Самосаботаж, мазохизм и судьба человечества

Будимир Роговой кфилн  Россия

Мой перевод статьи, написанной автором на английском языке (О.Сокова)

    В настоящее время увеличивается количество  литературы и интернет-ресурсов, посвящённых теме самосаботажа. Что такое самосаботаж? На сайте http://www.selfsabotagingbehavior.com . говорится, что самосаботажное поведение – это такое поведение при котором отсутствует логическое или рациональное объяснения того,  почему вы не можете делать вещи, которые  хотите делать, или почему вы не можете иметь то, что вы хотите иметь. Это определение кажется неточным. Нет рационального объяснения самосаботажного поведения посредством предположительной выгоды, и этот пробел действительно не может быть заполнен.
Что касается рационального объяснения самосаботажа , оно, в принципе, условно возможно , и  задача настоящего очерка состоит в том, чтобы развить некоторые начальные предпосылки этой темы.
Формы проявления самосаботажа разнообразны . По словам ведущего специалиста в этой области
"Мы саботируем время, значение, финансы, выполняемые программы, образование, карьеру , отношения, здоровье ... "  http://www.justalyce.com  Мы можем медлить, имея важные цели. Но и выбор целей и спешка в процессе их достижения тоже могут быть самосаботажем.
В сферу самосаботажа включается наркомания и криминальное поведение . (Последнее часто вредно для самого уголовника и, поскольку он (не смотря на этот вред) не отказывается от него, это самосаботаж ) .
Есть и другие термины используемые, как синонимы  " самосаботажа ", а именно " мазохизм " (в широком , несексуальном смысле ), «внутренняя диверсия", " антилибидинозное  эго ", " психологический реверс " и некоторые другие.
Само обилие таких конкурентных названий обилие конкурентных названий показывает, что научная проблема недостаточно разработана.
Коннотации этих синонимов, несколько отличаются. " Мазохизм " может означать не только самосаботажное поведение , но и внутренние психические силы, имеющие мазохистскую направленность.
Такой широкий подход имеет на наш взгляд  определенные эвристические преимущества. Поэтому в данном тексте мы будем периодически использовать оба термина: " самосаботаж " и " мазохизм ", последний включает  само-саботажное поведение, как его неотъемлемую часть.
Потеря контакта с реальностью и способности приспособления к ней, характерные для самосаботажного поведения,  позволяют рассматривать это явление как мягкий психоз. Это делает понятным то,  почему человеку так трудно признать, что он саботирует себя. Кто хотел бы думать о себе как психотике?
Аналогия между самосаботажем и открытыми неврозами и психозами позволяют предположить игру мазохистских сил в происхождении и протекании этих болезней. Некоторые психоаналитики, начиная от K.Abraham  заявляли, что на самом деле регрессия, предположительно управляемая посредством мазохистких сил, является основным этиологическим фактором в возникновении психозов.
Существуют важные социальные последствия индивидуального само-саботажа/мазохизма, к которым мы сейчас обратимся.
Когда Германия начинала первую и вторую мировые войны, имевшие для нее катастрофические последствия, имели место сцены всеобщего ликования немецкого народа и рациональные решения оказались не по плечу. Когда Япония вступила в войну против США, это было сделано, несмотря на представленный японским правительством хорошо документированный доклад, в котором военная мощь США  оценивалась как в 10 раз превышающая японскую.  (Следовательно, был сделан прогноз о неизбежном поражении Японии.
Можно ли эти и другие подобные факты объяснить иначе, чем проявление мазохизма?
Социальные массы мазохизм может привести не только к неосторожным агрессивным действиям, но и к чрезмерной пассивности. Яркий пример такой пассивности из недавней истории: Россия в 90-ые годы 20-го века. Распад этой великой страны принёс много страданий населению.
В целом, Россия проявила себя в 20 веке в качестве «классической» страны социального мазохизма, при чем предположительно, он был одной из основных движущих сил коммунистической революции .
Утверждать это не значит отрицать, что во многих других исторических ситуациях русский народ проявил исключительную активность, готовность к самопожертвованию и другие благородные моральные качества ( Эти положительные черты могут вновь проявиться при смене внутриполитической ситуации).
Представляется, что такие парадоксы часто повторяются в сфере проявлений мазохизма и им необходимо дать твердое научное объяснение .
Еще один парадокс такого рода.
Зигмунд Фрейд и некоторые другие психологи описали так называемый «невроз успеха», возникший после необычного успеха пациента. Есть некоторые социальные аналогии с этим психологическим явлением, которые были кратко рассмотрены в нашей работе ( Роговой , 2004). К примеру, не может ли падение могущественной Римской империи после достижения выдающихся международных и внутренних успехов, время которых их современники охарактеризовали как " золотой век ", по крайней мере, частично, объясняться социальным мазохизмом?
Другой феномен, предположительно имеющий мазохистскую природу, – накопление ошибок абсолютных правителей, например, Наполеона и Гитлера, ошибки которых в нанесли значительный  ущерб их странам и, в конце-концов, привели к поражению и падению самих этих правителей.
Факты индивидуального и социального мазохизма не просто заметны, они бросаются в глаза, и недостаточность научного внимания к этим вопросам может быть объяснена той же мазохистской тенденцией, которая мешает личности и обществу эффективно бороться с этим злом.
И в самом деле, объяснения мазохизма, предложенные на сегодняшний момент наукой, как правило, скудны и недостаточны.
Объяснение мазохизма / самосаботажа/ реально пережитыми или внутренними, душевными разочарованиями в детстве, которое можно найти у некоторых выдающихся психоаналитиков, может быть правильно в некоторой степени или частично. Такое объяснение отвлекает научное внимание от жизненно важного парадоксального поведения зрелых людей и соответствующих социальных мазохистских явлений (которые, на наш взгляд, могут быть откорректированы в широком диапазоне). Единственным действительно существенным  достижением в объяснении мазохизма остается, на наш взгляд, понятие «инстинкт смерти» , предложенной Фрейдом ( Фрейд, 1920 ) .
Эта концепция имеет фундаментальное значение для проблем психической жизни, она сочетает в себе психологические и физиологические аспекты (на последних мы не будем останавливаться в настоящей статье), и она  действительно может мобилизовать научную мысль для решения этой сложной проблемы.
В то же время,  данный термин имеет неточное значение (по крайней мере, в переводах на английский язык), поскольку  понятие "инстинкт" слишком жестко:  на самом деле человек не имеет подлинных животных инстинктов, они изменяются, трансформируются, переплетаются и используются сознательно и бессознательно для различных полезных или вредных целей. Понятию инстинкта смерти не хватает также оптимистического содержания необходимого для плодотворной научной работы в этой области.
Это не столько критика Фрейда, сколько  его последователей, многие из которых отошли от этого, в целом, эвристически ценного понятия.
В настоящий момент мы не имеем никакого адекватного понимания явления мазохизма, как и вообще адекватной психологической теории, объясняющей природу человека.
Это вызывает особые сожаления, если принять во внимание надвигающийся глобальный кризис. Этот кризис названный двумя российскими авторами "Армагеддон завтра " ( Valyanski & Kalyuzhni , 2006), стремительно превращается в " Армагеддон сегодня" и имеет определенные мазохистские черты в своем возникновении и развитии.
Глобальное потепление является лишь началом серьезного экологического кризиса. Рост цен на нефть и газ уже вызвал экономический кризис в США и других странах. Социальные потрясения во многих странах будут продолжаться на фоне все еще острого противостояния между "прогрессивным" и относительным (пока еще ) западом (или, в современной геополитической конфигурации, севером ) и другими бедными, консервативными, экономически и культурно отсталыми странами.  Опасность такой оппозиции уже продемонстрировал мазохизм террористов-смертников в США и других странах.
Теперь совершенно ясно, что перенаселение, предсказанное 200 сто лет назад (в 1798 году) Т. Р. Мальтусом, которому было уделено очень мало внимания, наукой и обществом, стало критическим. Как пишут S.Valyanski и Dm.Kalyuzhni  "биосфера Земли не может поддерживать существование 6 миллиардов людей " ( Valyanski & Kalyuzhni , 2006 , с.15 ) . Трансформация биосферы становится неизбежной, и она  будет сопровождаться  глубокой трансформацией человечества, возможно его деградацией или даже полным исчезновением.
Наука знает много случаев кризиса перенаселения в животном мире, они обычно заканчивались большими  колебаниями численности популяции и постепенным восстановлением обедневшей и деградировавшей среды.
Однако нынешний кризис человечества существенно отличается от кризисов в животном мире, в первую очередь он вызван  мазохистским использованием разума, которое позволяет эксплуатировать среду, пренебрегая всем, кроме непосредственных выгод. И этот мазохистской фактор сохраняет свою активность.
При том, что многие непосредственные экологические, экономические, социальные, культурные и политические средства против нынешнего кризиса представляются необходимыми, единственно радикальное психологическое средство для искоренения этой мазохистской тенденции является такое использование разума, которое сделает Homo Sapiens  человеком разумным в полном смысле этого слова.
Реализация этой чрезвычайно сложной задачи представляется возможным, при условии, что мазохизм не возобладает в очередной раз.
Выдающийся американский психоаналитик Даниэль Rancour - Laferriere говорит в конце своего основательного  труда, посвященного российскому мазохизму :
" У меня нет никаких практических рекомендаций ... мазохизм очень трудно поддается лечению  в клинических условиях . Для его излечения необходимо изменение личных целей" . ( Rancour - Laferriere , 1995, с.237 - 238) ( Наш повторный перевод с русского перевода . BR)
Но это уже ценная рекомендация!
Покойный православный священник Александр Мень писал :
" Воля к власти является тягчайшим импульсом и самым тяжким грехом человечества» ( Мужчины , 1997, p.652 ) . Именно эта воля к власти - причина современного глобального кризиса.
Успешное лечение индивидуального и социального мазохизма требует переоценки традиционной теологической и современной негативной философской антропологии, а также привнесения в широкую практику  инновационных психотерапий, в первую очередь  психотерапии Бруно Беттельгейма и Маргариты Sechahaye - ср. ( Роговой , 1994), ( Роговой , 1998), ( Роговой , 2004b).
В настоящее время, чтобы добиться успеха в психотерапии самосаботажа, её следует, возможно, применять в сочетании с традиционными восточными практиками медитации и другими ментальными и психосоматическими упражнениями.
Без сомнения, все эти задачи не могут быть решены одним человеком, но лишь в сотрудничестве многих теоретиков и практиков, при условии их взаимной помощи и критики.

Ссылки
Freud С. (1920) По ту сторону принципа удовольствия. ( На немецком языке) .
Есть также переводы на английском и русском языках .

Malthus T.R. (1798 ) Очерк о законе народонаселения.

Men А. (1997) Мировая духовная культура , христианство , церковь. Лекции и беседы. М. : Александр Мень Фонд ( на русском языке).

Rancour - Laferriere Д. (1995/1996) Рабская душа России - моральный мазохизм и культ страдания . Нью-Йорк: . Нью-Йоркский университет , 1995 / М. : Арт- Бизнес-Центр , 1996 (русский перевод ).

Rogovoy B. (1994) Gratification and Activity in Schizophrenia. Some Curative Factors in Two Dynamic Psychotherapies. In: Dynamische Psychiatrie, Muenchen, Germany, 27 Jg, #146-147, S.206-219. (In English with a German abstract)

Роговой Б. ( 1998 ) Регрессивные обострения в психотерапии Бруно Беттельгейм . ( Рукопись )

Роговой Б. (2004) Судебная сытость. ( Рукопись )

Роговой. Б. (2004) Положительная психическая патология . ( Рукопись )

Valyanski С. , Kalyuzhni Dm (2006) Армагеддон завтра. М.: АСТ . ( На русском языке)

http :/ / www.justalyce.com .

http :/ / www.selfsabotagingbehavior.com .
                                .


Рецензии