Рафаэль. Портрет Биндо Альтовити

      Рафаэль Санти.Портрет Биндо Альтовити  (1512-1513)Национальная галерея искусства, Вашингтон.

 Работа позднего этапа творчества художника. Один из лучших портретов эпохи Высокого Возрождения в Италии и искусства портрета вообще.

         До XIX века работа считалась автопортретом Рафаэля. Однако сегодня благодаря исследованиям историков известно, что молодой человек, изображённый на картине, — Биндо Альтовити, богатый флорентийский банкир, который с 17 лет в Риме владел банком, унаследованным после смерти отца.

      Со временем он стал одним из богатейших и влиятельнейших людей в Италии; банк Альтовити предоставлял деньги римскому папе. Его семья переехала в Рим после изгнания из Флоренции из-за оппозиции к семье Медичи. Биндо родился в Риме в 1491 году. Разумно используя финансовые и политические деловые связи, он нажил одно из самых больших состояний в Италии. В 1530-х гг., когда папой стал Павел III, Б. Альтовити управлял не только папскими деньгами, но и поставкой зерна всему Риму.

         
 В 1511г, Биндо женился на Фиамметте Содерини и породнился с наиболее политически влиятельным семейством Флоренции.  Жена и дети Биндо постоянно жили во Флоренции, а он - то в Риме, то с семьёй.

        Банк Биндо в Риме зарабатывал, предоставляя деньги римскому папе, который управлял не только Церковью, но также и Римом и Папской областью в Италии. Влияние Биндо Алтовити росло. Используя разумно финансовые и политические деловые связи, он нажил одно из самых больших состояний в Италии. В 1530-ых гг., когда папой стал Павел III, он управлял не только папскими деньгами, но и поставкой зерна всему Риму.
      
      Биндо Альтовити был культурным человеком, любил искусство и был щедрым меценатом, другом и спонсором многих известных художников Ренессанса, включая Рафаэля, Микеланджело, Бенвенуто Челлини и Джорджио Вазари.
       
          Когда ему было 21-22г, Рафаэль написал его портрет. Селлини выполнил его бронзовый бюст в 58 лет, Гиоргио Вазари писал фрески в домах Биндо в Риме, а также алтарь для семейной церкви во Флоренции.

            Как банкир, Биндо остался политически нейтральным во времена споров о политическом лидерстве Рима и Флоренции. Однако, в конце жизни он стал противником Козимо Медичи( второго), герцога Флоренции, и финансировал армию, чтобы восстановить республиканское правление там. Это закончилось в 1554г поражением. Биндо был объявлен мятежником, и вся его собственность в Тоскане были конфискована. Он умер в 1556г, не добившись удаления Meдичи от власти.
      
      Портрет выполнен в необычной для Рафаэля манере, в нем прослеживается влияние венецианской школы. Биндо Альтовити изображён вполоборота к зрителю на зелёном фоне. На нём темная шляпа и синяя накидка. Его золотистые длинные мягкие кудри, заправленные за правое ухо, символизируют благородство и чистоту души. Голова Биндо слегка почти театрально повёрнута вправо, он пристально смотрит на зрителя. На левой руке, расположенной чуть выше сердца, видно кольцо.

ВАЗАРИ ПИСАЛ:

      "Для Биндо Альтовити он написал его портрет, на котором он изображен молодым и который считается поразительнейшим портретом, а также картину с изображением Мадонны, которую Рафаэль послал во Флоренцию и которая ныне в качестве алтарного образа находится во дворце герцога Козимо в капелле новых покоев, мною построенных и расписанных."

       Картина была собственностью потомков Альтовити до 1808 года, после чего была продана Людвигу I, королю Баварии. До 1936 года картина хранилась в Старой пинакотеке в Мюнхене. После окончания Второй мировой войны попала в США, где была куплена бизнесменом и филантропом Самуилом Генри Крессом, который пожертвовал её вашингтонской Национальной галерее искусства.
   


Рецензии