Этноминиатюры. Коряки

      Обычаи своего народа  Кайнын  (медведь)  почитает. Ещё маленьким ребёнком он любил наблюдать за окружающими, с интересом  познавал народные сказки и разные истории. А когда подрос,   учился мастерить  нарты, запрягать оленей и собак, делать домашнюю утварь, обрабатывать шкуры. Кочуя  вместе с родителями и стадом оленей, Кайнын   запоминал  маршруты  кочёвок,  знал   угодья и священные места своего рода. От отца он получил ритуальный оберег и, как его учили,    тщательно его скрывал  от посторонних глаз, чтобы не  навлечь злых  духов.
       Их род живёт за счёт оленей,  которых люди   растят  и   оберегают.  Кайнын, как мужчина,  наравне со всеми  несёт    ответственность за  сохранность поголовья   стада.   Главной  в  стойбище считается яранга отца,  потому что у него больше всего оленей.  Теперь Кайнын хочет привести в ярангу  свою жену. Ему уже шестнадцать лет и он может сам принимать решения. Юноша не хочет жениться на  девушке из их рода. Кайнын видел молодую женщину     на празднике «Возвращение солнца», очень   красивую.  Она будет его женой.  Чтобы привлечь внимание красавицы к себе, юный  коряк участвовал в национальной борьбе, набрасывал аркан на  движущегося по кругу оленя, взбирался на обледенелый столб. Он бы и в гонках на оленьих  упряжках участвовал, если бы ему позволил отец, только чтобы эта девушка его приметила.
      Кайнын  помнит  строгие законы коряков,  запрещающие даже дотрагиваться до незамужней девушки. А если кто-то увидит, что девушка принесла, например,  попить воды молодому человеку, то её родственники могут  даже  избить этого парня и ещё и принудить юношу к женитьбе. Целомудрие у коряков всегда было в цене, так же как и чистота семейной жизни. А ещё этот народ  отличается прямолинейностью, благородством и гостеприимством. Кайнын знает, что примут его в роду, где живёт  избранница,  не  по правилам  гостеприимства, а по  обряду. И он готов его соблюдать.
     Молодой жених уехал  со своего стойбище ещё задолго до появления первых лучей солнца,  рассчитывая  к  середине  дня  добраться до яранги своей будущей жены. Кайнын не сомневается, что он женится на той, которая запала в его  душу.  Над головой  - яркие звёзды, такие крупные, что можно, как ягоды,  собирать в лукошко, чтобы потом из  них приготовить юколу – кашу-толкушу. В дорогу поверх кухлянки  Кайнын  надел камлейку – широкую  рубаху из ровдуги ( из оленьей шкуры со стриженым мехом).  А ещё взял с собой зимнюю одежду и  обувь – задержаться в стойбище невесты  можно  до двух   месяцев, а может и   до полугода.  С   появлением  солнца  взору  открылись  срединные горные хребты, обширные пространства  лесотундры  с многочисленными речками и озёрами,  кустарниками ольхи и кедрового стланика. Для Кайнына это привычная с детства картина природы – но сегодня не то время, когда нужно созерцать красоту северного мира. Его мысли сосредоточены на девушке-красавице, и на том, как он будет  добиваться своего желания и исполнять  предусмотренный обычаем  обряд.
     Он глубоко вдохнул  и вошёл в ярангу, чтобы сказать сидящему у огня  хозяину: «Я пришёл у вас поработать» - и   вместе со сказанным коротким предложением с облегчением выдохнуть  из  груди  воздух. Сказать «нет» отец невесты не может – таков обряд – он обязан согласиться. А   выйдя из яранги,  Кайнын  понял, что  родственники невесты ожидали   приезда  молодого человека,   заметив, наверняка, во время праздника  проявленный  им  интерес  к девушке.
      С этой минуты  юноша  должен  работать не только на будущих тестя и тёщу, но и на всех, кто проживал в  яранге  отца невесты. Никому ни в чём он не должен отказывать: разводить огонь, носить воду, привозить дрова. Идти туда, куда его пошлют, и с готовностью исполнять всё, что прикажут – беспрекословно! Кайнын вставал раньше других и ложился позже всех в яранге.  Ну а к поясу его четырнадцатилетней  возлюбленной,  с первых часов пребывания жениха  на стойбище,  прикрепили ремнями повязку, закрывающую наглухо нижнюю часть живота,  - как бы жених не напал на неё и не овладел ею. Теперь она ходит всюду не одна, а с провожатыми женщинами.
   Кайнын  свои испытания воспринимал как должное, проявлял выносливость, настойчивость, преданность и усердие, выполняя самую сложную и грязную работу. И по истечении трёх месяцев  заявил отцу невесты, что он хочет жениться на его дочери. По принятому у коряков обычаю отец ответил отказом. Но Кайнына это не смутило, он знает, что   пришло время обряда «хватания».  Надо пройти    новое испытание: поймать невесту, разрезать её кожаную повязку на животе и схватить за  интимное  место. Если ему не удастся с нескольких попыток  дотронуться  до девушки  хотя бы пальцем,  то следует возвращаться в стойбище  своего отца, и быть  посрамленным  окружающими. 
     Юноша ждал удобного случая и его ожидания увенчались успехом.  Ему удалось  схватить  девушку и  повалить её на землю. Сопровождавшие невесту женщины набросились на молодого человека, стали тащить за одежду и волосы, бить его кулаками по всему телу, стараясь освободить девушку из плена     крепких рук. Драка длилась не менее получаса, пока невеста не закричала: «Он попал!». В тот же миг женщины отошли   в сторонку, а жених перерезал ремни на её повязке и повел свою невесту  в ярангу. Обряд исполнен.
    Пока молодые спят, в стойбище готовятся к празднику. Приглашается шаман, варится свадебная каша. Под звуки  бубена  Кайнын  с  невестой занимает  положенное  по обычаю место у  костра, вокруг которого   расставляются  кушанья, а  шаман  по кусочку еды  от  каждого блюда  жертвует  огню.  Свадебный праздник начинается.
   Для  Кайнына  возвращение  с  молодой  женой  домой, в стойбище своего рода, в ярангу отца – это неописуемое чувство радости и гордости за себя.  Я –  муж, глава  семьи  из рода  смелых  и  упрямых людей, которых   называют  коряками!


Рецензии