О неведении и вечных муках. Набросок

                Сизифа следует представлять себе счастливым.
                Альбер Камю

О существах, испытывающих муки ада, из богословских источников известно только, что они страдают и их страдание вечно. При этом нигде не уточняется, насколько адекватно они воспринимают свое страдание. Вполне - и даже более чем вероятно, что существо, страдающее в аду, в силу своего положения не может обладать адекватным знанием о природе своего страдания и его действительных причинах.

Скорее всего, существо, горящее в аду, не подозревает о том, что горит в аду. Поскольку ад - это представляется очевидным - не та сфера, где уместно торжество истины, а страдающие грешники - не те существа, которым она открыта. Наоборот - страдающие узники ада, по определению, есть обманутые и заблуждающиеся существа. Вечность и неизбывность их мук требует и неизбывности их неведения. Если же они заподозрят, что горят в аду, их страдание утратит свою метафизическую неумолимость - и в нем замаячит некая надежда на избавление.
 
Поэтому вечные узники адов, несомненно, должны находиться под действием иллюзии, скрывающей правду от их сознания, видеть что-то вроде отупляющего, бесконечно длинного наркотического сна, который нашептывал бы им, что они любимы, уважаемы, богаты, наделены властью, свободой выбора и пр., и пр. Т.е. ад должен всеми силами убедить страдающих в нем существ, что они до известной степени счастливы (или могут быть счастливы), для того, чтобы мучения длились вечно.

Иными словами, тот факт, что ты живешь в то или иное историческое время,
занимаешь в обществе определенное место, у тебя есть счет в банке, работа,
личная жизнь и все доступные тебе блага цивилизации, - вовсе не исключает
того, что ты вечно горишь в аду. Без малейшей надежды на избавление...
 
16 декабря 2011 г.


Рецензии