Взгляд болельщика
Просмотрев несколько игр нашей команды, по общему мнению, выступившей не в полную силу своих возможностей, не могу не высказать свою оценку сильных и слабых сторон игры команды.
Очень понравилась скорость передвижения игроков, владение клюшкой и шайбой. Но как только встречается противник, готовый вступить в силовую борьбу, атака прерывается, шайба теряется. Нет команды. Создаётся впечатление, что четыре игрока удалены, и играет всего один.
Вспомните, как Малофеев на чемпионате Союза по футболу 82-го года, победив более сильных соперников, вывел нашу команду на первое место: пас-пас-гол! Детская забава!Смотреть было не на что! Нет удовольствия от игры.Зато победа!
Нашим хоккеистам, увлечённым индивидуальной техникой, не хватает видения поля. Обратись я напрямую к хвалёным тренерам, поражённым гордыней, получил бы ответ, что *какой-то сопляк будет меня учить?*
В своей статье *Развитие мышления шахматиста*, напечатанной в журнале *Мир спорта*, есть упоминание о том, что видение поля важно не только хоккеисту, футболисту, но и шахматисту, где даны практические методы его развития. Можно посоветовать каждому хоккеисту индивидуально поработать за шахматной доской над развитием периферического зрения, способствующего не только восприятию шайбы, но и видению всех игроков на поле.
ОЙ.
20.01.17.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Видение игрового поля важно не только футболисту, хоккеисту, но и шахматисту. Издавна это качество ценилось как признак высокого мастерства.
Предлагаемая нами поэтапная работа развития «видения», напоминает работу йога с янтрой для открытия «третьего глаза». Хочется сразу предупредить, что открытие «третьего глаза» открывает много других способностей, использование которых в личных целях может повлечь за собой много неприятностей. Если у кого откроется, рекомендуем эти способности применять только для игры в шахматы.( Для шахматистов в шахматы, для хоккеистов в хоккей)
Одновременное восприятие всех клеток доски без саккадических движений «быстрых скачкообразных движений глаз по клеткам» рекомендуется начинать с четырёх центральных клеток доски. Зрение сосредотачивается на центральной точке. Попеременно воспринимаются то две чёрные, то две белые клетки без отрыва взгляда от центра.
Смена восприятий с чёрных на белые с белых на чёрные производится периферическим зрением. Наряду со зрительным восприятием клеток, необходимо запоминать их названия: D4-E5, E4-D5, произнося их вслух или про себя. Усвоение их названий входит в состав абстрактно-логического мышления, не должно занимать главенствующего положения в восприятии. Постоянно присутствовать, но оставаться как бы в тени и всплывать на поверхность по мере надобности.
Затем воспринимается целиком весь квадрат из четырёх клеток. Освоение видения центра происходит довольно быстро, достаточно одного-двух дней. Кроме освоения «за белых», большую пользу принесёт освоение квадрата «за чёрных», где зрительное восприятие аналогично, но изменяются названия клеток.
Для укрепления взаимосвязи словесно-логического и зрительного восприятия можно предложить освоить ещё шестнадцать четырёх - клеточных квадратов «за белых» и шестнадцать аналогичных квадратов «за чёрных», имеющихся на доске.
Словесное название клеток, сливаясь в процессе мышления в единое целое, ограничивает объём зрительного восприятия. То, что определено словесно, понятийно – доступно восприятию. Увеличение объёма зрительного восприятия требует введения и новых более ёмких словесно-понятийных определений. Кроме названий чёрных и белых клеток, необходимо осваивать понятия «вертикаль», «горизонталь», «диагональ».
Освоение следующего, более крупного квадрата из 16 клеток может занять неделю. Тренировку постоянно начинать с четырёх центральных клеток, периодически возвращаться к восприятию более простых заданий прошлых тренировок. Не отрывая взгляда от центральной точки, переключать внимание с диагонали C3 – F6 чёрных клеток на диагональ F3 – C6 белых. С диагонали E3 – C5 чёрных на диагональ D3 – F5 белых. С клеток E4 – F3 на D5 – C6. D4 – C3 на E5 – F6; F4 – D6 на C4 – E6; E3–C5 + F4–D6 на D3–F5 + C4–E6.
Воспринимаются все чёрные клетки и, без отрыва взгляда от центральной точки, внимание переключается на все белые клетки. В шестнадцати клеточном квадрате можно использовать вертикали и горизонтали. Восприятие вертикали C3 – C6 чередуется с восприятием диагонали C3 – F6, F3 – C6, E3 – C5, F4 –D6, C4-E6, D3 – F5, E3 – C5+ F4 – D6, C4 – E6+D3 – F5, C3 – F6+F3-C6. Перебрав вертикали D, E, F, можно многократно увеличить количество вариантов, применимых для восприятия переходов с вертикали на диагонали. Переходов с вертикалей на горизонтали возможно 16 вариантов. На доске имеются 9 квадратов по 16 клеток с диагоналями: А1-D4, C1-F4, E1-H4, A3-D6, C3-F6, E3-H6, A5-D8, C5-F8, E5-H8, «за белых», (рис.9) и столько же «за чёрных» (рис.10) с диагоналями: H8-E5, F8-C5, D8-A5, H6-E3, F6-C3, D6-A3, H4-E1, F4-C1, D4-A1. На них желательно провести работу.
Следующий квадрат из 36 клеток потребует для освоения месяц ежедневных тренировок по нескольку раз в день по 10-15 минут. Тренировку начинать с меньших квадратов. При переключении внимания взгляд постоянно фиксировать на центральную точку доски.
В освоении данного квадрата значительно возрастает количество возможных вариантов диагоналей, вертикалей, горизонталей и их сочетаний, участвующих в восприятии и переключении внимания. Кроме того, на доске имеется 4 квадрата из 36 клеток. Желательно провести на всех из них работу по зрительным восприятиям с названиями клеток, диагоналей, горизонталей, вертикалей как «за белых» (рис.9), так и «за чёрных» (рис.10).
D4 -E5 на B2 - G7, E4-D5 на G2 - B7. B2 - G7 на G2 - B7.
F2 –B6+G3 - C7 на C2 - G6+B3 –F7. D4-E5 на F2 - B6+G3 – C7
E4 – D5 на С2-G6+ B3 – F7. B4 -Е7+D2–G5 на E2-B5+G4-D7
D4 - B2 на E5-G7; E4-G2 на D5 - B7;
D2-G5+C3-F6+B4-E7 на E2-B5+F3-C6+G4-D7.
B2-G7+B4-E7+D2-G5 на G2-B7+E2-B5+G4-D7.
F2-B6+G3-C7+D2-B4+G5-E7 на C2-G6+B3-F7+E2-G4+В5-D7.
Вариантов переключения внимания с вертикалей на диагонали существует 108, столько же с горизонталей на диагонали. С вертикалей на горизонтали 36. Если брать одну вертикаль и две диагонали, или вертикаль + горизонталь и переключать внимание на одну или две диагонали, количество возрастает неимоверно, всех не пересмотришь.
Добившись стабильности, чёткости в переключении внимания и видения всех 36 клеток, можно переходить к овладению всей доски, видения всех её 64 клеток.
Освоение всей доски аналогично освоению квадрата из 16 и 36 клеток. Не отводя взгляда от центра доски, периферическим зрением воспринимаются по диагонали клетки D4-A1 c переключением внимания на восприятие клеток E5-H8, и с белых клеток E4-H1 на D5-A8. С диагонали чёрных A1-H8 на диагональ белых H1-A8. С клеток D4+E5 на диагонали D4-G1+E5-H2 и на D4-A7+E5-B8. С клеток E4+D5 на диагонали D5-A2+E4-B1 и на D5-G8+E5-H7. С чёрных клеток диагоналей G1-A7+H2-B8 на диагонали белых B1-H7+A2-G8. С диагоналей A1-H8+C1-H7+A3-F8 на диагонали белых B1-A8+F1-A6+H3-C8. С диагоналей чёрных G1-A7+H2-B8+E1-A5+H4-D8 на диагонали белых B1-H7+A2-G7+D1-H5+A4-E8.
Точно так же как в квадрате из 16 и 36 клеток, на доске из 64 клеток можно переключать внимание с вертикалей на горизонтали и диагонали. При фиксации взгляда на центральную точку доски переключение периферического зрения с чёрных на белые и с белых на чёрные клетки, с вертикалей на горизонтали и диагонали производить неторопливо, многократно, до 4 – 6 раз. Желательно провести работу на полной доске с названиями клеток, диагоналей, вертикалей, горизонталей как «за белых», так и «за чёрных».
Для закрепления видения всей доски можно предложить вариант «подзорная труба».
Не отводя взгляда от центральной точки, периферическим зрением воспринимаются клетки по периметру по часовой стрелке: D4-D5+D5-E5+E5-E4+E4-D4, C3-C6+C6-F6+F6-F3+F3-C3, B2-B7+B7-G7+G7-G2+G2-B2, A1-A8+A8-H8+H8-H1+H1-A1. И возвращение назад по периметрам квадратов, не выпуская из поля внимания пройденные клетки, вплоть до центральной точки, завершая восприятие всех клеток доски.
Более широкий охват периферическим зрением клеток и большее их количество потребует и больше времени для достижения конечной цели - устойчивого восприятия и переключения внимания в видении всего игрового пространства шахматной доски. Для постоянно хорошего нахождения в игровой форме мы предлагаем смотреть на шахматную доску не только для достижения восприятия всех её чёрно-белых клеток и видения их в представлении, но и ежедневно в качестве физкульт-минутки, так как приобретённый навык быстро ослабевает, теряется.
Свидетельство о публикации №217012000594