Варианты трансгуманистических преобразований

Валериан Муравьёв (1885–1932) видел гарантию обретения бессмертия во всесторонней согласованности подсистем организма (он называл их системами). Под «внутренним согласием» понималась мера сплочённости элементов внутри организма, под «внешним согласием» – согласованность жизнедеятельности с другими (смежными) системами, то есть с внешней средой и организмами. Степень согласованности этих действий определялась как степень жизнеспособности организма, то есть как показатель его способности к «преодолению времени», или смерти.

Технических вариантов решения такой задачи три. Либо вопрос решается за счёт создания сверхкомфортных и безопасных условий существования человека как он есть, либо за счёт передачи функций управления организмом искусственно созданной внешней кибернетической системе, либо за счёт принципиальной трансформации строения и физиологии человеческого тела и превращения его в информационно-кибернетическую систему.  Опустим сейчас вопрос, возможно ли в каком-либо из этих вариантов достижение необходимой степени «согласованности» и рассмотрим их с этически-эстетической точки зрения. 

Вариант первый: сверхкомфортные и безопасные условия существования. Организация их возможна за счёт создания закрытых, отгороженных от внешнего мира помещений с системами очистки и кондиционирования воздуха; приёма диетической сбалансированной пищи; добровольно-принудительных занятий физической активностью или же, напротив, их полным отсутствием; использования мягких полов, стен и мебели во избежание получения травм; уклонения от ситуаций психологических стрессов. Даже влюбиться, даже завести домашнюю кошку в этом случае оказывается опасно, потому что возможно ненароком расстроиться. Это жизнь по принципу: открыл рот – и получил, что хотел, но при этом только то, что полезно и не вызывает изжоги. Правда, есть масса людей, которые радостно и заранее согласны на такой способ существования, более того, именно он понимается  ими как достижение заветной мечты о счастье; так что этот вариант наиболее вероятен. Абсолютная безыдейность и физиологичность жизнедеятельности. Иллюзорный рай для амёб и бездельников, ад для свободолюбивых и деятельных. Беспросветная скука.

Вариант второй: передача функций управления организмом искусственно созданной внешней кибернетической системе. При этом оптимальная форма такого устройства – незаметная, вшитая непосредственно в организм гибкая пластина и/или перемещающиеся по сосудам организма нано-частицы. Однако это приспособление настолько же удобно в использовании, насколько и крайне небезопасно. И основная опасность состоит не в том, что оно может случайно выйти из строя, а в том, что оно изначально, на стадии производства, или уже позже, в процессе использования,  может быть запрограммировано на что угодно. Такого рода устройство – творение рук людских, а вся история существования человечества показывает, что доверять человеку может быть гораздо более опасно, чем природе. Рай для обладающих властью, ад для попавших им в немилость. Массовая утрата доверия к кому бы то ни было. Хроническая паранойя потери контроля.

Вариант третий: принципиальная трансформация строения и физиологии человеческого тела и превращение его в некую информационно-кибернетическую систему. Одним из вполне допустимых, а в некоторых кругах и явно предпочтительным вариантом такого рода преобразований признаётся трансформация также и сознания человека с привнесением в него дополнительных функций и существенным увеличением скорости работы и производительности. Тотальная киборгизация человека. Мечта истинных трансгуманистов. Сложно судить о том, как именно будет чувствовать себя такое существо, какие оно будет ставить перед собой цели, будет ли оно вообще признательно за сам факт своего появления или проклянёт тот день, когда идея создания гомункулюса впервые возникла в сознании его родителя. Очевидно только одно: в данном случае речь уже идёт совсем не о человеке. Другая физиология, другое физическое устройство, принципиально другое, нечеловеческое мироощущение. Чужие среди нас или без нас. Самая безрадостная и бесперспективная картина «бессмертия». Смерть человеческой цивилизации.


Рецензии