Страх смерти
«…в этой последней схватке между
смертью и нами нет больше места
притворству, приходится говорить
начистоту и показать, наконец, без
утайки, что у тебя за душой: ибо
только тогда,… из глубины
души вырываются искренние слова,
срывается личина и остается сущность».
М. Монтень. Опыты.
В лихие 90-е в стране по утверждению экспертов фиксировалась «аномально высокая смертность не среди стариков, а именно среди людей среднего возраста, причем именно мужчин. Продолжительность их жизни в России на 14 лет меньше, чем у женщин. Такого нет ни в одной стране мира. При нынешнем уровне смертности лишь 42 % двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до 60-летия». В последнее время положение несколько улучшилось, но коренного перелома достичь не удалось. Не способствует этому и очередной затянувшийся кризис.
У тех, кому повезет достичь пенсионного возраста, переход от более или менее бурной трудовой деятельности к относительному покою сопровождается многочисленными комплексами. Пенсионер напоминает бегуна, сошедшего с дистанции. Награда – недостижима, потребность соревноваться без цели увлекает немногих.
В период резкого торможения привычного ритма жизни происходит первое серьезное испытание для психического и физического здоровья. Далеко не все его выдерживают. Смертность среди пенсионеров сразу после выхода на заслуженный отдых, особенно у тех, кто резко прекращает работу, довольно высока.
Кому-то, чаще женщинам, удается, к счастью, преодолеть очередной барьер, и для них наступает «счастливая старость». Наверно, трудно придумать большее издевательство, чем это словосочетание, особенно в России. Смысл каждого из двух слов настолько противоречит друг другу, что только совершенно бесчувственный истукан мог объединить их в единое целое. Многое испытывает в старости человек – болезни, унижения, утраты, нет лишь одного – счастья. Жизнь уходит, семья рушится, дружба теряется – где здесь найти пристанище пугливой птице под названием «счастье».
В череде негативных эмоций, сопровождающих угасание жизни, пожалуй, первая – страх смерти. От него не уберегает ни сравнительно крепкое здоровье, ни обеспеченное будущее, ни высокое положение в обществе – любой щит пробивает мрачный, липкий страх. Некоторых он преследует постоянно, других – временами. Как бы человек не бравировал бесстрашием, для многих наступает возраст, когда страх смерти становится постоянным спутником. Иногда он «ближе», чем самые закадычные друзья и члены семьи.
В стремлении избавиться от пугающего соседства люди начинают вести здоровый образ жизни. Человек освобождается от вредных привычек, ищет эликсир долголетия.
Перед лицом вымышленной или реальной угрозы смерти (вам, конечно, доводилось встречаться с людьми, которые многократно прогнозировали свою кончину и даже прощались с родственниками, а она, как «назло», все не приходит) человек ведет долгие мысленные дискуссии о смысле прожитой жизни.
Если у человека есть совесть, (о тех, у кого последняя атрофировалась как ненужный рудимент, здесь речь не идет) то подобно неутомимому маятнику разум взвешивает на самых строгих весах то хорошее и плохое, что совершено в жизни. Строгий судья внутри оценивает события и по-ступки, анализирует, когда был не прав, а где и вовсе оступился.
Подготовка к главной исповеди совершается еще на Земле. Безжалостный регистратор внутри не укоряет, а только напоминает о чем-то постыдном, что хочется выкинуть из памяти, да не удается. Как бы хотелось что-то исправить, что-то изменить в прошлом. Но нет у времени обратного отсчета. И только оно определяет момент, когда того или иного человека настигнет страх смерти.
Сошлемся на пример великого писателя. «Случилось ужасное: раньше, чем перст смерти коснулся тела Толстого, за сорок лет до кончины, предчувствие ее вонзилось в душу живого, и избавиться от него не удается». Никто, на мой взгляд, не проник глубже С. Цвейга, только что процитированного, в мировоззрение нашего выдающегося соотечественника.
Почему же страх смерти обуял совершенно здорового, овеянного славой писателя, привыкшего от рождения к роскошной и обеспеченной жизни? Сам Л. Толстой объясняет (Л. Н. Толстой. Исповедь. Собрание сочинений в 20 томах, т.16, с. 94) зарождение этого чувства и возникающее в результате желание покончить жизнь самоубийством от неумения найти ответы на «детские» вопросы, как он их называл, о смысле жизни. Целое исследование провел пытливый ум. Он беседует на вечные темы с учеными, литераторами, священниками. Удовлетворительного ответа не получает ни от кого.
С. Цвейг считал, что «…Толстой (вечное спасение художника!) справился со своим страхом, сделав его объективным, он отстранил от себя смерть и страх перед смертью, вселив его в других, в свои творения».
Да, перед лицом смерти не станешь лицемерить, пытаться выдавать себя за ту личность, которой никогда не был. Можно лишь сожалеть, что страх смерти пробуждает нравственные задатки, заложенные в каждом, только на закате жизни, а у некоторых, вообще, никогда
Страх смерти наряду с определенным позитивным воздействием имеет и негативные последствия. Под его влиянием иногда до неузнаваемости искажается личность. Много лет приходилось наблюдать, как пользующийся заслуженным авторитетом руководитель крупного учреждения под разными надуманными предлогами уклонялся от последнего прощания с уходящими из жизни коллегами и друзьями. Родственники умерших, сотрудники и даже сам патологически настроенный субъект осуждали та-кую позицию. Но страх, хоть и перед чужой смертью, был неодолим. Скорее всего, это чрезмерная деформация личности.
Другие становятся замкнутыми, раздражительными, неуживчивыми. Несомненно одно – страх смерти отравляет последние годы пожилых людей. Легче всего осудить, прямо скажем, неприятное для окружающих явление. Труднее отнестись терпимо к старческим слабостям. Особенно это касается молодых, порой бестактно и жестоко подавляющих старшее поколение. Подавляющих с позиций грубой силы, финансового притеснения и морального унижения.
Крайнее выражение страха смерти – самоубийство. Толстой, например, заставлял прятать от себя самого охотничье ружье, шнурки от ботинок, чтобы в минуту слабости не поддаться роковому искушению. Некоторым это не удается. И происходящие подспудно процессы совершенно незаметны со стороны.
Руководитель коллектива, где довелось трудиться и мне, не имеющий, по мнению коллег, никаких проблем ни на работе, ни в семье, ни со здоровьем, (кроме, видимо, психики) неожиданно принял решение последовать примеру супружеской четы французских коммунистов Лафарг. Написал об этом в предсмертной записке. Как и они, свел счеты с жизнью, пока не наступили кризисные явления старости, связанные, в основном, с предстоящим уходом на пенсию.
Для друзей, товарищей по работе, тогда его поступок был необъясним. Лишь на склоне собственных лет я начал понимать, что за ним скрывался не только и не столько страх смерти, сколько страх жизни. Той жизни, которую приходиться вести человеку, лишенному прежней активной деятельности, т.е. в какой-то мере отвергнутому от общества.
Множество людей, казалось бы, в безнадежном состоянии, продолжают цепляться за жизнь. Они неспособны ходить, а иногда и двигаться. Не всегда адекватно воспринимают реальность. На словах ратуют за приближение кончины. Но в глубине души лелеют надежду на чудодейственное лекарство и его сверхъестественные возможности. А побудительным мотивом нередко выступает все тот же страх смерти, который часто заглушает и физические, и нравственные страдания. И только уж совсем отчаявшиеся готовы свести счеты с жизнью.
Уважаемые читатели!
Данный рассказ в обновленной версии вошел в сборник «Судьбы людские», выпущенный в 2016 году издательством Ridero.ru.
Заказать электронную книгу (90 руб.) можно в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатную в формате принт-он-деманд (печати по требованию) (389 руб.) - на сайте книги https://ridero.ru/books/sudby_lyudskie/.
Ваши отзывы, в том числе и критические, можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
Заранее благодарен И. А.
Свидетельство о публикации №217012000171