Талант и драйв...
- эссе о даре Божьем -
Во многих литературных шедеврах, - в том числе в наших,- бесстрашие
преподносится читателю как преодоление страха. Это-де общечеловеческая
практика. Просто, одни проходят такую неизбежность быстрее, другие –
медленнее. Суть - ясна: не только ты боишься, все - боятся.
Преодолевай!
Меж тем, из всего, что я читал, слышал и видел своими глазами,- вывод
у меня однозначный: это нечто из памятки для молодого бойца.
Абсолютно бесстрашные от природы люди - есть!
Вернее, так: были, есть и будут.
Это,- врождённое бесстрашие,- такой же талант, как и другие, порой даже
более экзотические: умение читать чужие мысли; способность виртуозно играть
на любых инструментах, не зная ни одной ноты, или говорить на десятках языков,
включая диалекты, физическая красота (не спорьте: могучий дар!). И так далее.
Бесстрашие как талант,- можете обвинять меня даже в евгенике, однако это
чистейшая ерунда,- не обязательно, но чаще других свойственно людям среднего
роста, белокожим, нередко – довольно красивым. Впрочем, лучше сказать:
с правильными чертами лица. И со слегка золотистыми волосами.
Но хватит: а то ещё заподозрите в очередном сотворении «белокурой бестии».
Меж тем полная чушь – творить из этой породы людей, расу всемирных
завоевателей. Бесстрашные, - что очень даже странно,- вовсе не всегда становятся
победителями «в конечно счёте». Куда более успешны коварные и злобные, трусливые
и безжалостные. Или просто очень богатые или расчетливо-умные…
И не надо вот этого, вечно оригинальный вы наш Лев Николаевич: «русская
храбрость», «нерусская храбрость». Хорошо: у Тушина – русская храбрость, непоказная
и с какого-то, извините, хрена, слегка виноватая. Но разве у Давыдова, у Лермонтова,
у вашего же Долохова, которого вы однозначно не любите, храбрость не русская? Хотя
она категорически другая – шумная, агрессивная, если угодно,- даже показная. Мишель в штыковой бой в красной рубашке шёл: чтоб все видели.
И что ? Да ничего.
Абсолютное бесстрашие бывает абсолютно разным.
А поскольку врождённое бесстрашие - несомненно талант, то подиум ему требуется
даже больше, чем многим другим видам таланта.
Лучше других это сформулировал, возможно, первый Бесстрашный планетарного
масштаба - Александр Македонский, с юмором, но и с грустью воскликнув: «Какой смысл
совершать подвиги, если рядом нет Гомера?»
Крылато – и на века!
Я бы, конечно, мог и «на жизненных примерах» доказать, что бывает врождённая
храбрость. Скажем, когда-то мальчишками мы налетали на сады. Так вот один из нас,-
всего один, восьмилетний!-, когда выскакивали хозяева или сторожа с ружьями, с собаками, с перекошенными от злости фэйсами, - не убегал никогда.
Стоял и ждал.
И его ни разу не тронули ни люди, ни собаки.
Первые – лишь удивлялись, уважительно качая головами: «Ну, ты силён, засранец!» Вторые ходили вокруг, виляя хвостами.
Однако, если «на живых примерах», - это будет уже не тот жанр: а вдруг я присочиню что-нибудь от восторга перед уникальным талантом – врождённых бесстрашием? Поэтому пусть уж чудят ОНИ, именные наши атланты, мужественно и гордо держащие на своих плечах свод мировой истории.
Иногда их храбрость почти лишена смысла. Иногда – показушна.
Но это всегда - талант.
И ему, дару этому Божьему, тоже хочется, чтобы люди о нём знали…
Что, кстати, абсолютно нормально!
Это Иваны Петровичи, - которым Господь, кроме круглой печати, ничего не дал,- ХОЧУТЬ, чтобы мы были скромными и заменимыми. Тогда незаменимым может показаться он!Иван Петрович. С круглой печатью.
Что же до «виноватого» в своей храбрости Тушина, то это очередной выпендрион
Матёрого человечища. Вроде высосанного из пальца непротивления злу насилием.
Ну, бывают и такие. Кто спорит?
Но, как правило, этому таланту тоже нужна аудитория.
Смотреть Косой в глаза и между глаз –
Есть, люди, и такой талант у вас.
И это очень щедрый дар Небес!
Сам Гавриил прислал вам СМС,-
Архангел, что в кольчуге и с мечом…
И всё с тех пор вам стало ни по чём !
*
КОСТЁР ДЛЯ СТАРИКА . ..
I.
Истинный царь остаётся в истории едва не больше именно теми поступками,
в которых он проявляется себя не как царь, а как простой человек.
Эка невидаль – завоевал! Больше Чингисхана или Тамерлана не завоюешь.
А кому любы эти монстры?
У Александра же Великого не царских поступков в первой половине его
стремительного тринадцатилетнего владения почти всей планетой было столько,
что невольно закрадывается мысль: а царь ли это?
Что он хотел доказать постоянным проявлением в себе «простого человека»?
Неужели он слишком спешил, тайно зная,- вернее, смутно предчувствуя, - что
Азия, увы, примучит его - стать земным Богом?
Хотя – какая нам разница.
Главное, он поступал именно так, как поступал.
И это впечатляет даже 2.000 лет спустя.
II
Александр не любил осаждать крепости. Его стихия – открытый бой с многократно
превосходящим противников. Но Тир упёрся: он словно не пускал юного царя крохотной
страны в гигантскую Азию. Ладно, пусть так! – пожал плечами Александр - и обложил глупо сопротивляющийся город по всем законам осадной фортификации.
А поскольку не воевать он не мог, но решил между делом покорить племя каких-то арабов,
обитающих неподалёку в горах Антиливана.
Взяв отряд свободных от осады македонцев, юный царь решил, что называется, сбегать
в горы: непокорённых племен на пути его непобедимой армии быть не должны…
Ехали налегке. А потом и вовсе спешились.
Стали карабкаться по тропам, поросшим с двух сторон дёрном. Александр всё время
шутил, подбадривая свой небольшой отряд. В эти годы он ещё презирал роскошь, любил
(именно!) лишения. И даже оставил потомкам афоризм: «… нет ничего более рабского, чем
роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».
- Эй, бессмертные! – подшучивал неутомимый сын Филиппа и Олимпиады.- Скоро
увидим арабов: ох и всыплют они вам, хвастунам македонским, жару!
- А ты - зачем? – отшучивались первомакедонцы, с которыми он ещё недавно играл в
потешные бои на родных улицах.- Мы за тебя, Александр, будем прятаться!
- И за Лисимаха!
Это была серьёзная шутка.
Хотя все понимали, что нет на свете армии, которая выдержит удар македонской фаланги,
вид смертельно уставшего старика заставил Александра покинуть арьергард небольшого
отряда.- «Веди ты, Клит!»- крикнул юный царь - и присоединиться к старику-воспитателю…
Практически любой другой на месте Александра сказал бы этому неугомонному Лисимаху:
« Я же тебя уговаривал не ходить. Я же сто раз тебе повторил, что ты будешь обузой! Нет:
опять увязался…» Но он, ученик самого Аристотеля и выпестованный с колыбели этим милым
старцем-нянькой,- который к тому же недавно признался: «У меня осталась одна мечта: чтобы
мне закрыл глаза любимый воспитанник» и буквально везде таскался за ними,- сказать такое
старику не мог. Он, Александр, сказал иначе: « Потерпи, Лисимах: скоро ночлег…»
И последние сотни горных метров почти нёс на себе свою беспокойную бородатую няньку.
Повторяя: «Ещё немного, Лисимах. Ещё совсем чуть-чуть…»
III
Солнце буквально рухнуло за чужие мрачноватые горы. Они остановились.
С Александром было человек тридцать: остальные во главе с Клитом ушли далеко вперёд.
От камней вскоре потянуло ледяным холодом. А до спичем оставалась ещё тысяча лет. До
зажигалок – два тысячи. С эпохи же, когда у людей хватало терпения добывать огонь, тря палочку о палочку,- прошло ещё больше. Это были уже совсем другие люди: нервные, резкие,
стремительные. Они не собирали, они завоёвывали: рабов, золото, еду, землю, баб…
Глядя, как скорчился о холода Лисимах, примостившись у черного камня, юный царь
покачал красивой головой: «Замёрзнет старик!» И накрыл его своим лёгким плащом.
А в это время метрах в пятистах, - в стадиях бы надо: не было тогда ещё метров, но некогда
отвлекаться на перевод единиц из одной системы в другую,- почти одновременно вспыхнули
сотни костров. Александр,- до пояса голый, его ярко белая кожа в свете Луны просто светилась,-
уточнил для себя: «Да нет – пожалуй, за тысячу… Клит, что ли, с ними разминулся? Ладно –
будем разбираться утром. А пока надо спасать старика: ещё мои няньки при мне не замерзали!»
- Тебе плохо, Лисимах? – нагнувшись, прошептал Александр.
- Когда ты рядом – мне не может быть плохо, - прошептал старик дрожащими губами.
- Держись. Спасибо, что ты со мной!
Он взял меч. Крикнул своим, спрятавшимся в каменных щелях:
- Эй, ящерицы? Хватит дрожать от холода: всем – собирать на костёр!
-Ты что задумал, Александр?!
- Я сейчас высеку пламя из скалы- и принесу вам огонь!- голос юного царя был звонок и
весёл: это говорило о том, что он принял важное решение, с которым бесполезно спорить.-
Следите за Лисимахом. За мной – ни шагу: это приказ!
IV
Поскольку всякий грязный народец, для которого главная радость, что не только он,
пишущий, - свинья, но и все прочие свиньи, опорочил эту тему (Александр и женщины,
Александр и любовь), то я оставляю за собой право при случае к ней вернуться.
А пока лишь напомню лишь следующее : любимое чадо неистового Филиппа и безудержной Олимпиады, ныне юный царь Македонии, был среднего роста и хорошо сложён. Однако по жизни, скажем так, ему важнее было другое: он был быстроног как ветер. И то: зачем, скажем, такой спортивный дар Батыю? Он не воин. Сами монголы презрительно называли его за глаза «Бабой с луком и стрелами». Александр же бросался в бой первым. Крайне важен талант бегуна нужен был ему и в этот миг…
Ночь.
Царь гол по пояс.
В правой у него короткий меч.
Неслышно, как барс, и стремительно, как сокол в грозном своём пике, мчит он по горному
плато к тысяче вражеских костров, пылающих под чёрным небом Антиливана.
О чём он думал в этот странный миг?
Неужели ни о чем ином, кроме замерзающего Лисимаха?
Исполать ему, если так!
Но мне кажется, - поскольку всякий талант, в том числе талант бесстрашия, жаждет Гомера,- юный Александр думал также вот о чем: «Я сейчас сделаю ТО, что больше никто из царей,- ни через тысячу, ни не через пять тысяч лет, - не сделает на этой Земле. И люди запомнят ЭТО!»
С каждым шагом-прыжком всё ближе арабские костры.
Какая тысяча – их здесь не счесть!
Вражеское войско, расположившись на ночлег, гудит как земля при гневе Вулкана.
Уже можно различить отельные голоса и смех.
И вот тьма – словно отпрянула: всё от горизонта до горизонта залито светом будто весело и грозно танцующих языками пламени боевых костров…
Александр врывается в лагерь.
На него устремлены сотни глаз!
Но никто не может понять, ЧТО ЭТО или КТО?!
Полулежащие у ближайших костров вскакивают. Сталь врезается в сталь, высекая сполохи иск. Двое уже упали, сражённые мечом Александра, который ещё не навёл ужас на Азию.
Юный царь хватает самую яркую головёшку – и исчезает в кромешной тьме…
В лагере арабов короткое замешательство.
И правда: кто это?
Почему – ОДИН?
Может, это ИХ, македонский, БОГ !?
Через несколько минут всё в тех же пятистах метрах вспыхивает в глубине скал гигантский костёр. Часть варваров (а что вы хотите?) в страхе покидает свой ночной лагерь. Однако несколько самых отчаянных, такие есть у каждого народа,- бегут к македонскому костру.
Но поступок любимого царя,- то ли ещё мальчишки, то ли уже полубога,- удесятерил силы македонцев: она отбрасывают врагов, как тугой мяч от каменной стены.
V
Выставив дозор, македонцы засыпают в горах Антиливана, у огромного костра.
- Сменяемся через час. Всем - отдыхать: завтра – бой,- умащиваясь на потеплевших
камнях рядом с Лисимахом, говорит царь, пока ещё юный и странный.- Меня - тоже будить! Но, если можно, - ближе в заре…
Сладко посапывает разморенный жаром костра старик-воспитатель.
- Ты согрелся, Лисимах? – шепчет Александр.
- Да: ты меня согрел, мой мальчик.
Александр чуть усмехается:
- Это тебе за то, что ты когда-то не давал мне прятать на ночь в постель сладости.
Уже почти засыпая, Лисимах вздыхает не по-стариковски легко, словно подводя итог:
- А ведь у меня ничего, как у воспитателя, так и не получилось:
- Ты что, старик? В каком смысле?!
- Я хотел изваять из человека царя, а изваял – бога.
- Не шути так, Лисимах,- покачал головой Александр, что впрочем никто не увидел.- И
никому не говори такое! Я всего лишь смертный вождь бессмертного войска…
С этими словами он мгновенно заснул на тёплых камнях чужих гор.
Единственный из царей рода людского, бегавший во вражеский стан за огоньком.
Юный и полуголый.
Заснул, не в силах даже представить, что через какие-то четыре года будет величественно принимать поклонения себе, как земному богу. И даже в гневе убьёт на пиру лучшего из друзей -Клита. Лишь за то, что наивный первомакедонец попытается высмеять этот ритуал.
Свидетельство о публикации №217011900755