О позитивной психической патологии

Будимир Роговой, кфилн( Россия)



Всемирно известный детский психотерапевт Бруно Беттельхейм достиг больших успехов в лечении шизофрении и, позже, аутизма, об этих   достижениях были свидетельствует ряд независимых наблюдателей: см. например, (Sutton 1996), (Crain 1980)
Тем не менее, основные терапевтические принципы, лежащие в основе этих лечебных процессов остаются до сих недостаточно выяснены, что признал сам в своих поздних работах Б. Беттельхейм – см. особенно (Bettelheim 1991, р. 34)
Реакции пациентов в психотерапии Б. Беттельхейма остаются недостаточно истолкованными и , что представляется особенно тревожным,  проявляется регулярная тенденция его пациентов к ухудшениям после некоторого первоначального улучшения, ухудшения могут быть очень длительными и иногда довольно тяжёлыми.  Б. Беттельхейм  так сказал о своей работе:
"... Наша работа, - говорит Б.Беттельхейм, - состоит из длинного ряда взлетов и падений, но ... в общем и целом, каждое падение менее глубоко, и каждый новый следующий взлёт, одновременно и выше и лучше, чем тот, который ему предшествовал ".  (Bettelheim 1950, стр. 229).
Эти ухудшения у пациентов  Б.Беттельхейма имеют определенно регрессивный характер, что было ясно установлено  Б.Беттельхеймом.
Вообще говоря, регрессия может быть "доброкачественной" (помогающая адаптации к реальности) и "злокачественной" (уводящей от неё) - термины "доброкачественная" и "злокачественная" регрессия были введены М. Балинтом (Balint 1965) .
Б.Беттельхейм был очень изобретателен в создании для  его пациентов доброкачественной, помогающей выздоровлению, регрессии.
Б.Беттельхейм часто говорил об адаптационном значении этого регрессивного поведения: например, (Bettelheim 1967, pp. 93, 294). Он даже резюмирует, что есть "тесная связь" "между высшими достижениями в одной области и регрессивным поведением в другой" / курсив наш / (Bettelheim 1950, p. 224).
В этой статье мы попытаемся экстраполировать это открытие Б.Беттельхейма  для более широкого круга психической патологии, далеко за пределы клинической области, со следующим, еще более смелыми предположениями в отношении общественной жизни.
Мы будем использовать термин "психическая патология", который шире, чем "психическая регрессия". Психическая патология включает в себя регрессию в открытой или, чаще, в несколько замаскированной форме плюс новые особенности в сочетании с чисто регрессивными в более или менее сложных комбинациях. Мы будем называть "положительной" психическую патологию, если она на самом деле является или может стать полезной для психического существования или прогресса человека или общества.
    Наше понятие «положительной психической патологии" довольно близко к понятию "позитивной дезинтеграции" в теории, созданной на польском (позже канадском) языке психологом К. Домбровским (Dabrowski 1979).
Некоторая, предположительно положительная психическая патология, может наблюдаться на различных стадиях онтогенеза, начиная, возможно, с первых дней после рождения, когда некоторые моторные способности новорождённого теряются внезапно и необъяснимо.
В нашей культуре существует заметное соотношение и, возможно, некоторая причинно-следственная связь между переходом подростков к новому опыту и деятельности, с одной стороны, и подъемом психической неуравновешенности  и неудачами в  социальной адаптации у некоторых из них, с другой стороны.
Некоторые психоаналитики считают, что нейтрализованная агрессия является первоначальным источником развития активности (Hartmann 1958). Поэтому в процессах внешней активизации и перехода из относительно безопасного мира семьи к более неопределенной и менее доброжелательной среде агрессивная энергия может быть легко реактивирована. На какое-то время это может быть полезно: известно, например, что у некоторых молодых шизофреников происходит улучшение  их психического здоровья, если они становятся преступниками.
А теперь мы переходим к некоторым литературным примерам, интерпретируемым нами в свете нашей концепции положительной психической патологии.
Более ста лет назад русский писатель-классик И.Тургенев сопоставляя позитивные и негативные психологические  черты Гамлета и Дон Кихота писал следующее:
"Неужели же надо быть сумасшедшим, чтобы верить в истину? И неужели же ум, овладевший собою, по тому самому лишается всей своей силы?" (Тургенев, цит. из Тургенева 1979)
Несколько аналогичные вопросы были заданы К.Чуковским в отношении произведений другого русского писателя – классика  А.П.Чехова:
«Почему в его произведениях так явственно милы ему слабые, безвольные люди, не умеющие постоять за себя, справиться со своей тяжёлой судьбой, преодолеть те невзгоды, которыми терзает их жизнь.» (Чуковский 1967, стр. 654)
Не может ли быть так, что пассивность чеховских персонажей и бегство от реальности Гамлета на уровне активности, а Дон Кихота - на уровне понимания, суть признаки их регрессии, относящейся к миру удовольствия перед лицом трудностей перехода к мирам ценностей и свободы? И не могли бы эти негативные особенности сыграть определенную положительную роль, либо сделать этот переход действительно возможным?
   (Выражение "миры различных психических переживаний" было взято нами из произведений современного русского психолога Ф. Василюка (Василюк, 1984)).
А теперь, не без колебаний, мы расширим наши экстраполяции из опыта психотерапии Б. Беттельхейма на социальную сферу. Ситуация в области социальной теории настолько неудовлетворительна, без каких-либо адекватных объяснений динамики общественной жизни и хода истории, что мы вынуждены продолжать нашу тенденцию мысли в области социологии и истории, даже понимая недостаточность этих данных в нашем распоряжении в настоящий момент.
Более полувека перед тем, как З.Фрейд  диагностировал невроз в нашей культуре, русский мыслитель и писатель А. Герцен создал одного из его литературных персонажей Тита Левиафанского  называющего человека homo insanus и говорящим следующее о смысле истории:
«...без хронического, родового помешательства прекратилась бы всякая государственная деятельность, что с излечением от него остановилась бы история»  (Герцен, цитата  Герцена 1987, стр. 439)
«Это безумие,- продолжает Тит Левиафанский,- того «…кто отводил руку народа от сохи и давал ему вместо неё меч…»». [Там же, Стр. 442]
 (Было бы интересно сравнить эти высказывания со взглядами современного американского социолога Ф.Фукуямы о «конце истории»).
Факты и аргументы в пользу происхождения безудержного безумия в нашей цивилизации могут быть легко собраны из опыта нашего времени. Но мы также знаем, что это сочетается с непрерывным освоением  миров деятельности, ценностей и свободы.
Предполагая в этом причинно-следственная связь, Л. Клагес и Т.Лессинг, в частности, выдвинули предположение, что духовные  переживания и энергия действия способны пустить под уклон человеческую жизнь и вести человечество к пропасти деградации.
Наша гипотеза более умеренная. Мы считаем, что, переход к более высоким  жизненным мирам действительно может привести к психической патологии, но последняя имеет также положительное значение и потенциал.
Несколько примеров положительной социально-психологической патологии было бы достаточно для этой статьи.
Поражает крайний мазохизм (в широком, не сексуальном смысле этого термина), лежащий в основе многих разрушительных войн. Страны, начинающие войну, часто страдают, несут  недопустимо большие потери, которые  возможно было предвидеть заранее,  как довольно вероятные, что делает эти войны необоснованными и абсурдными.
Но когда радикальный идеолог [Г.Маркузе] сетует на мазохизм "угнетенных", который делает новые революции невозможными, можно задать вопрос о некоторой положительной функции этого мазохизма. Опыт русской коммунистической революции показал, какие фатальные последствия могут вытекать из утраты «социального мазохизма» и превращения его в «социальную агрессию». (Тесная связь между агрессией и аутоагрессией постулируемая  теорией Фрейда, делает такой трансформацию вполне возможной).
Рассматривая социальную агрессию,  можно вспомнить, что еще в 1930 З.Фрейд писал:
"В наше время люди зашли так далеко в своём господстве над силами природы, что они могли бы легко использовать это господство для своего  взаимного уничтожения до последнего человека." [Фрейд 1930, цитируется по Фрейду 1990, стр. 79]
Ситуация с тех пор не изменилась бесповоротно.
Но признавая ужасающие результаты социальной агрессии, необходимо также вспомнить еще одно изречение З. Фрейда, который однажды задал вопрос, что российские коммунисты будут делать после предполагаемого уничтожения всех своих буржуазных врагов. З. Фрейд ясно понимал, что агрессия может быть фактором объединения и укрепления общества для борьбы с (реальными или мнимыми)врагами.
А вообще можно также вспомнить следующую заповедь М. Шелера:
"... Человек должен научиться мириться с собой, в том числе с теми склонностями, которые он считает плохими и пагубными". [Шелер 1928, цитируется по «Проблеме человека в западной философии» 1988, стр.75]
В другой работе [Шелер 1928, цитируется по Шелеру 1994, с.117]  М.Шелер ссылается на индийский миф о боге Кришны, который боролся долго и неэффективно против сил зла в форме Всемирного Змея, обвившегося вокруг него, но потом он легко освободился, подражая кружению Змея  каждой частью своего тела и тем самым, вероятно, уступил Змею. Мы хотели бы, тем не менее, добавить скептическое замечание, что такой маневр можно было легче сделать безупречному Богу, нежели  людям, возможно, также зараженным злом, часто не осознающим это. Тем не менее,  заканчивая нашу статью, выразим надежду, что, если мы попытаемся правильно использовать огромный потенциал положительной психической патологии, это может помочь для процветания и прогресса человечества.

                ЛИТЕРАТУРА
Ф. Василюк Психология психических переживаний. М: Московский государственный университет, 1984 (В России) (Существует также английская версия  М .: Прогресс, 1988).

А. Герцен Цит. по: Герцену, А. Рассказы. М., 1987 (на русском языке)

И. Тургенев  Гамлет и Дон Кихот. Цитируется по: С. Тургенев, И. Сборник трудов в 12 томах, т. 12. М .: Изд-во литературы, 1979. (в России)

К. Чуковский  О Чехове. В: К.Чуковский  Сборник трудов в 6 томах, т. 5. М .: Издательство литературы, 1967. (в России)

З. Фрейд Недовольство культурой. 1930. Цитируется по: Фрейду С. Недовольство культурой, т. 2. М.: Московский рабочий, 1990. (на русском языке)

М.Шелер Положение человека в космосе. 1928. Цитируется по: Проблема человека в западной философии. М .: Прогресс, 1988. (На русском языке)

М. Шелер Человек в эпоху уравнивания. 1928. Цитируется по: Шелер, М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. (В России)

Balint, M. ( 1965 ) The Benign and the Malignant Forms of Regression. In: New Perspectives in Psychoanalysis (Ed.G.E.Daniels ), pp. 284-317. N.Y.-L.: Grune & Stratton.

Bettelheim, B. ( 1950 ) Love is not Enough. Glencoe.

Bettelheim, B. ( 1967 ) The Empty Fortress. Infantile Autism and The Birth of the Self. N.Y.:  Free press; L.: Collier- MacMillan.

Bettelheim, B. ( 1991 ) The Informed Heart. L.: Penguin.

Dabrowski, K. ( 1979 ) Desintegracja Pozytywna.. Warszawa. ( In Polish ) (There are also some later English- language books of K.Dabrowski, which were unavailable to us)

Crain, W. ( 1980 ) Theories of Development: Concepts and Applications. Upper Saddle River, New Jersey: Prentice Hall.

Hartmann, H. ( 1958 ) Ego Psychology and the Problem of Adaptation. L.: Imago.
Sutton, N. ( 1996 ) Bettelheim: a Life and Legacy. N.Y.: Basic.


Рецензии