7. Стройка переходит от Совнархоза к Минсредмашу

НА СНИМКЕ: Александр Николаевич Комаровский (1906-1973)


Вскоре Лаврентьев, имевший прямой выход на Хрущёва, добился, чтобы нас строил Минсредмаш (атомная промышленность), имеющий собственные мощные строительные организации. Наверное, это было правильное решение.

Уже в 1959 году был создан п/я 111, или «Сибакадемстрой». Возглавил его крупный строитель и хороший организатор Губанов. При нём строительство резко ускорилось. Тем более, что Минсредмаш не имел тех трудностей в снабжении, которые в избытке были у других ведомств, и зарплата рабочих была выше, чем на стройках других министерств и ведомств.

Но и этого руководству СО АН показалось мало. Академик Христианович, который отвечал за строительство, был хорошо знаком с начальником строительства научного центра на Урале чл.-корр. АН СССР К.А. Щепкиным, и тот порекомендовал взять на работу в Новосибирск опытного и энергичного строителя Николая Маркеловича Иванова. Но это было уже в 1961 году. Именно тогда полковник Иванов возглавил «Сибакадемстрой».

В те годы Минсредмаш был «государством в государстве», как тогда говорили. Ему давали огромные ресурсы и всё в первую очередь, и даже оплата работников на предприятиях этого министерства была выше, чем в любом другом месте. Так появился «Сибакадемстрой» и его начальник полковник, а впоследствии генерал Иванов, который сыграл важнейшую роль в создании Академгородка. Правда, в Новосибирске он строил еще одно крупное предприятие атомной промышленности – завод «Химконцентрат» и всю инфраструктуру, связанную с ним, – фактически еще один городок.

А разговаривал я у первого дома в Академгородке с Александром Николаевичем Комаровским (на снимке), героем социалистического труда, генерал-полковником, заместителем Министра Среднего машиностроения по строительству, который одновременно был и выдающимся строителем, и крупным ученым в области промышленного строительства, и профессором МИСИ, где он читал лекции.

Кстати, Александр Николаевич считал, что атомные электростанции должны строиться с защитными оболочками. Его не послушали, и он вынужден был уйти из Минсредмаша. Если бы на Чернобыльской АЭС была оболочка, последствия аварии были бы на порядок меньше.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/01/19/2064


Рецензии