Апология поэзии. Часть 1
- Почему и от кого надо защищать поэзию.
- Слуцкий и Мартынов.
- Личная жизнь поэтов.
- Читатели о поэзии.
Написать несколько слов о поэзии меня натолкнули воспоминания о старом своем товарище-однокласснике. Заметив как-то на его книжной полке несколько поэтических книжек, я начал интересоваться его мнением о прочитанном. Будучи человеком крайне застенчивым, он весьма неохотно делился своими впечатлениями. Да и были они достаточно односложны. Мы стали с ним обсуждать стихи современных поэтов, то, что я читал в то время. И вот, примерно через год он сказал мне, что благодаря этим разговорам заново открыл для себя поэзию, стал понимать ее глубже и тоньше. Своим пониманием поэзии я во многом обязан редколлегии журнала Юность 70-х годов прошлого века и в особенности Андрею Дмитриевичу Дементьеву, который по сей день ведет поэтическую страницу на радиостанции "Радио России".
***
- Дорогой, скажи, как ты ко мне относишься?
- Ты ведь знаешь, я люблю тебя.
- Да, но как ты меня любишь?
- Я люблю тебя очень сильно.
- ?
- Как звезды любят ветер.
Вот так и в поэзии, если звезды ветер не любят, то не стоит и пытаться писать о любви.
Назовем, для определенности, это особенное видение мира поэтическим. Понятно, что это поэтическое видение мира должно чем-то существенным отличаться от видения мира представителями естественных наук, математиками, финансистами и пр. Должен ли поэт при этом обладать особой проницательностью, восприимчивостью и какое значение тут имеет слово изреченное? Должен, но поэт не оракул и изреченное им не есть истина в окончательной инстанции.
Следуя за древними, мы должны признать, что сверхзадача поэзии, как собственно и других видов искусства, совершенствование человека, очеловечивание человека. Если вначале было слово и слово же, помимо прочего, отличает человека от животного, то слово в поэзии это главное, это основа основ.
Наконец, ритм и рифма. Это столь древнее изобретение человечества, используемое для буквального запоминания огромных по объему текстов задолго до появления письменности. Легкость запоминания стихотворных текстов, возможно, связана с самой человеческой природой, с ритмами сердечной активности, ритмами бодрствования и сна, зачатия и рождения. Объединяя ритм и рифму в едином свойстве, мы следуем традиции и не рассматриваем различные вариации поэтических произведений.
Итак, вот они, три кита поэзии: особое ("поэтическое") видение мира, точное ("правильное") слово и рифма с ритмом. Овладеем этими китами и можно браться за создание поэтических шедевров!
Засучим рукава. Что у нас на первое? Особое какое-то видение. Так видение у каждого, и без всякой на то учебы, особенное. Зададимся простыми вопросами: как мы видим, куда мы смотрим и на что надо смотреть? Чем видение тети Маши и дяди Вани отличается от взгляда поэта? К сожалению, ответить коротко и корректно на эти простые вопросы не прибегая к помощи философии, психологии и др. наук невозможно. Ограничимся некой констатацией факта, человек воспринимает факты окружающего мира через призму собственного я, которое зависит от множества факторов: времени, среды, образования, личных волевых и нравственных качеств, наследственных каких-то вещей и от божьего промысла, который совсем неизвестен.
Вот сразу за поворотом и самая чаща. Дремучий лес какой-то. Но отчаиваться не будем. У нас с собой поэтический компас и он укажет нам верное направление. Оказывается, при всем разнообразии восприятия и, следовательно, разнообразии стихов, интересовать нас будут только те, которые вызывают у нас сопереживания. С этим опять все не просто. Вспомним Высоцкого, в его стихах тоже часто видели не то, о чем он писал на самом деле. Так сопереживание может быть ложным. А как часто великие стихи мы не в состоянии понять только по причине своей необразованности. Но об этом потом. Итак, чем проще, естественнее поэтическое произведение, тем шире круг сопереживающих. Но здесь опять опасность вульгаризма. Растаскивая великое на цитаты, мы принижаем и опошляем его, т.к. за привычными словами уже нет картины мироздания. Увы, это судьба многих достойных произведений, если только они не настолько сложны и загадочны, что подлинный смысл их всегда ускользает, как улыбка Джоконды.
Вслед за авторами сайта «Антология русской поэзии» http://www.stihi-rus.ru/page3.htm будем считать , что русских известных поэтов у нас 100. Из них в школе изучается творчество не более 40. При этом в школьной программе имеется некоторый перегиб в сторону современных поэтов. И в тоже время в этом списке до недавнего времени не было Бродского, Хармса, Мандельштама, Варламова. Зато были Р. Рожденственский, Исаковский, Фатьянов и ряд других.
В недавней радиопередаче Михаил Веллер в ответе на вопрос по поводу известности некоей поэтессы высказал очень точную мысль о принципиальной невозможности самоокупаемости поэзии. Исключая времена Советской власти, всегда поэт должен был зарабатывать деньги на жизнь какой-то другой работой, если он не имел состояния. В синтетических жанрах, поэтам-песенникам, бардам, придворным поэтам еще прожить как-то можно. А вот чистая поэзия, по большому счету, интересует только исчезающе малую часть населения России.
Свидетельство о публикации №217011901750