Уважаемые люди

МИХАИЛ РЯБИНИН 2 - http://www.proza.ru/avtor/mixryabinin - ЧЕТВЁРТОЕ МЕСТО В 79-М КОНКУРСЕ ДЛЯ НОВЫХ АВТОРОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

        В  этом  году  урожай  яблок  превзошел  все  ожидания.  Яблоки  были  везде – на  ветвях  деревьев,  на  земле  под  яблонями,   на  дорожках,   в  ящиках,  в  ведрах.  Запах  яблок  стоял  в  саду,  в  доме,  на  улице,  во  всем,  заваленном  яблоками  частном  секторе  Ярославля.
       Подвал,  оба  холодильника  были  завалены  яблочными  соками,  компотами,  вареньями.  На  печке  приветственно  белели  хирургическими  перчатками  двадцатилитровые  баллоны  с  яблочным  сидром.
      Я  сидел  на  крыльце,  с  тоской  глядя,  на  лежащие  на  земле  яблоки,  и  слушал  глухие  удары  падающих  зрелых  плодов.   Оставался  один  способ  сохранить  хотя  бы  часть  урожая  -  отвезти  его  на  рынок.  Я  собрал  с  ветвей  самые  красивые  яблоки  и  уложил  их  в  две  огромные  «бельевые»  корзины,  с  которыми  ездил  в  урожайные  годы  за  грибами,  загрузил  их  в  машину  и  отправился  на  рынок.
      Постоянные  рыночные  торговцы  сидели  в  уютных  ларьках,  с  водой  и  электричеством,  а  для  фермеров  и  прочих  частников,  руководство  рынка,  выполняя  указания  вышестоящего  начальства  о  развитии  малого  бизнеса,  организовало  длинный  ряд  деревянных  столов,  обитых  железом,  естественно,  без  воды  и  электричества.  Впрочем,  вода   в  неограниченном  количестве  была  во  время  дождя,  так  как  какой – либо  крыши  над  столами  не  было.  Тем  не  менее,  почти  все  столы  были  заняты.  Я  нашел  свободное  место  в  самом  конце  ряда,  достал  из  машины  яблоки,  переложил  их  в  невысокие   пластмассовые  ящики,  отрегулировал  весы  и  стал  ждать  покупателей.
      Первым,  кто  обратил  на  меня  внимание,  был  сотрудник  рынка,  который  следил,  чтобы  все  пользователи  деревянных  столов  оплачивали  « местовое».  Не  успел  я  разложить  яблоки,  как  он  возник  передо  мной  с  чеком  на  пятьдесят  рублей.
Следом  появилась  длинноволосая  красавица,  которая  попросила  положить  для  нее  в  пакетик  самое  красивое  яблоко  и  взяла  за  это  двадцать  пять  рублей,  пообещав  позже  принести  ветеринарную  справку.
      Первым,  кто  купил  у  меня  яблоки,  точнее  яблоко,  был  представитель  Средней  Азии.  Как  изменилась  жизнь!  Тридцать  лет  назад,  мы  бы  общались  с  других  сторон  прилавка.  А  сейчас,  передо  мной  стояли  два  молодых  гастарбайтера  азиатской  внешности  и  голодными  глазами  рассматривали  яблоки:
      -   Какие  красивые  у  Вас  яблоки,   -   сказал  один  из  них  с  небольшим  акцентом,  похоже,  в  России  он  работал  не  первый  год,   -   яблоки  надо  обязательно  кушать.
У  нас  дома  много  яблонь,  и  груши,  и  киви,  и  гранаты,  а  здесь  ничего  нет.
      -   Это  где  это,  здесь?
      -   Мы  тут  рядом,  у  вокзала,  дом  строим.
      Они  купили  одно  большое  яблоко,  тщательно  пересчитав  рубли  для  расчета.
      У  меня  когда – то  работали  на  стройке  узбеки  и  таджики,  они  мне  нравились  своей  честностью  и  трудолюбием,  и  меня  поражало  их  трепетное  отношение   к  родственникам.  Они  с  удовольствием  рассказывали  о  своих  родителях,  братьях  и  сестрах,  племянниках  и  племянницах  и  посылали  им  почти  все  заработанные  деньги,  оставляя  себе  копейки  на  скудную  еду.  Вот  уже  несколько  лет   я  не  занимаюсь  строительством,  но,  похоже,  у  азиатских  гастарбайтеров  ничего  не  изменилось.
      Я  продолжил  беседу:
      -   А  откуда  вы  приехали?
      Они  назвали   местечко  недалеко  от  Бухары.  В  молодые  годы,  когда  я  путешествовал  по  союзным  республикам,  тогда  это  была  одна  большая  страна,  я  проезжал  через  этот  поселок  по  дороге  на  Бухару.  Мне  запомнилась  колоритная  чайхана  -  типичный  представитель   национальной  архитектуры.   Я  рассказал  об  этом  своим  собеседникам,  чем  несказанно  их  обрадовал.  Глаза  у  них  потеплели,  в  них  пропала  настороженность  бродячей  собаки,  которая    в  любой  момент  ждет  удара  палкой,  и  они  стали  обращаться  ко  мне,  как  к  своему.
       -   А  воды  у  вас  не  найдется,  яблоко  помыть?
      -   В  машине  есть.  Посторожите  яблоки,  я  схожу,  принесу.
      Пока  я  ходил  за  бутылкой  питьевой  воды,  они  среди  яблок  обнаружили  еще  один  интересный  сорт:
      -   Что  это  за  красно – зеленые  яблоки?
      -   Это  зимний  сорт.  Они  очень  твердые,  очень  сладкие  и,  когда  их  грызешь,  сок  буквально  брызжет  из  них.
      Они  переглянулись,  прикидывая,  можно  ли  позволить  себе  еще  яблоко.  Я  решил  их  опередить:
      -   Возьмите,  попробуйте.  Дарю,   -   и  протянул  им  пару  яблок.
      Они  взяли  яблоки  и  принялись  меня  благодарить.  По  глазам  было  видно,  как  много  им  хочется  сказать  помимо  тривиального  спасибо,  но  они  не  находили  слов  в  чужом  языке.  И  вот  один  из  них  особенно  пристально  на  меня  посмотрел,  как  будто  обнял,  и  произнес:
      -   Живи  долго,  отец.
      Они  ушли.  Я  смотрел  им  вслед  и  думал,  не  за  два  же   яблока  они  так  меня  благодарили,  просто  в  этой   чужой  и  холодной  стране  может  быть  впервые  за  много  лет  к  ним  отнеслись  по  человечески,  с  уважением,  и  они  немного  согрелись.  Впервые,  их  рассматривали  не  как  рабочий  инструмент,  не  как  людей  второго  сорта,  с  ними  общались  как  с  равными.                Да,  у  нас  больше  запас  технических  и  гуманитарных  знаний,  но  в  чем – то  они  чище  и  мудрее  нас.


                Октябрь   2016 года


Рецензии