К. Брюллов. Портрет М. А. Бек

       К. Брюллов.  Портрет М. А. Бек.1840г. Национальная галерея Армении, Ереван

        Мария Аркадьевна Бек (1819-1889), урожденная Столыпина, во втором браке княгиня Вяземская, была известной петербургской красавицей эпохи Пушкина и Лермонтова. Кстати, последнему она приходилась близкой родственницей. И не только ему. Благодаря семейным и брачным узам Мария Аркадьевна была связана с многими замечательными людьми своего времени.

       Ее дед по линии матери, Николай Семенович Мордвинов, адмирал, вице-президент Адмиралтейств-коллегии, был членом Государственного Совета, кавалером ордена Св. Андрея Первозванного. Современники отзывались о нем как о видном государственном деятеле и человеке высоких нравственных правил. Будучи по своему служебному положению членом Верховного уголовного суда над декабристами, он единственный отказался подписать им смертный приговор.

        Марии было четырнадцать лет, когда умерла мать. Её тётка Надежда Николаевна Мордвинова (1789—1882) вспоминала:
  "Сестра Вера Николаевна занемогла нервической горячкой, и после двухнедельной болезни мы её лишились 4-го января 1834 года. Смерть сестры поразила матушку. Горестна была эта потеря и для всех нас; единственным утешением матушки было воспитание сирот сестры моей при себе. Они и переехали все к нам."

          Мордвиновы дали внукам превосходное образование. Дед был особенно нежен с внучками: мальчиков, он считал, не надо баловать. Детям разрешалось свободно играть и веселиться, их редко наказывали. Им прививали любовь к литературе, музыке и живописи; с детства приучали к чистописанию, особенно на русском языке; заставляли вести ежедневно журнал, впоследствии Мария Аркадьевна на протяжении всей своей сознательной жизни вела дневник и путевые заметки.

           Все Столыпины отличались выдающейся красотой. От отца Мария унаследовала высокий рост, а от бабушки-англичанки — стать. Современник писал о ней:
  "Не запомню красоты, подобной её. Это была прекраснейшая мраморная статуя величайшего из художников, оживленная изящным сочетанием грации и величия, спокойствия и сердечности, на которой улыбка всегда сливалась с кротким и ласковым взглядом. Её наружность напоминала двух женщин: величественную королеву средних веков и библейскую женщину, покорную и святую… её появление приносило в комнату точно луч света; она садилась, светлая и спокойная, и около неё установливалась ясная погода, веяло миром прекрасной души и чистой, как у младенца, совести … "

      Появившись в свете, Мария Столыпина сразу обратила на себя внимание высочайшего двора. Император Николай I, ценитель женской красоты, в конце 1836 года пожаловал её во фрейлины. Адмирал Мордвинов, зная, какие последствия могут произойти из этого, и боясь такой «чести» для внучки, решил поскорее выдать её замуж.
      О том, как происходило сватовство, записал со слов самой Марии Аркадьевны её зять граф С. Д. Шереметев:

  "… Будущего жениха своего она не знала. Бывал он в доме Мордвиновых, где его любили, но она никогда о нём не думала. Ей было едва 17 лет, и сидела ещё она за уроками, когда прислали ей сказать, что её зовёт Генриетта Александровна Мордвинова, которая тут же и объявила ей, что она должна выйти замуж за избранного ею жениха И. А. Бека. Марья Аркадьевна растерялась, чуть ли не заплакала и не сразу поняла, в чём дело. Жениха представили, возражений не допустили, и свадьба состоялась."Так в  1837 году Мария Столыпина стала женой богатого помещика Ивана Александровича Бека (1807—1842). Посаженой матерью на свадьбе была бабушка М. Ю. Лермонтова, Елизавета Алексеевна Арсеньева.
       
     Иван Александрович был не чужд изящным искусствам: писал стихи, обнаруживал способности к живописи и музыке. А.И.Тургенев, с которым он сблизился, будучи в Дрездене, находил в его поэтических творениях "истинный талант и какой-то вкус, тем же талантом угаданный". Немногочисленные его произведения помещались в периодических изданиях. Эти достижения на литературном поприще совпали со светскими успехами его красавицы-жены. Альманах "Утренняя заря", где было напечатано одно из стихотворений А.Н.Бека, был украшен наряду с другими гравюрами, портретом Марии Аркадьевны по рисунку В.Гау.
 О ПОРТРЕТЕ БРЮЛЛОВА.

   Портрет светской красавицы на фоне красного дивана выделяется из общего ряда светских портретов. Все дело в удивительной красоте самой модели. Идеальный овал лица, античный нос, вьющиеся черные локоны, аккуратные чуть полноватые губы. Но все меркнет перед глазами героини. Темно-синие, глубокие, выразительные, живые. Перечислять качества этих удивительных глаз можно долго. Зритель с трудом может оторваться от глаз героини.

   Тонкий меховой шарф, платье из тяжелого бархата, светлая накидка, отороченная мехом — все детали одежды призваны подчеркнуть изысканное изящество модели, удивительно органичную красоту молодой женщины.

Но есть и немного другое мнение.

         Портрет, написанный Брюлловым годом позже, принципиально иной по характеру. Прославленный живописец явно не считал этот заказ честью для себя.      
          Портрет выполнен со всем блеском мастерства, но парадная официальная интонация не оставила места естественности и даже приязни художника к модели. Брюллов сердито именовал ее "Бекшей" и работал над картиной, по-видимому, без всякого вдохновения.
        Свое равнодушие к героине портрета Брюллов возместил чрезвычайной тщательностью в исполнении деталей туалета и интерьера. Подчеркивая красоту светской дамы, он придал ей безжизненный, кукольный характер. Однако несмотря на сухость и официальность, картина была оценена современниками как замечательная работа мастера и упоминалась всегда с хвалебными интонациями.

         Спустя два года после создания портрета Мария Аркадьевна овдовела. А в 1848 году она снова вышла замуж за князя Павла Петровича Вяземского, который состоял при русской миссии в Голландии одновременно с И.А.Беком. Венчание состоялось в Константинополе и связало судьбу Марии Аркадьевны с семьей, оставившей столь значительный след в русской словесности. Сын замечательного русского поэта Петра Андреевича Вяземского, Павел Петрович был автором многих исторических и филологических работ, изучал искусство средневековья, коллекционировал предметы старины и художественного творчества.

          Сохранилась акварель, где изображено венчание П.П.Вяземского с М.А.Бек. Сообщая о нем в письме к В.А. Жуковскому, отец жениха, Петр Андреевич, писал о своей невестке: "Она... красавица, лицом и душой благонравная, благочестивая, воспитанная в семействе деда своего, графа Мордвинова..."

                Вероятно, благодаря своему благонравному воспитанию Мария Аркадьевна могла примириться с неуемной и кипучей натурой супруга, не всегда, правда, соглашаясь с его затеями. Семейство Вяземских довольно много времени проводило в подмосковном имении Остафьево, прославленном посещением знаменитых писателей и поэтов.

 Граф С. Д. Шереметев так описывает остафьевский быт:

  "… У княгини Марии Аркадьевны был свой особенный мир – резко разграниченный. С портретами семьи Мордвиновых соединялись константинопольские и баденские воспоминания, сливавшиеся с отражениями Зимнего дворца. То был уголок двора императрицы Марии Александровны, имевший свой определённый отпечаток и потому далеко не без личный.
           Письменный стол её не был заброшен, и среди много численной переписки всего чаще встречалось имя Nancy (А. Н. Мальцевой , урождённой кн. Урусовой). И тут же в двух шагах, но в стороне от всего и от текущей жизни Остафьева, сохранилась комната с большим окном в сад, перед которым стоял письменный стол А. С. Пушкина. Здесь сохранился отпечаток чего –то давно отошедшего, но полного особой привлекательной силы. То была комната Карамзина, в которой он писал свою «Историю Государства Российского».

            Украшению его Павел Петрович отдавал много сил и средств. В центральном овальном зале дома он расписал плафон, создав композицию, где были представлены не только родственники, друзья, но и многочисленные амурные увлечения князя. Первоначально существовал портрет и самой Марии Аркадьевны, но он до нас не дошел. Фигура была записана по желанию княгини, которая не пожелала быть помещенной в столь многочисленном женском обществе.

           В 1870-х годах Мария Аркадьевна жила за границей в Германии, Швейцарии, Франции. В 1874 году была пожалована в гофмейстерины к великой княгине Марии Павловне. Она долго не решалась принять эту должность, но ради сына и младшей дочери согласилась.

         Задушевная приятельница Марии Аркадьевны, фрейлина А. А. Толстая, характеризовала её, как человека страстного в своих чувствах, верного и прямолинейного. Л. Н. Толстой называл Вяземскую «прелестной представительницей русских женщин». Мария Аркадьевна уделяла большое внимание благотворительной деятельности по линии Российского общества Красного Креста. И за успешную работу была награждена знаком отличия Красного Креста и избрана «председательницей Дамского лазаретного комитета». До преклонных лет она не знала старости, до того была чутка и восприимчива.

 Мария Аркадьева умерла через год после смерти мужа в Тифлисе от сердечного приступа и была похоронена в Петербурге рядом с мужем на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.


Рецензии