без коровы, кур, овцы и свиньи во дворе, было сложно. Поэтому больные и ленивые семьи сразу попадали в батраки, в зависимость от помещика.  Ведь земли-то своей не было. Земля была дорогая, чтоб выкупить по душевую, нужны были большие деньги. И приходилось таким бедолагам долгое время горбатиться на барина. А барин за  поблажки для семьи молодого бедняка, мог позабавиться с его женой, и соблазнить рублём повзрослевшую дочь. Барин чувствовал себя полновластным хозяином в своей усадьбе и безнаказанно совершал любые действия осуждаемые  обществом и церковью.
    Браки по воле родителей были непререкаемы. За девушкой, выходившей замуж, давалось приданое и, чем богаче была семья девушки, тем богаче приданое, тем краснее была и невеста. Парню тоже выделяли домашний скот, угол в доме, помогали в строительстве  дома. Все хозяйственные работы тоже делались семейно, сообща. У совсем бедных, при выдаче их девушек замуж, учитывали их физическую крепость и трудолюбие, тоже и у жениха. Вот по этому, браки по любви были не в моде и уступали бракам по расчету.
   Дети в крестьянской семье рождались ежегодно. Растить их одной матери было трудно. Как правило, помогали ей в уходе за детьми девочки рожденные ранее. Поэтому девочек в большинстве семей не обучали грамотности, некогда им было учиться; в церковно-приходских школах обучали мальчиков – читать, писать и считать, что было необходимо при ведении хозяйства. Мальчиков с детства обучали уходу за лошадью: запрягать в повозки, распрягать, управлять повозками. Они были первыми помощниками у отцов. Из-за плохого медицинского обеспечения, соблюдения постов, не детской работы с измальства смертность среди детей была высокой.
Женщины - крестьянки раньше поголовно были неграмотны; я до сих пор расписываюсь крестиком. Все мы ходили в церковь, молились. Батюшки постоянно в своих проповедях напоминали о заветах Иисуса Христа, среди которых был и запрет на прелюбодеяние. Крестьяне свято верили в бога и старались выполнять все его заветы. Но, если согрешил, то должен был перед причастием исповедоваться батюшке в своем грехе и тогда, если постоянно молишься и просишь бога о прощении, то грех прощался. Ну а измены, как правило, начинались, когда девушка осваивалась в новой семье, обзаводилась детьми. У незамужних девушек бесчестие считалось великим грехом. Если такое случалось, то ворота дома, где жила девушка, пачкались дегтем. Это считалось величайшим позором для семьи девушки. И выдать замуж девушку с таким позором было почти невозможно, если за ней ещё и приданого было мало.
     Любовь замужних и вдов часто завязывалась  во время сенокоса на лугах, когда вся деревня работала совместно и при желании, можно было найти место для уединения. Осенью обычно  договаривались о встречах в церкви во время службы. В церковь приходили нарядные, красивые,  что девушки, и что мужчины. И вот какой-нибудь разбитной деревенский парень – красавец, как бы невзначай протискивался к понравившейся ему вдовушке или замужней женщине и вместо молитвы шептал ей на ухо, чтоб приходила вечером на гумно.
    - У него есть интересные новости.
Молодая женщина весь день маялась до вечера: идти на свидание или не идти? Но обещанные «интересные новости» соблазняли. Вечером она тайком, обманув домашних, пробиралась на гумно. А там при встрече своё дело делали молодые гормоны. И тогда уже продолжали они встречаться, пока их не разоблачали и, пока муж, а часто и жена не давали провинившимся хорошую взбучку. Разводиться тогда запрещалось церковными законами.
      Гумно -  это большой крытый сарай с большими воротами, в который свозились снопы ржи, других зерновых культур для осушки после жатвы. Строились такие сараи для нескольких семей. Из каждой семьи старшие часто посылали сына или сноху на гумно, чтоб проконтролировать  сохранность снопов, и предварительно оценить готовность урожая для обмолота. Здесь и происходили любовные утехи. При этом очень боялись огласки свиданий. Пробирались и на гумно, и потом с гумна осторожно, отдельно друг от друга, крадучись и часто оглядываясь. Очень боялись вездесущих детей, устраивавших свои засады на гумне ради детского любопытства. В сельской общине уделялось большое внимание общественному мнению. При изменах осуждались провинившиеся, особенно женщины. С провинившейся женщиной мужья запрещали общаться своим женам, гулящие женщины становились изгоями в деревне. Это также стимулировало соблюдению евангелической заповеди о прелюбодеянии. Но, не смотря на все строгости, случаи измены все-таки были.
     Были и курьёзные случаи. Об одном из таких случаев, о котором долго говорила вся деревня, я и расскажу тебе сейчас.
Две молодые женщины, полоская белье на речке разговорились о детях. Одна упрекнула другую, что у неё младшенький почему-то с тёмными волосами, хотя и она сама, и её муж рыжие. «Не от дьяка ли? - спросила молодуха, - ведь только у него из деревенских мужиков волосы тёмные». Та засмущалась и в свою очередь спросила: «А у самой-то в кого девка-то? Она тоже с темными волосами!»
        Ну, тут они и разоткровенничались. Поняли, что обе грешны и согрешили с дьяком. А когда поняли, что дьяк не любил их, а обманывал и шантажировал, то решили отомстить дьяку, а за одно и молодой красивой, и работящей соседке – Анастасии  подложить свинью. У красивой Анастасии дети были здоровые, сильные, похожи  на неё и на мужа. Муж Анастасии и сама она были работящими, а  семья - дружной.
        - Пусть не зазнается! Ишь! Красавица!
И договорились так: одна крадет с бельевой веревки расшитую ночную сорочку Настеньки и приглашает на гумно дьяка на свидание, а другая должна принести на гумно штоф водки с закуской.
          - Передашь мне водку и закуску, и я разложу всё между снопами на рогоже, и буду поджидать дьяка. А ты с сорочкой спрячешься за снопами и, когда он начнет приставать ко мне, я повышу голос, а ты выходи из-за своего укрытия. А дальше напоим, разденем его, и спать уложим в расшитой  сорочке Настеньки. Утром придут молотить снопы и увидят: и пьяного дьяка, и в чьей он сорочке.
          - Вот потеха будет!
Так и сделали.
Дьяк вечером, когда стемнело, пришёл на гумно по приглашению любовницы. Увидев на рогоже штоф с водкой,  хорошую закуску, и полураздетую молодую девушку, обрадовался. Сел на подстилку, выпил стакан и полез целоваться к полураздетой девушке. Та повысила голос и откуда, не возьмись, появилась ещё одна молодая красивая девушка, бывшая тоже  любовницей дьяка. Страсть к выпивке затмила разум дьяка, и он в компании своих прежних любовниц почти один выпил весь штоф. Немного покуражась, он быстро уснул. Девушки раздели дьяка до нага, одели на него  расшитую сорочку Настеньки, одежду дьяка сложили, связали узелком и положили рядом с заснувшим дьяком. С чувством выполненного долга, довольные, с улыбками обе женщины разошлись по домам.
       Утром на гумно пришла очередная семья, молотить цепами на току свои снопы и нашли на гумне, среди  снопов,  громко храпящего дьяка, укрытого рогожей. Они  с опаской разбудили священнослужителя и, увидев, что он голый и на нём расшитая женская сорочка, не могли удержаться от смеха. Опозоренный дьяк убежал в сорочке Настеньки с узелком своей одежды в руках, предварительно сложенной вечером его любовницами. Шатаясь, с трудом, в расшитой сорочке, добрался он до дома, где жена, увидев мужа пьяным и в одной лишь женской сорочке, учинила ему очередной допрос: почему пьяный, где ночевал, и почему в женской сорочке? На эти вопросы дьяк  не мог вразумительно чего-нибудь ответить. А Анастасия, когда снимала высохшее бельё в огороде  с верёвки, спросила у мужа, не снимал ли он её расшитой сорочки? Муж сказал, что не снимал, и они поехали в город на ярмарку, как и планировали. Поэтому, когда вернулись с ярмарки и услышали смешной случай с дьяком, то муж смеялся вместе с другими и свою жену ни в чём дурном не заподозрил. А дьяк, а вместе с ним и батюшка, после объяснений, получили из епархии наказание. Батюшке - выговор за разглашение тайности исповеди, а дьяк за систематическое прелюбодеяние был разжалован в монахи и отправлен в монастырь.
       Перед причастием все исповедовались о своих грехах перед батюшкой. И замужняя девушка – простушка, еще  не совершив прелюбодеяния, исповедовалась, что грех за ней имеется. Что  нравится работящий, женатый парень в деревне, за которого она ещё в девках мечтала выйти замуж. Что дьявол постоянно смущает её.             Батюшка после службы за праздничным столом за рюмкой водки все интересные исповеди пересказывал дьяку, который и пользовался полученной информацией по своему усмотрению: шантажируя невинных замужних женщин и вдов, провоцируя их в нарушении евангелической заповеди о прелюбодеянии.
Вот о таких изменах я помню, а о других не припомню. Строго было. Все знали заповеди Иисуса Христа и, боясь греха, общественного осуждения, строго им следовали. Про СПИД не слышали, не было в деревне и венерических заболеваний.
Январь 2017г.


Рецензии
Несмотря на грех прелюбодеяния, последний всегда присутствовал в народе. Как пишет Григорий Климов, Бог на небесах, а дьявол среди людей. Мне кажется, что в произведении довольно мало диалогов, которые могли бы украсить ваш рассказ. Удачи в творчестве.

Александр Аввакумов   04.04.2017 08:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.