Тайна острова Нос - Ninna saar

Этот остров неожиданно возник, когда мы в очередной раз применили свой метод для поиска исчезнувших часовен. Этот метод как бы оформился или создался сам собой после анализа многочисленных исторических фактов. Он позволяет определять очень точно предполагаемое местонахождение когда либо существовавших часовен и церквей, которых сейчас уже нет и о которых нет никакой информации, по крайней мере, в общеизвестных источниках. Зная, что в данном месте что то было, уже легче искать подтверждающие факты, область поиска как бы сужается. Благодаря этому нашлась одна неизвестная ранее церковь (Петропавловская деревянная церковь 18 века), подтвердилось существование одной неизвестной часовни, а также обозначился один из самых ранних религиозных центров с предполагаемым святилищем (сейчас по этому месту дополнительно собирается информация [10]). Кроме того этот метод выявил и другую, очень интересную тему для исследований. Подробнее обо всём этом можно прочесть в самой книге «Часовни Нарвы и Ивангорода». 

Так вот - нежданно, негаданно в своих поисках мы пришли к этому острову, которого к тому же сейчас уже и нет. Он, если так можно сказать, как «Нарвская Атлантида» ушёл под воду в 1956 году, когда построили гидроэлектростанцию в Ивангороде. Мы стали искать информацию о нём и со временем получили подтверждение, что там могла быть часовня. К тому же появилось предположение, что и само это место могло иметь какое-то скрытое значение. Об этом будет сказано ниже.

Оказалось, что на острове было старинное кладбище. Ниже приведён интересный фрагмент из воспоминаний жителя тех мест:

   «Ниже по течению река Нарова расходилась на множество рукавов, образуя целый архипелаг островов. Я сказал архипелаг, быть может это не то слово, но во всяком случае здесь были Кулгинский остров, Шпилькин остров (остров Нос [5]), на котором было старинное кладбище, Кренгольмский остров и целый ряд других островов. Острова эти были покрыты густой растительностью: сирень, черёмуха, липа, ольха и другие лиственные деревья покрывали эти острова. А сколько было соловьёв на этих островах и какие чудные трели неслись в летние белые ночи. Течение ведь между островами было довольно быстрое, а с берегов склонялись ветви душистой черёмухи, отражаясь в зеркальной воде». [1]

Как известно на кладбищах ставили часовни и, как правило, эти часовни ставили на ближайшем возвышенном месте. Если сопоставить аэрофото острова с его картой от 1700 года, то можно точно определить место, где могла быть часовня. Рядом от острова была Кулгинская пристань. К тому же, как видно по карте 1700 года, в то время острова ещё не было. Известно также, что в 1700 году через это место отступала русская конница. На одной из карт о сражении 1700 года сделана надпись:

   «Нерегулярная конница подъ начальствомъ Боярина Шереметева, оставя свою пъхоту, переплыла чрезъ Нарову при W.»

Буквой «W» - на карте линией показан путь отступления, который проходил также и через место, где потом образовался остров Нос. На этой же карте видно, что рядом была пристань с укреплениями и вполне вероятно, что кладбище существовало уже в то время и могло иметь отношение к этой самой пристани.

Мы нашли одно единственное обозначение какого то объекта на острове на немецкой карте 1941-1943 гг.. Он выделен красным кругом на фото слева (см. выше).

Была ли часовня или нет, точно не известно. Мы считаем, что была. Почему? – будет понятно из других рассуждений, которые могут кому то показаться вымыслом или в чём то странными, но, тем не менее, именно с таких предположений и открывались затерянные сокровища, города и царства. К тому же, к слову говоря, нужно помнить, что рядом с островом находилось имение барона Штиглица [2] – некоронованного царя России.

Известно, что селения у реки Нарова имели несколько разных названий, которые менялись каждый раз с приходом новых властей. От этого терялась первоначальная суть, которая вкладывалась в названия, созданных в древние времена, деревень. Интересная версия об этой самой сути, отражённой и забытой ныне в некоторых названиях, приведена ниже:

    «Почти каждый российский царь, оставил о себе след в русских названиях городов, в которые обязательно входит корень - САР. Города с этим корнем встречаются преимущественно на территории России: СарАнск, СарАнь, СарАтов, СарАпул, СарДарабад, СарКанд, СарКел, СарЕпта, Чебоксары, Чебсара и т. д., что может свидетельствовать об именах царей, ещё недавно царствовавших в России: царь Ан, Царь Ад, царь Чебок, царь Апул и т. д. Используя эту методику можно определить не только имена русских царей, но значительность их деяний.» [3]

Ninna saar – так по эстонски обозначен этот остров (по эст.: Saar – Остров). Как видим SAAR – это и есть тот же СААР, т. е. немного изменённый САР. Эстонцы могли перенять звучание слова, забыв о его сути. С такого же взгляда можно посмотреть и на другие названия: Сааремаа (остров, где властвовали крестоносцы) и Саркуль (название деревни в устье реки Наровы, где когда то был забытый ныне город Норовск, построенный в 1557 году во времена Ивана Грозного и уничтоженный шведами. [4]) Кстати, точно известно, что один из островов (Петровский остров) на реке Нарова был назван в честь Петра Великого:
 
     «Имя Петра носит остров (Суур саар – с эст.: Большой остров), который находится в двух километрах к морю от места, где в давнее время располагался лагерь. На острове, когда-то покрытом лесом, русские купцы в царское время поставили памятник Петру I.» [5]

«Островъ Большой назывался ещё Государевъ. На нёмъ и теперь ещё растутъ десять дубовъ, посаженныхъ Петромъ Великимъ, по взятiи Нарвы, въ 1704 году.» [6]

На реке был и второй остров Суур саар - в районе Кренгольма (он тоже сейчас под водой).
На плане Нарвы 1905 года [7] видно, что рядом с ним с одной стороны (Ивангородской) был Баронский остров (рядом с имением барона Штиглица), а с другой (Юальской) стороны - остров Ninna saar.


И напоследок.
У барона А. Л. Штиглица была приёмная дочь Надежда Михайловна Половцова - внебрачная дочь Великого князя Михаила Павловича Романова. «По легенде, барон нашёл ребенка в саду своей дачи на Каменном острове.» [8]
Так вот - до замужества у неё была фамилия Юнина [9].


P.S.
Там же (где именно – нетрудно догадаться), где указана фамилия: ЮНИНА, есть интересный рисунок, который может о многом рассказать и особенно тем, кто знаком с загадочной жизнью Александра I.



Продолжение смотрите в статье: «Тайна острова Нос - Часть 2 или Скрытая карта».



Литература:
1. И. Г. Фаронов, «Деревни среднего течения реки (Наровы) – Принаровье» 
2. Павел Лизунов, «Петербургские купцы, фабриканты и банкиры Штиглицы», Изд.  Алетейя, 2016 г., ISBN 978-5-90670-530-3
3. В. А. Шемшук, «Русь Борейская. Украденная история», изд. «Всемирный фонд планеты Земля», 2001 г., (стр. 90)
4. Б. К. Емельянов (Йыги), «Пласты истории села Венкуль, сиречь Наровского, с незапамятных времён по настоящее время», СПб, 2011 г., изд. Реноме, ISBN 978-5-91918-074-6
5. «Река Нарва. Реки с заповедными территориями в уезде Вирумаа 2», Куру–Тарту, 2010 г..
Составители: Анне-Ли Фершель и Эва-Лийс Туви, Редакторы: Юхани Пюттсепп, Эха Ярв; Литературный редактор: Катрин Райд; Переводчик: Марина Раудар; Фотография на обложке: Анне-Ли Фершель; Фотографии: Анне-Ли Фершель, Эва-Лийс Туви, Эстонский национальный музей, Нарвский музей, частные коллекции; Оформление и верстка: Ирина Таммис/Akriibia O;; Напечатано в: Actual Print; ISBN: 978-9949-9057-4-4; (стр. 143)
6. «Городъ Нарва съ морскимъ его рейдомъ и рекою Наровою. Съ 9-ю планами», Составилъ П-ль Козакевичъ, СПб., 1878 г., (стр. 13)
7. План города Нарвы с окрестностями. Составил в 1905 году присяжный землемер Генрих Эброк. Масштаб 1:10000
8. Cтатья Маргариты Сергеевны Штиглиц.
9. Надпись на надгробной плите в Троицкой церкви в Ивангороде - «Надежда Михаиловна Половцова рожденная Юнина 10 дек 1843 – 9 июля 1908»
10. Смотрите статью - «Народность ЯМЫ и их часовни в Принаровье» - http://www.proza.ru/2017/11/23/132


Рецензии