Попиха

  Детство моё прошло в маленьком засекреченном посёлке среди потрясающе красивой природы (теперь этот посёлок не секретный и не охраняется). В стороне от посёлка за болотом на опушке леса был домишко, говорили, что раньше там жили монашки. В этом домике жила моя верная подруга детства Галька Попова, по прозвищу Попиха. Её почему-то все не любили, считали глуповатой, в школе она плохо училась и даже оставалась на второй год. Галька была простодушной девчонкой, но не глупой. А теперь я думаю, что она была самая интересная, любознательная, смелая и надёжная из всех моих сверстниц. Мы с ней познавали мир, и многое я узнала именно от двоечницы Попихи. Мы любили путешествовать по окрестностям, с ней было не страшно. Галька знала все грибы и ягоды, все растения, что ядовито и что съедобно, где что растёт и как называется (в том числе и во всех огородах), где какие камни и пещерки, куда ведёт любая тропинка. Она, например, дружила с какой-то одинокой старушкой, которая по-видимому раньше работала ботаником в секретной лаборатории по изучению воздействия радиации. Как-то раз подруга привела меня к этой старой ботаничке, и я была потрясена обилием диковинных растений и книг в её жилище. Так вот откуда у Гальки такие обширные познания о природе.
  Галькины родители мне казались очень странными. Отец был молчаливый, я даже не знала, какой у него голос. А мать, наоборот, всё время разговаривала на повышенных тонах, Гальку била за провинности, а без провинностей детей не бывает. Попихин отец работал шофером на скорой, а до того водил машину с животными для опытов в той самой секретной лаборатории (может, поэтому и был такой молчаливый). Хозяйство у них было большое: коровы, козы, куры, огромный огород. Уходя на работу, родители оставляли Гальке поручений как Золушке. Но Галька не была послушной Золушкой, она быстренько исполняла самые важные наказы, и мы с ней отправлялись по своим делам, а дел у нас было тоже много: обойти заветные места, искупаться в озере, залезть в чужой огород, откопать там корешок пиона и посадить у себя, да мало ли чего ещё. Допоздна мы гулять не могли, у подружки была святая обязанность - разносить молоко клиентам. Возвращались мы к ней домой вместе, там её ожидало битьё, она надеялась, что при мне постесняются её бить, но это не срабатывало. Я была свидетелем этой скорее ритуальной порки. Мать орала, потому что она всегда орала, Галька орала, потому что это было частью ритуала, искренности в её воплях не звучало. Я терзалась угрызениями совести, потому что считала себя виноватой в ослушании подруги. По окончании порки крики резко прекращались, а на Галькином лице не было и признаков слёз и страданий. Но я всё равно уходила домой с тяжёлым сердцем, а иногда шла с ней за компанию разносить молоко.

  Сколько мы с попихой в детстве пережили приключений. Однажды в солнечный мартовский выходной день она решила мне показать местечко, где я ещё не бывала. Это оказалась та часть озера, куда только зимой и можно попасть по льду, среди зарослей камыша множество мелких островков. Обследуя эти островки, мы не заметили, как оказались на другом берегу озера. А там было ещё интересней: заброшенные рудники, отвалы, старинные старательские прииски. Кроме нас там ещё какой-то местный парень нашего же возраста (лет 12) лазил. Он предложил: а пойдёмте на настоящие шахты. И мы пошли. Там дежурил его знакомый взрослый специалист, ему было скучно, он повёл нас на экскурсию. Выдал нам настоящие шахтёрские костюмы, каски с фонарями, и мы спустились на глубину 180 метров. Внизу всё как положено, тоннели, рельсы, вагонетки. Добывали там вольфрамово-молибденвые руды, красоты в них никакой нет, но мы взяли на память несколько кусочков, да ещё кристаллики пирита. Когда мы после экскурсии поднялись наверх, уже стемнело, а домой попасть можно только через озеро. Возвращаться тем же путём мы не рискнули, в темноте можно заблудиться или провалиться, в камышах бывают полыньи. Мы пошли напрямик по открытому льду, зная, что если солдат, охраняющий наш секретный посёлок, заметит нас, он обязан будет подстрелить нарушителей, но выбора у нас не было. До сих пор помню тот страх, под ногами чёрная бездна, над головой чёрная бездна (хорошо, что луны не было), а сбоку с берега, может, кто-то на тебя уже смотрит через прицел. Ангелы хранители были с нами, мы дошли. А родители никогда не узнали об этом приключении.


Рецензии