30. Коммунисты и партия

30. Коммунисты и партия

     Многие, наверное, сейчас считают, что советский фильм режиссёра Юлия Райзмана «Коммунист» не правдив, что не было таких коммунистов, преданных делу партии. Образ рядового коммуниста Василия Губанова пронзительно создан и замечательно сыгран великим актёром Евгением Урбанским. Идея всей его жизни была служение людям. И он погибает ради этой великой идеи, как герой Данко из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль», который вырывает сердце из груди и освещает им путь потерявшимся в темноте людям.

     Такие люди были в жизни. Они верили в коммунистическую мечту – построение справедливого общества для людей, хотя сейчас в современном мире, насквозь пропитанном корыстью и эгоистической заботой только о себе родимом, уже никто в это не верит, и скепсис разъедает людские души.

     Целеустремлённость и бескорыстие – вот что украшало этих людей. Огонь справедливости и великого служения ради всеобщего блага сжигал их. Как назвать это фанатизмом или героизмом? В современной действительности одурманенные религиозным психозом люди во имя Аллаха жертвуют своими жизнями. И это поистине безумие. Но, если бы они отдали свои жизни во имя всеобщего блага, то их можно было бы назвать героями. В этом существенная разница между фанатизмом и героизмом.

     Анна Павловна в годы Великой Отечественной войны жила в Пермском крае. Лиза и Алик пребывали в ленинградском интернате, который был эвакуирован туда до начала блокады города. Он находился в Сайгатке. Она работала в сельпо бухгалтером, обслуживала этот интернат, часто приезжала и навещала детей. Работали днём и ночью. Сам интернат находился в лесу. Дети слышали, как ночью воют волки. Было очень страшно. Но это был тыл, самое безопасное место для сохранения детей. Здесь дети не знали голода и не видели страшных налётов фашистских мессершмиттов, бомбящих мирный город.

     Но город превратился в крепость. И под руководством коммунистов люди сплотились, чтобы выстоять и отстоять его. 990 дней и ночей! Люди, полуголодные, стояли у станков и производили оружие, защищали свой город. Это был настоящий подвиг человечества. Поэтесса Ольга Берггольц читала по радио свои стихи и старалась вдохнуть в людей веру в жизнь и нашу победу. Композитор Дмитрий Шостакович писал симфонии. И никто не отчаивался, хотя положение их было почти безнадёжным.

     Весь Советский Союз, его народ, затаив дыхание, следил за судьбой героического города, и он выстоял в борьбе и выжил, как выстояла страна в этой страшной войне. Да, была одна Коммунистическая партия. Но если бы политических партий было несколько или даже две, то разногласия и борьба между ними могли погубить великую идею победы над врагом. Как это бывало в Римской империи.

     Власть Коммунистической партии была единой. И она сплотила вокруг себя народ. А в мирное время ставила задачи, от выполнения которых зависела судьба страны.

     Говорят, власть портит. Да, чинуши, что стояли во главе партии, присвоили себе право иметь льготы и безбедно существовать в то время, когда народ лишён был самого необходимого и терпел нужду и голод. Началось перерождение верхушки, так называемой номенклатуры. К верхам стремилась масса прилипал, которые далеки были от священного служения людям, а рядились в красные революционные тоги. Они погубили саму идею. И народ постепенно перестал верить в саму идею и коммунистам, что стояли наверху.

     Но простой народ, рядовые коммунисты, оставались теми же честными, неподкупными, верящими в идею создания счастливой жизни для людей.

     Окончив школу, Лиза решила поступить в медицинский институт и стать врачом. Но в её городе в университете не существовало медицинского факультета, и она поехала на Украину поступать в Харьковский медицинский институт. Общежитие гудело от абитуриентов, как муравейник. Вечерами устраивались танцы прямо на улице. Играла музыка, и молодёжь во всю веселилась.

     Лиза познакомилась с одной москвичкой. Весёлая общительная девушка понравилась Лизе. Она красиво пела меццо-сопрано. Девочки просили её спеть, и она не упрямилась, а с удовольствием пела для них. Она часто убегала на танцы. – Лиля, - говорила ей Лиза. – Будешь думать больше о танцах, провалишься. Но девушка только смеялась.

     Однажды она пришла грустная и сказала, что деньги из дома не прислали, и ей нечего есть. – Да ты не волнуйся, у меня деньги есть, я тебя покормлю. И доверчивая Лиза начала содержать Лилю. Но девочки быстро об этом узнали и вывели обманщицу на чистую воду. – Лиза, ты её кормишь, а она бегает и покупает себе мороженое и пирожное. – Девочки, ну зачем вы так? Но девочки довели Лилю до слёз и заставили отдать долг Лизе.

     Сочинение Лиля написала на «тройку», а следующий экзамен по химии провалила и уехала домой, ни с кем не попрощалась, даже с Лизой, её спасительницей. После каждого экзамена в общежитии становилось всё тише и тише, освобождалось много комнат. К последнему экзамену на этажах было уже пусто. Однажды, когда девочки выходили из общежития, к ним подошёл мужчина и сказал: - За три тысячи примем в институт. – Что-о-о? – протянули девочки и убежали от него. – Вот аферист!

     Но дело было серьёзное. И правда сплыла наружу ровно десять лет спустя. В «Комсомольской правде» появилась разгромная статья, в которой рассказали о шайке-лейке из этого института, которая за деньги устраивала в институт денежных абитуриентов, то есть продавались оценки. Кто не смог заплатить, того заваливали. Их всех там разогнали. А где были коммунисты – партком? Небось тоже грели руки за эти левые деньги.

     Сдавать химию Лиза шла спокойно. Она знала материал больше школьной программы – обожала химию. После её ответа преподаватель был доволен и сказал: - Вы блестяще знаете предмет. Но сам смотрел на Лизу сверлящим взглядом, как шилом, как будто ждал подачку. Лиза вышла в коридор, её спросили: - Сколько? – Пять, - ответила Лиза. Каково же было удивление ребят и её самой, когда они открыли экзаменационный листок и заглянули в него. Там стояла «тройка»?! Все ахнули, ахнула и Лиза.

     Конкурс в институт был огромный – тридцать человек на одно место. Шансов для поступления не оставалось. Но Лиза продолжала сдавать экзамены. Общежитие опустело. Последним предстояло сдать экзамен по физике. Взяв билет, Лиза начала решать задачу, получился приблизительный ответ. Лиза испугалась. Физику она тоже любила, и в её аттестате по физике и химии стояли «пятёрки». Про экзаменатора ходили слухи, что она зверь и всех заваливает. Лиза взяла билет и подошла к экзаменатору и сказала, что сдавать экзамен не будет, протянула ей билет.

     Тут пришло время ей удивляться. – Как?! – воскликнула преподаватель. – Вы дошли до последнего экзамена и смеете отказываться держать испытание?! – гнев был искренним. – Я не решила задачу. – Покажите решение. Лиза протянула листок с решением. Экзаменатор воскликнула: - Правильно решила задачу. Иди отвечай. Лиза заработала «четвёрку», но пошла и тут же забрала документы, решила ехать домой. Пять дней она сидела на вокзале – не могла купить билет на поезд. В это время она бы уже узнала результаты экзаменов.

     Расстроенная, Лиза приехала домой и пошла в горком комсомола, чтобы её устроили на работу. И горком послал её работать в среднюю школу освобождённым комсоргом. Лиза работала вдохновенно. Организовывала всякие конкурсы, соревнования между классами. Но однажды, когда занятия детей в школе закончились, из горкома пришла директива – срочно разнести по домам какие-то листовки. Послать было некого. Лиза позвонила в горком и сказала, что надо сообщать заранее, потому что выполнять его некому. Задание оказалось невыполненным. Лизу срочно вызвали на бюро горкома. Её упрекали в нерадивости, в несолидности, ещё в чём-то. И так случалось несколько раз. Из-за чьей-то нерасторопности отвечала Лиза, была девочкой для битья.

     Когда Лиза успешно сдала экзамены и поступила в вуз, её опять вызвали в горком комсомола и отчитали по первое число: как она посмела, не получив разрешения на то их, – поступить в институт. Потом её поздравили. Но это их поздравление для Лизы было хуже горькой отравы. После этого девушка дала себе слово - никогда не занимать комсомольские должности. И строго придерживалась его.

     Коммунистическая партия руководила страной через парткомы. В вузах, на заводах и фабриках, предприятиях – везде работали парткомы – партийные комитеты. Лиза училась в институте хорошо, без «троек», но стипендию ей не давали, потому что считалось, что она – из обеспеченной семьи: на человека в семье приходилось больше пятидесяти рублей.

     Анне Павловне было тяжело: двое студентов, двое взрослых детей. Купить книги, учебники, одежду, еду. Лиза искала работу, помимо учёбы. И на четвёртом курсе она решила перейти на заочное отделение. Её вызвали в партком. Умудрённый опытом пожилой коммунист пытался убедить Лизу в неразумности её решения. Но, когда выяснилось, что девочка не получает стипендию, парторг заверил Лизу, что теперь это недоразумение устранят, и она будет получать стипендию. И вопрос был решён. В парткоме ей очень помогли.

     Настоящие коммунисты даже на пенсии не теряли связь с партией и старались в меру своих сил выполнять разные поручения. Анна Павловна стала пенсионеркой, но по линии горкома партии, на общественных началах работала много лет в партийной комиссии по разбору партийных взысканий: встречалась с людьми, беседовала с ними, проявляла большую выдержку и старалась помочь им. Её как старого ветерана высоко ценили и часто приглашали на все торжественные мероприятия, связанные с юбилейными датами.


               
               
    

    

      


Рецензии