Блуждая вокруг ерцево моим землякам посвящается

В детстве я относительно поздно научился кататься на велосипеде - в девять лет, в то время, как мои сверстники вовсю гарцевали на стальном коне с двумя колесами.


Но вот настал мой день рождения (13 июля 1985 года), когда папа мне подарок не принёс, а... привёз, точнее, подвёз, а ещё точнее, подкатил. Я был дома. Отец подозвал меня к окну. Я взглянул со второго этажа вниз и увидел: папа стоит во дворе с новеньким велосипедом " Кама" прямо из магазина (кто помнит, были такие с маленькими колёсами и "дамской" складной рамой). Я был очень обрадован, что наконец наверстаю упущенное и научусь ездить. Папа привёл велосипед в рабочее состояние и научил меня кататься.


Освоив велосипедную езду относительно поздно, я всецело отдался новому увлечению.


Мне было мало ездить по улицам посёлка. Мне хотелось посмотреть, что там за дальним поворотом.
Я решил осваивать на транспортном средстве окрестности Ерцево. Себе я даже казался Колумбом, открываюшим округу. Вместо морей я пересекал леса, а вместо континентов открывал окрестные деревни - мне доселе неизвестные.


Один из моих любимых маршрутов был до деревни Алексеевская. Путь начинался на улице Заречная - там, где она берёт своё начало от улицы Южной. Всегда ухмылялся, когда по телевизору в очередной раз показывали фильм "Весна на Заречной улице". Так и представлял себе, что покажут улицу нашего посёлка, хотя и знал, что это не так. Но "родная улица моя" была мне милее, чем её тёзка из фильма с индустриальными ландшафтами, большими заводскими трубами. Одноэтажные дома с уютными дворами утопали летом в зелени, а зимой в снегу. Здесь наш посёлок был городского типа только по названию, производя впечатление умиротворяющей сельской идиллии.


Я проезжал перекрёсток с улицей Андрияна Николаева. Почти сразу Заречная переходила в Юбилейную, а посёлок Ерцево - в посёлок Юбилейный, он же Козий Городок, как его называли в народе. Формально часть Ерцево, с той только разницей, что лагерь здесь был не всевластен. Хозяином на этой территории был колхоз "Победа", у которого жители любили убирать первые две буквы в названии.


В Юбилейном я обычно давал газ. Мальчишки там были далеко не мирные. Организованой толпой могли велосипед остановить "на скаку" или взять на абордаж, если сами были на стальных конях.
На ровной улице Юбилейной было удобно разгоняться. Около колхозного гаража дорога шла под горку. Ещё помню,что висел на гараже лозунг: "Живёшь на селе - овладей техникой!". Можно посмеяться над наивностью этих слов, но сколько ностальгического в них.
Спуск заканчивался около большого коровника. Запах там был весьма специфический. Была позже, в девяностых на телевидении реклама: "Все ароматы Франции в одном наборе".
Дальше нужно было ехать в горку, проезжая мимо полей. Обычно в этом месте я ехал стоя, пока наконец не доезжал до Заречья.

Название меня ставило в тупик, когда я первый раз проезжал деревню. Ну и где же река, за которой Заречье должно было находиться. На Т-образном перекрёстке я поворачивал вправо, продолжая путь. Мне нравилось в Заречье поздним летом и ранней осенью дворы с алыми кистями рябин.
Когда последний дом деревни оставался позади, начинались опять "американские горки". Сначала вниз мимо колхозных полей. Наконец показалась река, за которой деревня согласно названию должна была быть. И была эта та самая Лухтонга. Каково было моё удивление видеть вместо широкой плотины, в которой купался летом весь посёлок, лесной ручей ниже по течению. Я по-прежнему был в недоумении. Итак, Заречье - деревня за рекой. Но на моём пути было наоборот: река за деревней. Где же тут смысл?


После моста, под которым река пересекала дорогу, начиналась следующая деревня - Поповка. Она оказалась ключом к разгадке. В царские времена,когда Ерцево и в помине не было, Поповка была центром здешней округи. Там была церковь, в которую приходили люди из других деревень. А Заречье действительно за рекой, если из Поповки смотреть. Просветили меня об этом местные бабушки.
Поповка стоит на склоне высокого холма. Дорога после моста идёт круто вверх. Каждый раз, проезжая, говорил себе: "Ну в этот раз подъём обязательно возьму!". Проезжал несколько метров, а потом слезал с велосипеда и катил моего железного коня. Для такого крутого подъёма нужен, несомненно, маунтин-байк. Зато на обратном пути крутой спуск. Выброс адреналина! Драйв! Я разгоняюсь. Моя разумная половина сознания говорит, что на тормоза надо нажать, чтобы через камни на дороги или брёвна на мосту кувырок не сделать. Но безумная половина заставляет меня ехать без тормозов. Не интересно без ветерка!
Поднявшись наконец наверх, любил я постоять на холме и посмотреть на открывавшуюся передо мной панораму с видом на Заречье и Юбилейный. Старые камни на вершине холма привлекали моё внимание - остатки фундамента церкви, разрушенной в богоборческую эпоху нашей истории.
Затем ехал дальше. После Поповки опять продолжались поля, но уже скоро продолжался лес, за которым скрывается кладбище. Туда я обычно заходил, чтобы почтить память земляков, которых больше не было среди нас. Сколько знакомых имён читаю я на надгробных памятниках.

 Навестив земляков, покинувших этот мир, я возвращаюсь на главную дорогу, подъезжая уже к Матвеевской. Кто такой был этот Матвей или Матвеев, давший деревне имя, - до сих пор загадка для меня. Матвеевская связывает в воспоминаниях меня с одним домом, во дворе которого так пышно цветёт черёмуха.


После нескольких километров следующего пути конечная цель пути - Алексеевская. С её названием ясности не больше, чем с Матвеевской. Цепь холмов, на склонах которых стоят дома и дворы, просто затмевает своей красотой предыдущие участки пути. Хоть фильмы там снимай. Просветил меня мой друг Максим Опалев. Профессиональный историк, покопавшись в архиве, узнал, что Алексеевская была когда-то самой северной точкой крепостного права. Владел ей даже правнук фельдмаршала Суворова. Вот так мы соприкасаемся с историей, сами того не зная.


После Алексеевской дорога ещё продолжается несколько метров, переходя в узкую тропинку, теряющуюся в лесной чаще. Пора поворачивать обратно. Родители ждут.


Рецензии