Андреа дель Сарто. Девушка с томиком Петрарки

     Андреа дель Сарто.Девушка с томиком Петрарки.  1526-28 Холст, масло 87 х 69 см Галерея Уффици, Флоренция

           Андреа дель Сарто признан во всем мире как один из луч­ших рисовальщиков Возрождения, он оставил большое графи­ческое наследие, свидетельствующее о том, как много он рисо­вал, как разнообразны по своей направленности и по своему назначению его рисунки и какого высокого мастерства он до­стиг в этой области.
         «Девушка с томиком Петрарки» — одно из самых жизнерадостных произведений в творчестве художника.
   Исполненные величия картины и лиричный, теплый по настроению портрет девушки - вот два полюса в творчестве Андреа дель Сарто (1486-1531), флорентийского художника Высокого Возрождения. Впрочем, теплота и домашность присутствуют в этом портрете еще и оттого, что мастер нарисовал дочь своей любимой жены Лукреции от первого брака - падчерицу Марию, которую воспитал как родную.

   С хитринкой смотрящая на зрителя девушка держит в руках томик любовных сонетов Петрарки. Она впервые прикасается к тайнам чувства, которые будоражат и манят ее, героиня хочет утаить свое открытие и не может этого сделать, неловко указывая пальцем на строки, которые читает. Все это так точно схвачено художником, что обычный вроде бы сюжет с влюбленной девушкой, невольно намекающей на свое приподнятое внутреннее состояние, вызывает у зрителя теплое и трепетное настроение. Такой глубины в раскрытии внутреннего мира юного существа мало кто достигал во времена Андреа дель Сарто.

       В этом жизнерадостном и динамичном произведении Андреа показал себя внимательным и добродушным наблюдателем.
 
        От нее буквально исходят флюиды домашности. Круглое лицо Марии светится довольством и тем доверчивым выражением, которое свойственно лишь счастливой юности. Есть в этом лице и задор, и нежность, и девичья застенчивость. Обратите внимание также на то, как часто наделяет Андреа делъ Сарто своих персонажей книгами. Что касается "семейственных" портретов, то в них книга встречается дважды (второй раз - в рисованном портрете Лукреции). Это говорит о том, что художник, несмотря на свое низкое происхождение, отличался образованностью.       

 


Рецензии