Ahl Al-Bayt. Характер революционеров. Часть 2
Голос Пророка был ничем иным как призывом к общечеловеческому братству и единству. Он был преградой на пути власть имущих, посягающих на владения своих подчиненных. Он дал равные права всем, вне зависимости от социального статуса, - те самые права человека, о которых так пекутся в наше время всевозможные организации активистов. В его религии нет места дискриминации простого человека со стороны правителей, нет расового различия, нет гендерного превосходства, нет несправедливости, потому что все без исключения являются рабами Божьими, и только за Ним, Создателем, остается высшее и эксклюзивное право судить, потому что Он единственный - создающий и обеспечивающий нас средствами к существованию. Это был голос Пророка, освободивший женщин от угнетения мужчин, избавивший рабочих от несправедливости капиталистов и спасший рабов от деградации безоговорочного послушания своим хозяевам. (George Jordac. “Ali. The voice of justice”)
И в ответ на варварскую традицию арабских племен 7-го века голосом Пророка было сказано: “Не хороните заживо своих дочерей. Они столь же достойные создания Всевышнего, как и сыновья. Никому не дано право отбирать жизнь у других. Только Всевышний дает жизнь и забирает ее”.
“Помните! - говорил Мухаммед (мир и благословение ему) своим последователям, готовясь к очередной битве с многочисленной армией Кураиш, - не будте вероломными. Не нарушайте договора. Не убивайте детей, женщин, стариков, не трогайте монахов в монастырях. Не сжигайте финиковые пальмы, не рубите деревья, не разрушайте домов!”
Этот ультимативный призыв к милосердию, являвшемуся одним из составных элементов света божественного откровения, очень скоро был забыт. В течении всего нескольких десятилетий после смерти Пророка в 632-м году, созданная и сплоченная священным текстом Корана и неоспоримой харизмой Мухаммеда (мир ему и благословение), новая нация мусульман пережила две гражданские войны. Жертвами в этих кровавых бойнях пали многие приближенные Пророка. В коварных и хитроумных заговорах были убиты внуки Мухаммеда (мир ему и благословение). Борьба за власть стала главной осью, вокруг которой вращались всевозможные группы и секты со своими лидерами и последователями, часто подкупленными, часто запуганными, и готовыми пойти на любое преступление.
“Воистину, ты не имеешь никакого отношения к тем, кто разделил свою религию, создав секты. Со своими деяниями они предстанут перед Аллахом, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали.” (Quran, 6:159)
В предыдущей главе мы провели краткую характеристику личности Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя Пророка, а также связанных с ним исторических событий, определивших в дальнейшем ход истории мусульман.
Напомним некоторые из основных дат.
Итак, 632-й год. Пророк умирает, и в охваченном паникой городе наспех проводится закрытое собрание ближайших компаньонов Мухаммеда (мир ему и благословение). Несмотря на отсутствие на собрании представителей семьи самого Пророка, а также других его приближенных, принимается решение об избрании Абу Бакира первым исламским халифой. Позже, уже после похорон, Али ибн Абу Талиб возразит против такого решения словами: “Полагаю, что я больше подхожу на этот пост”, однако, несмотря на свое заявление, никаких действий против Абу Бакира и новой власти Али не предпринял. Пройдет еще полгода, прежде чем он официально признает Абу Бакира халифой.
Любопытным представляется тот факт, что после смерти Пророка ни один представитель Ансар (жители Медины, в свое время приютившие Пророка и других беженцев из Мекки и разделившие с ними все свое имущество) не получили ни одного командующего поста.
634-й год. Перед своей смертью Абу Бакр назначил новым халифой Умара ибн аль-Хаттаба, правившего Исламской империей в течении десяти лет, вплоть до своей смерти 3-го ноября 644-го года. Во время его правления было введено много новых административных должностей и органов правопорядка, без которых в наше время трудно представить современные государства. Умар был первым халифой, основавшим государственный департамент обороны - проще говоря, регулярную армию, а также учредившим отделения городской полиции, чтобы поддерживать порядок. Он организовал строительство каналов для проведения в города питьевой воды и воды для орошения. Он также позволил еврейским семьям вернуться в Иерусалим, где они были наделены соответствующими земельными угодьями. В то же время несколько противоречивый образ этого человека создает его указ о запрете проживания немусульман на территории Хиджаза, а также изгнание из Хиджаза еврейских семей. Тем не менее, именно в годы его правления была основана система пенсий и детских пособий. Будучи при смерти (Умар был смертельно ранен во время предрассветной молитвы персидским слугой), Умар назначил комитет из шести человек, призванный избрать нового лидера для мусульман.
644-й год. Очень любопытным здесь представляется процесс выборов. Из шести членов комитета, которые должны были решить между собой, кому передать бразды правления, во время совещания присутствовали только пятеро: Али ибн Абу Талиб, Усман ибн Аффан, Зубайр ибн аль-Аввам, Сад ибн Абу Ваккас и Абдур Рахман бин Ауф. Вскоре после начала совещания, Зубайр снял свою кандидатуру с голосования в пользу Али. В то же время Сад снял свою кандидатуру в пользу Усмана. Последовав их примеру, Абдур Рахман предложил также снять свою кандидатуру с голосования в пользу одного из двоих оставшихся кандидатов (Али и Усмана). Решающим в этом процессе стал вопрос, заданный Абдур Рахманом обоим кандидатам. “Согласны ли вы, - спросил Абдур Рахман, - в своем правлении следовать по стопам предыдущих халифов?” Али не задумываясь ответил, что будет следовать только Корану и постарается по возможности быть справедливым. В то же время Усман дал полное и безусловное согласие на поставленный вопрос, и таким образом, Абдур Рахман отдал свой голос за него (Masudul Hasan, Hadrat Ali, Islamic Publications Ltd. Lahore).
656-й год. Как и его предшественник, Усман был убит. Именно его смерть повлекла за собой неотвратимые события первой гражданской войны мусульман. Среди арабов известно такое выражение как “Усманова рубашка”. Все дело в том, что управляющий Леванта (или на арабском Шам) Муавия, заполучив окровавленную рубашку Усмана, который приходился ему двоюродным дядей, требовал отмщения за убийство своего родственника. Эту рубашку он повесил на всеобщее обозрение в мечети, для пущего обострения народного недовольства. Эту же рубашку он использовал как повод и символ своего непринятия нового халифы, которым на этот раз был избран Али ибн Абу Талиб.
Между тем, убийство Усмана, в котором обвинялась группа иракцев, выглядело весьма подозрительно. Так, известно, что в течении месяца дом Усмана был в окружении. Обреченный халифа писал письма к Муавии, взывая о помощи, однако племянник их напрочь игнорировал. Единственным, кто пытался прийти на помощь Усману, был Али, но у него не было достаточной вооруженной поддержки.
Природную ненависть Муавии к Али объяснить нетрудно, поскольку еще в 624-м году именно Али убил брата и деда Муавии в битве при Бадр. Эта ненависть очевидно передалась и сыну Муавии Язиду I. (из личных записей Али, Nahjul Balagha). Таким образом, в противостояниях между семьей Пророка и династией Умайядов можно проследить не только жажду власти со стороны последних, но также и отпечаток личной вражды, что придает описываемым событиям некоего личностного характера.
Любопытным представляется один инцидент из битвы между управляющим Леванта и армией Али. Известно, что еще при жизни Пророк уведомил своих последователей, что Аммар ибн Ясер, сын первого мученика за Ислам, будет убит предателями и лицемерами. И вот в 657-м году во время битвы при Сиффин погибает Аммар ибн Ясер, сражавшийся против Муавии на стороне Али. Вспомнив о словах Пророка, армия Муавии побросала оружие и отказывалась продолжать бой, понимая, что именно они оказались теми самыми предателями и лицемерами, о которых упоминал Мухаммед. Однако надо отдать должное сообразительности Муавии. Собрав свою павшую духом армию, он заявил: “Это не мы убили Аммара, его убил Али! Ведь это Али привел его с собой на поле боя!”
Cемья и последователи Али поддались жестокому давлению во всех возможных его проявлениях со стороны правящей элиты во время правления династии Умайядов. В ходу были регулярные публичные проклятия Али ибн Абу Талиба во время общих молитв вплоть до 717-го года, пока не были упразднены Умаром ибн Абд аль-Азизом, по материнской линии правнуком второго исламского халифы Умара ибн аль-Хаттаба (Madelung 1997, p.334).
661-й год. После того, как Али ибн Абу-Талиб был предательски убит во время молитвы (какие удивительные параллели тут можно провести с предыдущими и последующими кровавыми расправами над “неугодными”!), новым халифой был избран его старший сын Хасан.
Известно, что Хасан ибн Али был из числа тех, кто в 656-м году пытался защитить третьего халифа Усмана ибн Аффана от убийц, когда те окружили дом халифы. Он также неизменно следовал за своим отцом во время военных противостояний, а также принятия важных административных решений.
Будучи избранным новым халифой, Хасан выступил с речью в Большой Мечети в Куфе (Ирак), где присутствующие единогласно принесли ему присягу на верность. Однако это событие шло вразрез с планами Муавии, управляющего Левантом, и он отказался принести свою присягу Хасану ибн Али. В этом контексте, любопытным представляется письмо Муавии к Хасану (надо заметить, что оба обменялись не одним десятком писем, прежде чем события приняли новый оборот): “Ты просишь меня уладить это дело мирно и сдаться, но ситуация между мной и тобой сложилась такая же, как и та, что была между твоим отцом и Абу Бакром после смерти Пророка… Я нахожусь на посте управляющего дольше тебя, у меня больше опыта в управлении и ведении политики, кроме того я старше тебя годами… Если ты отдашь мне халифат сейчас, то сможешь вступить на этот пост после моей смерти” (Madelung, W. The Succession to Muhammad, Cambridge University Press, 1997, pp.316-317)
Продолжая переписку, Муавия собирает войско и направляется в Месопотамию. В то же время он хорошо понимает, что физически уничтожив своего врага, он не сможет сохранить свои позиции, тогда как мирный договор с Хасаном предоставлял ему полную свободу действий и достаточно времени, чтобы подготовить место для своего наследника. Так, после смерти Хасана иракцы пытались уговорить его брата Хусейна ибн Али стать их халифой, на что Хусейн ответил отказом, придерживаясь подписанного братом мирного договора, и обязал своих последователей дождаться смерти Муавии.
Итак, Муавия выступил против Хасана. По пути, однако, он сумел подкупить многих лидеров местных кланов, что послужило причиной сумятицы и неповиновения в армии Хасана. Ранен в бедро собственными солдатами, Хасан не мог принимать участия в битве, в то же время, воспользовавшись ситуацией, Муавия распространил слух о том, что Хасан намерен сдаться, одновременно подкупая командующих, что окончательно деморализует армию Хасана. Тем не менее, иракцы продолжают давать отпор Муавии.
В своем следующем письме Муавия предлагал Хасану подписать мирный договор с условием того, что он, Хасан, унаследует титул халифы после смерти Муавии. Кроме того, управляющий Леванта обещал не причинять вреда Хасану и его последователям, а также выплату ежегодного пособия и налогов с земель Фаса и Дарабджирд, куда Хасан будет отправлять своих инспекторов. Хасан ибн Али откомментировал это письмо так: “Он взывает к моей жадности в деле, в котором, если бы я хотел, то никогда не сдался бы” (Madelung, W. Religious school and sects in medieval Islam, 2003)
Хасан сдался, но в ответ потребовал от Муавии “действовать в согласии со Священным Кораном, не причинять вреда людям, не шантажировать его последователей, а также не назначать после себя наследника”, следующий халифа должен был быть избран согласно традиции “шура” (совещание). Таким образом, в августе 661-го года был подписан мирный договор между Хасаном ибн Али и Муавией бин Абу-Суфияном, что стало краеугольным камнем в последующих противостояниях между сыном Муавии Язидом и братом Хасана Хусейном, загнанным в ловушку вместе с семьей и детьми и предательски убитым. Тело Хусейна было изрублено, а голова в качестве трофея отправлена в Дамаскус.
Однако вернемся к Хасану. Добравшись до Куфы, он публично отрекся от власти, сделав ударение на том, что сдается исключительно в целях избежания пролития крови и новой гражданской войны, цитируя при этом Коран. Вскоре после этого Хасан покинул Ирак и отправился в Медину, чтобы там полностью отстраниться от политики. В тоже время группа Хариджитов восстала против Муавии, и, теперь уже халифа, Муавия отправил новое письмо Хасану с приказом выступить против повстанцев, на что Хасан ответил: “Я отказался от битвы против тебя, несмотря на то, что это было моим законным правом, ради того, чтобы сохранить мир среди наших людей. Неужели ты думаешь, что теперь я присоединюсь к тебе в битве?” (Madelung, W. The Succession to Muhammad, Cambridge University Press, 1997, pp.324-325)
Девять лет спустя в 670-м году Хасан был отравлен собственной женой и ушел из жизни в возрасте 46 лет. Учитывая то, что Муавия был на 20 лет старше и определенно не мог надеяться на скорую и естественную смерть своего оппонента, среди последователей Хасана поползли слухи о том, что Муавия был замешан в этой интриге и является причастным к смерти внука Пророка. Принимая во внимание тот факт, что вскоре после смерти Хасана Муавия объявил своего сына Язида наследником престола, подозрения в его адрес напрашиваются сами собой. Однако никаких доказательств в подтверждение этой версии найти пока не удалось (Madelung, W. The Succession to Muhammad, Cambridge University Press, 1997, pp.331).
После смерти Хасан хотел быть похороненным рядом со своим дедом, однако этому воспротивился двоюродный брат третьего халифы Марван, акцентируя на том, что Усман не был похоронен рядом с Пророком, а значит и телу Хасана там не место. Возможно, побоявшись новых столкновений, Аиша приняла сторону Марвана. Таким образом, Хасан бин Али, внук Пророка Мухаммеда был похоронен на городском кладбище. В течении столетий на его могиле было надгробие, и только с учреждением новой секты ваххабитов, захвативших власть в Хиджазе в конце ХIХ - начале ХХ века и установивших свой собственный “Ислам”, надгробие было уничтожено.
Если говорить об историческом влиянии Хасана бин Али, то вне сомнения остается тот факт, что, поступаясь титулом, справедливо доставшимся ему в процессе избрания халифы, ради сохранения относительного мира и стабильности, Хасан не переставал быть революционером своего времени, крепко держась за идеалы своей веры и стремление к единству народа. В какой-то мере романтиком, до конца верившим в законы чести и в то, что человеческая жизнь ценится выше даже самых высоких убеждений.
Свидетельство о публикации №217011901890