К. Брюллов. Портрет сестёр Шишмарёвых

    К. Брюллов(1794-1881)ПОРТРЕТ СЕСТЁР ШИШМАРЁВЫХ.. (А.А.Шимшaрёвой, в замужестве Дурасовой
и О.А.Шимшарёвой, в замужестве Олсуфьевой 1839г, холст,масло,281х 213
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

  В 1839 году, уже став всемирно известным, русский художник Брюллов К П создает новую картину «Портрет сестер Шишмаревых».

       Сестры Шишмаревы — Александра Афанасьевна  (ум. 1893), первом браке Чернышева,  во втором Дурасова, и Ольга Афанасьевна, в замужестве Олсуфьева (даты жизни не установлены), — дочери А. Ф. Шишмарева, известного петербургского театрала и садовода-любителя,  и А. С. Шишмаревой (урожденной Яковлевой, происходившей из богатой купеческой семьи). Видимо, антуражем для портрета служили дачный дом и сад Шишмаревых в Новой Деревне близ Петербурга.

         Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф.Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).

    Через 12лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.

       Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая-казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая - представлялалась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музцировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.

       В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т.к они лошадьми не увлекались.

...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

       Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы.

       На первый взгляд сестры кажутся похожими, но если приглядеться, то видно их различие. Обе молодые девушки брюнетки, милые, грациозные с тонкими талиями и красивыми тонкими руками. От обеих сестер веет весельем и радостью.

         Снизу во дворе их ждут лошади, одна серая, другая гнедая, которых придерживает молодой человек, который будет их сопровождать. Его почти не видно, только красное платье. . Лошади тоже жаждут движения, это видно по их изогнутой шее и перебирающих ног, они бьют копытом.
Глаза девушек слегка прикрыты, это выдает их романтичность и мечтательность.http://nearyou.ru/kbrullov/5Shishm.html


Рецензии