Внуковская школа

   Всё лето я мотался по лесу. Там было всегда интересно и спокойно. Лес, поляны, поля, овраги, ручьи, пруды - были моим вторым домом. Лето заканчивалось. В ту пору мне шёл уже девятый год, но в школу я ещё не ходил. Родители доверили мне быть нянькой для сестрёнки Лены, и я присматривал за ней, когда никого не было дома.

   Приближался вечер. Нагулявшись в лесу, я шёл не спеша домой. Этой осенью я должен был пойти в первый класс. Когда я пришёл с прогулки, меня ошеломило известие: завтра иду в школу!... Мне устроили баню в корыте, потом отец постриг меня. Мать дошивала на машинке из коричневых лоскутов, которые принёс отец с работы, "школьную форму"

   Я долго не мог заснуть. Моё воображение водило меня вокруг внуковской школы, но что находится внутри, я представить не мог. Эта неизвестность вызывала страх...

   Утро выдалось тёплым и тихим. Меня приодели, накормили и отправили в школу. Новый портфель с новыми учебниками тяжёлым не показался. До села Внуково мы - первоклассники - шли с учениками старших классов, которые, как и положено, опекали младших.

   Всех построили в линейку, имевшую форму буквы "П". Перед нами выступили директор школы и учителя. Прозвенел "Первый звонок". Моя первая учительница - Рузакова Екатерина Григорьевна - повела всех (учеников первого и третьего класса) на второй этаж начальной школы. В ней обучали с первого по четвёртый класс.

   На меня произвели неизгладимое впечатление огромное пространство помещения, чистота, ровные ряды парт и приятный запах свежей краски. Справа от входной двери стояли две большие чёрные классные доски, на которых пишут мелом. Из южных окон, просматривался холмистый пейзаж с оврагами, лесным массивом и деревней Кунисниково. В этой деревне жила Екатерина Григорьевна.

   Учеников начальных классов обучали два учителя. Если один учитель учил первый и третий классы, то другой - второй и четвёртый. Вторым учителем была Лисёнкова Марья Сергеевна. Она проживала рядом со школой. Обучение проходило одновременно двух классов в одном помещении.

   Поначалу учёба давалась тяжело: не хватало внимания и усидчивости. Уроки письма, чтения и арифметики - были основными. Сначала мы учились писать карандашом. Писали палочки, крючочки, кружочки и другие элементы прописных букв. После этого нас учили писать маленькие и большие - заглавные буквы. Освоив правописание (научившись писать слева направо) карандашом, перешли к обучению письму с применением чернил и ручки с металлическим пером. Писать чернилами стало сложнее: нужно было в нужном месте делать нажим на перо, чтобы буквы получались различной толщиной линий.

   Екатерина Григорьевна брала руку ученика и показывал в каком месте делать нажим, водила рукой ученика и приговаривала: "Нажим, без нажима. Нажим, без нажима...". От этих упражнений рука бысто уставала, и с нами проводили короткие разминки с присказкой. Сложность была ещё и в том, что за пером надо было постоянно следить и очищать его от бумажных ворсинок и засохших чернил специальной перочисткой или промокашкой. Иногда с пера срывалась капля, и в тетради появлялась клякса, которая наносила непоправимый вред написанному и огорчала "писателя".

   После обучения письму чернилами появился новый предмет - "Чистописание". Письменные упражнения мы делали в тетрадях с косой линейкой и красными полями. Косые линии помогали делать нужный наклон букв при письме.

    На уроках арифметики учились считать, писать цифры. Считать, складывать и вычитать нас обучали при помощи счётных палочек. У каждого ученика были свои палочки. У меня покупных палочек не было, и я пошёл в ближний лесочек, где летом собирал малину. При мне был складной, хорошо заточенный перочинный ножичек. Я нарезал малиновых побегов - сухих и ровных. Принёс их домой и нарезал нужное количество палочек.

   Лес много раз помогал мне в учёбе. Однажды, когда я учился в старших классах, Кира Александровна Ходова - учитель русского языка и литературы - задала на дом написать небольшой рассказ с использованием имён прилагательных. Сделав все уроки, я стал обдумывать задание по русскому. Из головы, как я ни старался, ничего не лезло. На дворе стояла Золотая осень. В голове крутились мысли о прошедшем лете. Я вспоминал любимые лесные места, где совсем недавно собирал грибы. И вдруг я заметил, что заданные к упражнению слова имеют связь с теми местами!

   Я взял тетрадку и пошёл в ближний лес. На любимой опушке стояла тишина. Под молодыми дубками сплошным одеялом лежали жёлтые листья. На кочках зеленели мох и листья брусники. Опалая листва нарушала тишину...

   Ничего выдумывать я не стал, а описал всё, что увидел и услышал. Рассказ сложился сам собой, и все заданные слова логично вошли в повествование. Дома я переписал рассказ из черновика в учебную тетрадь, несколько раз перечитал написанное в поисках ошибок. Мне понравилось моё сочинение, но за него я получил четвёрку...

   Мне нравились многие школьные предметы. Особенно я любил природоведение, геометрию, рисование, черчение, русский язык, астрономию и труд. С пятого класса я был постоянным членом редколлегии, и мне приходилось иногда допоздна возиться со стенгазетой и в школе, и дома.

   Школа для старшеклассников располагалась в Троицкой церкви. В ней учились с пятого по восьмой класс.

   В школу я пошёл в девять лет, что повлияло на судьбу и биографию: я навсегда отстал от сверстников. Учёба давалась тяжело. На уроках я был напряжён, при ответах терялся, плохо говорил, долго не мог выучить таблицу умножения, боялся контрольных.

   Гордостью школы были учебные мастерские с верстаками и инструментами. Мальчиков обучали столярному и слесарному делу, девочек - домоводству. Большое внимание уделялось практическим занятиям, на которых мы приобретали  твёрдые практические навыки. Кроме этого школа всегда помогала совхозу "Внуковский" окапывать яблони в молодом саду и убирать картофель.

Фото автора    


Рецензии
Здравствуйте, Владимир! Ваши мемуары - как мои воспоминания, будто мы учились вместе. Да и в совхозе "Внуковский" приходилось поработать! Только я училась в 1958-1968, в средней школе №3, что давно стоит в посёлке ДЗФС. С тёплыми пожеланиями,
Орлова Т.Г.

Татьяна Григорьевна Орлова   21.05.2019 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо Татьяна за отзыв! И я учился 9-10 класс в школе №3.

Владимир Иванович Кабанов   21.05.2019 11:58   Заявить о нарушении